
В этой статье я хотел развенчать один из популярных мифов о Сталине, мол при нём все ведущие конструкторы сидели за колючей проволокой и там создавали свои образцы вооружений в голоде, холоде и чуть ли не под пытками.
Вот описание одной из таких "шарашек", пожалуй, самой известной, к тому же курируемой "страшным и ужасным" Л.П.Берией, взятое из воспоминаний П.Судоплатова:
"По указанию Берии все ученые, задействованные в советском атомном проекте, были обеспечены приличным жильем, дачами, пользовались спецмагазинами, где могли наравне с руководителями правительства покупать товары по особым карточкам; весь персонал атомного проекта был обеспечен специальным питанием и высококвалифицированной медицинской помощью." http://militera.lib.ru/memo/russian/sudoplatov_pa/07.html
Это - 44-ый год. Учёных уже не "репрессировали". Знаете почему? Потому что они сами попросили передать их от курирования Молотова под Берию, как более толкового менеджера!
До этого учёных (в особенности - авиаконструкторов) Сталину приходилось просто прятать как от банальных доносов, так и от физического устранения врагами молодого Советского государства! При этом создать самолёт в простой тюряге или на лесоповале, как Вы понимаете, просто не реально. Так что можете сами представить условия, в которых трудились многочисленные КБ под псевдонимом "шарашки" - обычные КБ и лаборатории того времени, причём без постоянной угрозы клеветы или убийства!
Собственно закрытые города и предприятия СССР, которые и сейчас есть не только у нас, а и во всём мире - прямые наследники тех самых "шарашек", созданных с теми же целями - концентрация учёных умов, создание им самых благоприятных условий и защита от врага!
Вот как об этом пишет П.Судоплатов:
«Берия, грубый и жестокий в общении с подчиненными, мог быть внимательным, учтивым и оказывать каждодневную поддержку людям, занятым важной работой, защищал этих людей от всевозможных интриг органов НКВД или же партийных инстанций. Он всегда предупреждал руководителей предприятий об их личной ответственности за неукоснительное выполнение задания, и у него была уникальная способность как внушать людям чувство страха, так и воодушевлять на работу. Естественно, для директоров промышленных предприятий его личность во многом отождествлялась с могуществом органов госбезопасности.
И ещё одна цитата, показывающая увлечённость Сталина атомным проектом:
«Сталин так был заворожен мощным разрушительным потенциалом атомной бомбы, что в конце октября 1942 года предложил дать кодовое название плану нашего контрнаступления под Сталинградом — операция «Уран». Во всех идеях и предложениях у него всегда присутствовал этот внутренний мотив, непонятный собеседникам.
На основе информации из Лондона от источника в концерне «Империал кемикал индастриз», который играл важную роль в английском проекте «Трубный сплав», Сталин приказал Первухину, наркому химической промышленности, оказать самую серьезную поддержку ученым в работе по созданию атомного оружия.»
О шарашках тут – ни строчки. Ну а в каких условиях работали учёные-атомщики я уже писал в начале статьи.
А вот что происходит сегодня, когда режимы сняты, а границы открыты:
"За 10 лет убиты более 40 ученых. Некоторые жертвы пережили покушения странного рода: у них была стерта память. Как будто бы кто-то прошелся ластиком по клеткам головного мозга…
С тех пор минуло почти три года. «АН» решили вернуться к этой теме и выяснить, раскрыто ли хотя бы одно убийство? Это первое. Второе – судя по информационным сообщениям, покушения на российских ученых продолжаются. За эти три года убиты еще несколько известных физиков, биологов и авиастроителей. Причем убивают цвет российской науки не только на родине, но и за границей. В Вашингтоне был застрелен известный физик-ядерщик Андрей Горобец, а на острове Мальта убит специалист по международным ядерным проблемам Александр Пикаев.
Научный мартиролог продолжает разрастаться." http://www.argumenti.ru/toptheme/n254/75609/
Комментарии