Россия упустила шанс стать демократическом лидером на постсоветском пространстве

Результаты социологических опросов отражают общественные представления и настроения в той или иной стране. Но они не фиксируют глубинные ценности, не отражают того, что принято называть культурой. Я  имею в виду не культуру театральную, не живопись  и не литературу. Я имею в виду ментальность, имеющую свои  характеристики, которые складывались веками и которые оказывают решающее влияние на установки и  поведение людей. 

Если  мы возьмем страны Восточной Европы, то направленность их посткоммунистического развития в значительной степени мотивировалась гораздо более тесными связями с Западом, чем это имело место в странах, входивших в СССР до его распада. Да и саму Восточную Европу я бы разделил на две части. Во-первых, это Центральная Европа, к которой относятся страны Вышеградской четверки – Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Сюда же можно отнести еще Словению. В этих странах культурное  тяготение к  Западной Европе было гораздо более сильным, чем в других. Конечно, в отличие от стран Южной Европы это католические страны. Остается только понять, почему православные болгары и румыны все-таки вошли в Евросоюз, а православные русские, украинцы и белорусы живут так, как живут. Как мы ни крутимся, какие бы группы и лидеры не приходили в наших странах к власти, все время  получается что-то принципиально другое, что-то совсем не европейское. 

Почему Россия, Украина и Белоруссия так друг на друга похожи? Лукашенко появился в Белоруссии первым. Он как бы знаменовал начало определенной тенденции. Путин пришел вторым, Янукович третьим. И у меня нет этому иного объяснения чем то, что это Ордынская Москва, которая господствовала на территории этих стран, до сих пор  оказывает свое влияние. По сей день сказывается привычка к тому, что есть вертикаль власти,  вертикаль господства и подчинения, от которой все зависит, и ни от чего больше зависеть не может. Поэтому ей  не противостоят – по крайней мере, в той степени, которая необходима для изменения самого этого типа государственного и общественного устройства.

Конечно, Украина немножко отличается от Белоруссии и России. Но я не знаю, как разворачивались бы события, если бы товарищ Сталин не захватил когда-то Западную Украину, культура которой формировалась под сильным влиянием австрийцев и поляков. Вспомним, кстати, как  известный в свое время публицист и издатель Катков  еще в  XIX веке обращался к царю с предложением (цитирую по памяти): «Отпустите Польшу.

Они же среди нас чужие. Они мешают вам господствовать. Если их здесь не будет, у вас здесь в вашей империи все будет в порядке». Да, поляки ордынскую модель отторгали. И западные украинцы отторгают тоже. У них другая культура.

Вспоминаю свою поездку в Белоруссию в 1991 году. Я дорабатывал последний месяц в советском правительстве, и меня послали что-то белорусам разъяснять -  уже не помню,  что именно. Помню только, что речь шла о реформах. Ведь в Москве тогда все, будь-то  Леонид Абалкин, Николай Рыжков или Егор Гайдар, думали о реформах. А в Минске никто про это не думал. Собрали какой-то партийно-хозяйственный актив, чтобы выслушать очередного чудика из Москвы: вечно, мол, везут оттуда какую-то чепуху. У  меня было такое ощущение, что они ни к чему не готовы, что это глубокая провинция, в которой нет никаких социальных институтов для того, чтобы строить самостоятельное государство, не говоря уже о каких-то реформах. Думаю,  господин Лукашенко именно этим и воспользовался.

Но ведь и Украина в каком-то смысле являлась такой же провинцией. Я высоко ценю тот порыв, который продемонстрировал, став президентом,  Виктор Ющенко, - сам он, напомню, родом из Сум, а  не из Западной Украины. Ему хотелось, чтобы шанс, который получила его страна после «оранжевой» революции, был использован, чтобы Украина вырвалась из своей исторической судьбы. Не из объятий России даже, а именно из своей судьбы и двинулась в направлении европейской цивилизации. Но, наверное, он  переоценил возможности украинского общества, забежал далеко вперед, а потому быстро утратил поддержку в большинстве украинских регионов. Что тому причиной? Я думаю, что причиной тому культура, ее инерция.

Не хочу дальше распространяться на эту тему. Напомню только, что на востоке от России есть еще и мусульманский мир, где тоже подобные культурные ограничители модернизации существуют, и они будут препятствовать демократическому развитию там. Однако я все же убежден, что у нашей страны был шанс вырваться из своего прошлого. Кто-то, возможно, готов мне возразить: все равно, мол, что-нибудь вроде Путина обязательно было бы. Может быть. Но Россия была демократическим лидером постсоветского пространства и эту позицию  могла сохранить. А сейчас у меня не очень оптимистическое настроение.

http://www.liberal.ru/