Почему мне хочется в СССР

На модерации Отложенный

Чем больше проходит времени, чем больше я старею, видимо, тем больше хочется в СССР. В мой СССР.

Он, этот СССР, видимо, для каждого свой. Я его захватил не так уж серьезно. В 1991г. мне было 17 лет. Я не захватил сталинской стройки, не вкусил в полной мере "прелестей" брежневского застоя, не видел партсобраний и не слышал про "не читал, но осуждаю", не понимал ужаса потери партбилета и не стоял в очередях за детским питанием с 6 утра. Не успел, что тут поделать! По сути, СССР ушел вместе с детством. И, может быть, именно поэтому я туда хочу. И тем больше, чем больше взрослеет мой собственный ребенок...

Судите сами.

До 1983-го года я с родителями жил в райцентре, в который были распределены мои родители - врачи. Этот период запомнился как жизнь вольная и насыщенная. Зимой - лыжи, летом - велосипед - все село в моем распоряжении. Игры в войнушку, коллективные постройки шалашей, игры "на поляне"... Мы, ученики 1 - 3-го классов на весь день уходили из дома, по официальной версии - в соседний двор, на самом деле - гораздо дальше, и играли в свое удовольствие. Самым будоражащим инцидентом того времени запомнилась погоня сельской милиции за пьяным трактористом, который не разъехался с деревом. При этом НИКТО и НИКОГДА в самом страшном сне не мог представить ситуации, в которой детям, т.е. нам, могло грозить что - то более страшное, чем наморк из-за промоченных ног. Разумеется, сельская библиотека была в моем распоряжении, и об ту пору я перечитал все книги про Урфина Джуса и его деревянных солдат, Золотовского, про "рыбу - одеяло", и т.д. По выходным - бесплатное кино для школьников. Хорошо помню как приняли в пионеры, и я гордо бежал из школы к маме на работу с распахнутым пальто - чтобы галстук было видно. И никто, кстати, не смеялся. "Зарницы" - когда нас уводили черт знает куда из райцентра, по полям, по лесам. Новогодние утренники и костюм жука - короеда, который изготовил отец из картона и битых елочных игрушек... Тогда же умер Брежнев, я смотрел по черно - белому ТВ похороны, и мне было ужасно жалко Леонида Ильича... Отец, инвалид с детства, ездил на "Запорожце", который получил бесплатно, как инвалид.

В 1983-м мы переехали в город, областной центр. Новая жизнь. У деда, подполковника в отставке, слесаря - инструментальщика на цементном заводе, была лодка с водометным движком, собранная своими руками от первой до последней заклепки. Дед принципиально не хотел покупать машину на свою военную пенсию. Говорил - могу, но даром, мол, не надо, у меня лодка есть, и достаточно. Мне доверяли рулить лодкой, и выбрасывать флажок, обозначая сторону обгона на реке. Рыбалки и встречи праздников с дедовыми друзьчми - однополчанами, хохот и шутки, воспоминания "про войну", которые я слушал с замиранием сердца. Мне было непонятно, как так - война, и вдруг такое веселье воспоминаний? Бабушка, ефрейтор связи дедова авиаполка объяснила: "Понимаешь, война, это, конечно, война... Но мы - то были молодые! Запомнилось только смешное и хорошее, остальное постепенно стерлось..." Таких людей, какие были в дедовой компании, я больше не видел нигде и никогда... Людей такого калибра больше просто нет.

Новая школа. С "уклоном". Интенсивная учеба. Реальные знания, честные экзамены, честные оценки.

Дорога до школы пешком, начиная с 3-го класса - несколько кварталов по городу, через дворы и оживленные улицы. НИКОМУ и НИКОГДА не могло придти в голову, что с ребенком может случиться что - то страшное. "Мобил", само собой, не было, и надобности в них - тоже не было. Ушел в школу, пришел из школы. Чего звонить - то?

7-й класс. Дом пионеров, фотокружок. Совершенно бесплатно. Наряду с остальными кружками - танцы, авиамоделирование, ансамбль (объехавший пол Европы, кстати), что - то еще... Фотокружок посещала половина моего класса, и "отличники" и "хулиганы". Мы фотографировали. Запоем! С той поры, спасибо фотокружку, остались километры негативов, к которым я отношусь до сих пор с трепетом. В фотокружок было принято в поряде негласной очереди приносить тортик и варенье - к чаю. Чаепития были традиционными. Прошу заметить - это 7 - 9-й классы. НИКТО не знал, что можно пить пиво или вино. Не приходило в голову. Кое - кто курил (человек 5 - 7 на все старшие классы школы), но все остальные знали: это - хулиганы! С ними лучше не водиться!

Прием в комсомол не помню, это уже было достаточно номинальное мероприятие. Но то, что был комсоргом класса - помню. И, надо сказать, в общем и целом, это была "должность", вызывающая уважение в классе. Никакого смеха.

Ну а дальше - детство кончилось, вместе с СССР. В институт я поступал как раз в 1991-м, по результатам совершенно честных экзаменов.

Сейчас моему сыну 11 лет. Он ходит в 5-й класс. Я ежеутренне отвожу его в школу за 4 квартала, и затем ежедневно встречаю. Мне НЕ ПРИХОДИТ В ГОЛОВУ отпустить его в школу одного - опасно. Несколько дорог, с переходами без светофоров.. в прошлом году трех девчонок из его класса сбили, слава Богу, без фатальных последствий... Дворы, опять же. А у него телефон в кармане - могут отнять, настучав по голове... Он ходит в секцию рукопашного боя, ибо такой навык в наше время не лишний. Секция стоит 1500р. в месяц. Про войну я рассказываю ему сам, ибо в школе как - то рассказали про пионеров - героев, но он не понял о ком и о чем шла речь. Зато пару дней назад у них был классный час с приглашенным священником, который рассказывал про Бога. Домов пионеров нет, кружков нет, идеологии нет, индустрии досуга нет. Нас в 7-ом классе водили в кино на "Битву за Москву", Озерова. Этих сводили на "Puss in boots". Говорит - прикольное кино. А я вот сомневаюсь...

Хочу в свой СССР. В детский. Туда, где можно было выпустить детей 10-и лет самостоятельно гулять на целый день, где в кино показывали про подвиг народа, и учили быть патриотами. Где были дома пионеров и бесплатные кружки для всех желающих. Где в школе учили нормальным предметам по нормальным учебникам, и потом ставили честные оценки на экзаменах... Где дети не были брошены, зато были защищены, где была насыщенная, интересная, правильная детская жизнь.

Мне иногда даже жаль своего сына... Сколько правильных вещей пройдет мимо него, от скольких пустых, ненужных занятий я не успею его предостеречь, сколько он не узнает про славное прошлое прадедов... Не говоря уже о том, что он не научится гордиться своей страной...

Удручет это все, коллеги... Безумно удручает...