Женщина в политике.

На модерации Отложенный

 

   В сериале «Фурцева» молодость будущего министра культуры показана с хорошей долей злорадства, гадливости и симпатии одновременно. Создателям фильма хотелось совместить несовместимое – идеализировать и романтизировать образ «кухарки», управляющей государством.

   Была ли Е.Фурцева романтиком революции, проводником идей и практики строительства социализма? Или она была этаким «ОБендером» в юбке? По ходу сериала всё чётче выясняется именно вторая версия её поведения, но с постоянными реверансами в сторону первой версии. Эта двоякость раздражает и отдаёт шизофренией в искусстве.  Понятно, что показать Фурцеву правдиво, значит, унизить саму систему, состоящую из конгломерата отвратительных мужчин.

   Что тут скажешь? Да ничего. Либо, правда, либо - молчание!

   Фурцева была не просто воинствующей комсомолкой-атеисткой. Нет! Это была невежественная выскочка. Её, наверняка, чурались и не принимали в нормальную компанию. Но она лезла к людям, используя весь имеющийся у неё ресурс. Она смолоду прибилась, возможно, к не очень толковому, но любящему её мужчине, отдала ему своё целомудрие, но взамен унизила предательством лучшего друга, растоптав того публично перед всем коллективом. Муж по наивности доверил ей тайну о дворянском происхождении друга, а она вполне искренно сочла это вредительством общему делу. На первый раз, это показалось искренним заблуждением, но с Косыревым она поступит точно так же. Только после повторного предательства муж не выдержит, и он уйдёт от такого троглодита. Но «ОБендерша» уже не свернёт с взятого курса. Она уже сознательно встанет на сторону тех, кто так же невежественен, как она. Потому, что они «свои», а другие – «чужие».

Согбенная наследственность, а не вера в то, что «вот она – простая русская баба», может управлять государством, затмит в ней здравый смысл.

   Возникает вопрос: почему именно серая безликость пробивалась при Сталине наверх? Почему скрытые негодяи сумели одолеть тех, кто шёл во власть по меркантильным, но открытым демократическим убеждениям. Старые большевики обладали не лучшими моральными качествам, но они не были агрессивными фанатиками. У них были заповеди, принципы, заслуги. А победило именно невежество.

   Почему?    

   Неужели месть всегда изощрённее, открытой борьбы? Неужели в открытом сражении одни приёмы, а в тайных схватках и интригах уже другие? Неужели невежество, понимая, что оно обречено может победить только за счёт обмана. Напрасно самоуверенные идеологи, преподаватели-профессора, учёные решили, что знания сами пробьют себе дорогу.

   В сериале не дан глубокий анализ политической трагедии тех лет, а выстроена вполне бытовая драма жизни женщины-руководителя. За намёками и экивоками проглядывается уродливая сущность самой власти, и, если бы не отличная игра актёрского состава, фильм мало бы отличался от мыльного сериала, снятого по известной биографии Е. Фурцевой. Авторам не удалось выразительно показать правду, потому что старые методы живучи по сей день. Это лучшее доказательство того, что такие фильмы необходимы и правомерны, несмотря на то, что в них присутствует художественный вымысел.

   Придёт время, режиссёры научатся в одной-двух сериях выражать больше смысла, чем в многосерийной ленте. Но это будет не скоро…