К истории казачества. Часть I. Предки донских казаков. Глава II.
На модерации
Отложенный
Краткий обзор современных народов северного Кавказа.
(Продолжение)
Начало главы в №2
Река по-осетински называется „дон”, отчего все реки Осетии имеют следующие названия: Гизельдон, Садон, Нардон, Закидон, Мамисондон, Фиагдон, Пацадон, Гизельдон, Ардон, Лаядон, Урухдон и друг. Названия рек и вообще воды „дон, тон, дан, тан, тун, дун” очень древние, встречающиеся на пороге истории арийских народов по всей Европе и западной Азии и удержавшиеся до настоящего времени только в одном языке осетин. Вардан — кипящий, пенящийся дан, Кубань — по-Птолемею (II в. по Р. Хр.); Тан, Танаис (Танай, Данай) — Дон; Данапр, дан с порогами — Днепр; Данастр — дан быстрый, струйный — Днестр: латинский Данубий, немецкий Донау, Дуней-дан, т.е. всемирная река, по осетински – Дунай 7). Дуна — Двина, Родан — Рона, Эридан — Рейн или какая-то другая северная река, скорее Неман, на берегах которого добывался янтарь. (Рейн – славянская Рина!. Яксарт, нынешняя река Аму-Дарья, в древности также называлась Танаис, иногда Раса, (Арриан Флавий – I в. по Р.Х.), как и наша Волга – Ра, Ара, Арас. 8) Река Висла носила название Танаквисл, Танаисл или просто Исла; Неман в более древнюю эпоху назывался Рудон, а в позднейшую Рось, Поросье. Устья рек носили общее название „донье”, „тонье” или „тоня”, удержавшееся до сего времени во многих местах славянских земель, как например, у нас и у сербов. 9)
Древние города, расположенные по берегам рек — „данов” носили названия: Данциг, (Данчиг), также Гданск, при устьях Вислы: Сингидан или Чингидан, Новиодун, Лунгдун (Лейден), Лондон 10), Каргодун или Кракодун — Краков. Тания или Дания — местность, изрезанная реками (данами), т.е. проливами. Это потверждается еще и тем, что Данчане или Даны у поляков называются дуньчики. У Англосаксов Даны или Таны были привилегированным сословием, подобным нашим боярам: об этом сословии я буду говорить ниже. Древние божества с окончанием -дон, -тон и –тан: Посейдон и Нептун — боги моря, и Плутон — бог ада, подземного огня (Вулкан), у греков и римлян; Годан или Одан – бог воды у германцев, у славян Водан; Дон-беттер – бог воды у осетин, какъ Ю-беттер у древних лидийцев — царь небесный; отсюда Ю-дан — бог дождя, небесной воды. Одним словом, название воды или рек „дон” было известно тому доисторическому народу, от которого Eridanus, — знаменитая мифическая „река борьбы” получила свое название. Название рек с прибавлением „дон” встречается в языках санскритском и семитических, как-то: аравийском, финикийском и других, например, Иордан, с притоком Дан; в Египте Таникум один иц рукавов Нила, Сардон или Сирдон, Танис и т.д. (Форбигер II, 470). В Малой Азии большая часть исторических рек также имела окончания „дон”. Но все это нисколько не подтверждает гипотезы некоторых наших ученых о том, что будто бы когда-то существовала какая-то осетинская цивилизация, простиравшаяся на все пространство Европы, западной Азии и северной Африки. Это только доказывает историческую связь арийцев с Кавказом, как и присутствие во всех индоевропейских языках слова „ази, аза, азен и аз”, означающего бога, господина, вождя или народного героя. Арийская раса, а какой именно народ — об этом мы будем говорить ниже, господствовала на всем указанном пространстве и свои этимологические особенности языка в более первобытной форме удержала только в одном из своих представителей, в осетинском народе, укрывшемся от чужеземного влияния в дебри Кавказа. По мнению некоторых лингвистов, при помощи осетинской этимологии можно объяснить многие непонятные слова, встречающиеся в арийских языках всех стран. Но это мнение преувеличено, так как осетинская этимология не столь уж богата, чтобы ею могли пользоваться европейские языковеды для объяснения некоторых малопонятных или веками утративших смысл индоевропейских корней; в отношении же названий предметов семейно-домашнего обихода вывод этот в некоторой степени верен.
Но сходство этих названий скорее всего имеет с языками древнеперсидским, древнеславянским, русским и литовским, но никак уж не с немецким, как об этом трактовал в своих Осетинских этюдах в 1881-1887 г.г. московский профессор В.Ф. Миллер. Этот языковед в осетинском языке нашел до 600 корней, будто бы имеющих большое сходство с разными немецкими наречиями, чем немало смутил других русских ученых и вселил уверенность в осетинском народе о родственности его сгерманцами. Одно забыл этот почтенный ученый, что немецкий язык сравнительно недавнего происхождения. Древние германцы, по исследованию известного немецкого географа и историка Кледена, занимались лишь войною и охотой, презирали городскую жизнь, любили ленивый покой, мало имели понятия о торговле, ремеслах и промышленности и до римлян даже не знали употребления денег. Следовательно, это были дикие варварские племена, одевавшиеся в звериные шкуры, занимавшиеся лишь войной
----------
7) Страбон объясняет, что древним грекам известно было только нижнее течениe Дуная под именем Истера или Истра.
8) Птоломей (II в.) и Аммиан Марцелин (IV в.) По-мордовски Волга также называвется Ра.
9) Донье, низовье, дно, Dunen – низовья Рейна.
10) Р. Темза или Тамиза, на которой расположен г. Лондон, в древности называлась Лоно-дон, т. е. широкий дон.
и грабежами соседей и не оставившие после себя, ни памятников искусства, ни письменности, а также и следов языка, на котором говорили. Недавно в Тевтобургском лесу, в Вестфалии, во время работ землекопы наткнулись в толстом слое торфа на удивительно сохранившийся труп древнегерманскаго воина.
Хирург, доктор Гротиан, и многиe археологи, явившиeся на место находки, признали, по одежде и оружию, в найденном трупе одного из древних тевтонов, так хорошо описанных Тацитом. Тело необыкновенно хорошо сохранилось.
Только кожа слегка почернела и местами сморщилась, зубы же остались удивительно белыми, а волосы, очень длинные, сохранили красивый рыжеватый цвет. Черты лица довольно крупные и резкие.
С виду германцу лет тридцать, а рост его равняется 1,85 метра. Он был покрыт толстым плащем из темно-коричневой шерсти, с вытканными на нем рисунками. На ногах у него были кожаные сандалии, чудесно сохранившиеся и равняющиеся 33 сантиметрам (около половины аршина) длины. Вот образец германца со всей его цивилизацией.
Нынешний немецкий язык имеет много общего с языками голландским, датским и шведским и отличается от них лишь выговором. Вместе с христианством и вообще римской культурой в него вошли слова и даже целые фразы языка латинского, как развитого и литературного, названия религиозных обрядов, образа правления, законодательные термины, а также наименования разного рода учреждений и проч. Но самое главное это то, что в язык немецкий вошло много слов литовских и славянских, исковерканных и переработанных на свой лад в течение веков до неузнаваемости. 11) Только современные беспристрастные лингвисты могут разобраться в этом. Даже некоторые немецкие ученые последнего времени откровенно сознаются, что для объяснения значения многих будто бы древне-германских корней им необходимо приходится изучать древне-славянский язык в его многочисленных говорах и наречиях.
Дело в следующем: соседями германцев на севере и востоке были многочисленные племена славян и литовцев (Пруссов – по-рус). Из славянских племен известны: Бодричи — на границе с Данией, Лютичи, — в нынешнем Бранденбурге, Венды, Поморяне — по берегам Балтийского моря, к востоку от устьев Одера; Гаволане, Лужичи, Сербы Полабские (по Эльбе), Силезцы, Великополяне и др. Тацит в 60 г. по Р. Хр. говорит, что германцы не знают еще городов; славяне же строят прочные деревянные дома и укрепленные города для обороны от неприятелей. В славянских землях, говорит Кледен, торговля и ремесла процветали до такой степени, что миссионеры не могли иначе выразить своего удивления, как сравнением Поморья с обетованной землей.
У Вендов также процветало скотоводство и земледелие, так что в открытых полях находились всяких родов овощи и т.п. Оттуда вывозились соленые и копченые сельди, мед, воск, лен, полотна, пенька, хмель, бревна, доски, смола, поташ, шерсть, сукна, меха, кожи, сало и копченое свиное мясо, до которого и еще и тогда были лакомы германцы. Славяне даже имели свою особую письменность, о чем я буду говорить ниже. Начиная с X в., германцы, объединенные Карлом Великим уже в сильную монархию, поступательно двинулись на восток, покоряя, истребляя одно за другим многомиллионные славянские племена и под тяжелым гнетом своим шаг за шагом убили их народность и их язык. Вся нынешняя северо-германская низменность есть сплошное славянское кладбище.
Вслед за славянами потеряло свою народность и свой язык под тем же гнетом и литовское племя Пруссы, обитавшие между устьями Вислы и Немана. Славяне защищали свои родные земли отчаянно и с героизмом, но искусственно разъединенные и разобщенные хитрым и дерзким врагом, действовавшим где силой, где интригой и подкупом, легли костьми среди своих полей и лесов и под развалинами своих сел и городов. Мицкевич в „Конраде Валенроде” говорит, что нашествие немцев было для славян хуже чумы, или другого какого-либо мора, так как при этих бедствиях гибли только некоторые города и села:
Где-ж сила немцем проходила,
Там целый край уже могила.
Слова эти глубоко верны, ибо они рисуют нам германизм, как могилу славянских народностей.
Древние германцы, как сказано выше, жили в лесных шалашах и юртах и занимались лишь войной и охотой, мало имели понятия о торговле, ремеслах и промышленности, а также об архитектуре; не знали и письменности; следовательно, не могли иметь в своем языке тех названий, которые необходимы для выражения их понятий о предметах, качествах и действиях народам оседлым и более культурным. Все это германцы в течении веков должны были поневоле заимствовать от культурных соседей и главным образом, от славян и римлян. 12)
Германцы не знали также горного дела; в саксонском горном календарре, изданном в 1783 г., сказано, что славяне первые там начали разрабатывать руду и им принадлежали все первые горные рудники. Все технические горные названия сохранились там по сие время и названия эти вендо-славянские, выдаваемые немцами за древне-германские. 13)
--------------
11) Всеславянство. Н.П.Аксаков. Посмертное издание 1910 г. Москва
12) „Прошлое народов в их языке”. Очерк Ф.И. Павлова, 1908 г.
13) „Новые материалы для древнейшей истории славяно-руссов”. Классен. Москва. 1854 г. Вып. I стр. 46.
После всего этого спрашивается, какого же языка корни профессор Миллер нашел в языке осетинском? При сравнении, даже поверхностном, словаря осетинского с славяно-литовским, латинским, древнеперсидским и санскритским ясно бросается в глаза, что многие корни этого языка по своему значению общи многим языкам индоевропейским и более всего сходны с персидскими, языка Парси, и древне-русскими.
Глава III.
Черкесия и ее прошлое.
К западу от Осетии, по северным склонам Кавказского хребта, живут черкесы: кличка эта дана им в прежние времена азиатскими народами за их дерзкие разбойнические нападения на море и означает в буквальном переводе „головорезы” (по-персидски серкет — головорез). Обыкновенно, черкесами называют все племена горцев, населяющих восточный берег Черного моря от устьев Кубани до пределов
Абхазии, но такое обобщение не совсем верно, потому что эти племена отличаются друг от друга как по своему происхождению, так и по языку. Собственно к черкесам относятся одни только „адигейцы”, самое красивое племя из кавказских горцев. (Адиге — остров, на всех языках Кавказа). Адигейцы разделяются на многие племена, из которых натухайцы и шапсуги в половине прошлого столетия занимали ближайшие к нашим границам земли от Анапы до р. Вардан.
Эти два племени, сходные по происхождению, говорят одним языком, с небольшим различием в наречии, и составляют население в 150 тыс. душ. Адигейцы имеют свою азбуку и даже грамматику.
Из других черкесских племен в прошлом веке были известны: тюкайцы, темиргойцы, беленеевцы, хегайковцы, абадзехи, бжедухи, гизе, мохошевцы, убыхи, кемгуй, кабардинцы и другие, всего около 527,000 человек (История войны и владычества русских на Кавказе. Дубровин. 1835 г.). Число черкесов значительно уменьшилось вследствие массовых выселений в Турцию после Крымской войны; дальнейшие выселения после войны 1877-78 г.г. и в 1880-90 г.г. низвели число их до 152 тыс. Шапсуги и убыхи выселились все, абадзехи и бжедухи на половину. Они поселились в Азиатской Турции около озера Ван и близ Эрзерума и Трапезунда и теперь представляют в Турции иррегулярную кавалерию, известную под названием „баши-бузуков”, тоже — головорезов. В течение века некоторые племена черкесов, живших на подгорных равнинах, подчинялись крымским ханам, но шапсуги и кабардинцы вели в продолжение 200 лет такую ожесточенную войну с крымцами, что в течение этого времени целые племена черкесов были истреблены до одного человека, например, племя хегайков.
В конце XVIII века силою судеб на Кавказе, на р. Кубани, появляется новый,
сильный и оригинальный народ и именно в то время, когда стала разгораться борьба России с горскими племенами. Это были запорожские казаки, переселившиеся туда из Добруджи и ставшие лицом к лицу с дикими и воинственными соседями. Расположившись на привольных кубанских берегах, Черноморское войско нашло на отведенных ему местах остатки сильных черкесских племен, воевавших с ногайцами, а иногда и вместе с ними вносивших опустошение и меч за Дон, вглубь русских земель.
Запорожцы в первые годы своего пребывания на новых местах жили с черкесскими племенами мирно, взаимно изучая и интересуясь друг другом, а потом завели даже дружбу и куначество. Видимо, новые соседи ценили друг в друге удаль, отвагу и рыцарский дух. Затем, с развитием борьбы России с черкесскими племенами, запорожцы приняли в ней деятельное участие, покрыв вновь славой свое древнее рыцарское имя.
Сохранилось предание, записанное В.А. Потто, что всю местность и все разливы близ устьев Кубани занимало некогда хегатское племя, ближайшее к владениям крымских татар, а к юго-востоку от них обитали жанинцы — сильный и страшный для соседей народ, выставлявший до 10 тысяч превосходных всадников.
(Продолжение следует)
Е. Савельевъ
(Перепечатка Голосъ Казачества № 3 • стр.35-38 • 16 октября 1911 г.)
Комментарии