Древнерусские знамёна Руси и Украины

На модерации Отложенный


Знамя -это символ, который вёл русских воинов в бой, символ, который старались отнять у врага, чтобы бросить его к ногам полководца-победителя.

Какие же знамёна были у наших русских предков?

Древнейшим государством, существовавшим на территории Украины, была Киевская Русь. Эта держава появилась на карте Восточной Европы во второй половине IX века. Войска Киевской Руси уже использовали флаги. К сожалению вид их не известен. В иллюстрациях к летописям обычно воспроизводятся красные треугольные флажки без каких-либо изображений; реже встречаются флажки других цветов.

Иногда главное знамя Киевской Руси реконструируется как тёмно-красное полотнище с серебряным или золотым трезубцем или двузубцем. Но, надо признать, что эта реконструкция весьма «вольная» и не имеющая под собой реальной основы… Вероятно, никто никогда не узнает, какими были на самом деле флаги времен Киевской Руси.

В составе польско-литовского войска в знаменитой битве при Грюнвальде (1410) против Тевтонского Ордена участвовали и украинские полки. Некоторые из них имели собственные знамена (хоругви). Например, Волынская земля – красное (белое?) знамя с золотым солнцем, Львовская земля – синее знамя с золотым коронованным львом, взбирающимся на скалу, Перемышльская земля – синее знамя с золотым двуглавым орлом; Галицкая земля – белое знамя с чёрной коронованной галкой.  

С древних времён на знамёнах великих русских князей и царей изображались святые, лики Христа и Богородицы. 

Рисунок знамён Дмитрия Донского не известен, хотя точно известно, что знамёна в его войске были. В большинстве летописных источников («Повесть временных лет» и др.) изображаются треугольные флажки красного цвета.

Первые описания знамён Дмитрия Донского содержатся в “Сказании о Мамаевом побоище”, написанном в 1513-1518 годах епископом Митрофаном Коломенским. В “Сказании …” говорится о чёрном полковом знамени с изображением Иисуса Христа, у которого Дмитрий молился перед битвой. Некоторые учёные считали, что знамя было не чёрным, а “чёрмным”, то есть тёмно-красным (П.П.Савваитов; 1896, Ю.В.Арсеньев и др.). Надстрочное “м” якобы было потеряно переписчиками “Сказания»… Однако, часть учёных не поддержали эту гипотезу. Например, историк В.А.Кучкин, писал, что слово “чермный” встречается только в поздних переделках “Сказания…”.

Историк Р.А.Симонов высказал предположение, что под словом “чёрные” могли иметься в виду тёмно-синие или фиолетовые знамёна (в собраниях “Оружейной палаты” не сохранилось ни одного чёрного знамени, а в древних описаниях чёрными часто именовались именно синие тона).

В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: “и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, и наверх водружен животворящий крест, иже бе у прародителя его, государя нашего, достохвалного великаго князя Дмитриа на Дону”.

Долгое время считалось, что знамя Ивана Грозного копировало знамя Дмитрия Донского. Лишь недавно, тот же Р.А.Симонов, исследуя древнерусскую грамматику, доказал, что Иван Грозный скопировал лишь “животворящий крест”.

В Лицевом летописном своде помещено изображение знамени Ивана Грозного в Казанском походе – раздвоенное белое с изображением Спаса и восьмиконечным крестом над ним. По другим данным знамя (вероятно полковое) было красным с изображением Спаса. Копия этого знамени, много раз отреставрированная, по сей день хранится в Оружейной палате Кремля.

Хорошо известен так называемый «Великий стяг» Ивана Грозного. Это полотнище в виде трапеции (с откосом). У древка на лазуревом поле изображён Святой Михаил на коне. На откосе «сахарного» цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму «брусничного цвета», у откоса дополнительно кайма «макового» цвета.

Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича. например, изображался лик Спасителя.

Со времён царя Алексея Михайловича начали изготавливать «гербовые знамёна», первое такое знамя было белым с широкой красной каймой, в центре изображался золотой двуглавый орёл и гербы подвластных царю земель, на кайме размещалась легенда (автор герба Станислав Лопуцкий). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 годов сказано: «В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него «царь на коне колет копием змия».

Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Русские люди в разных обстоятельствах использовали разные символы, чтобы выразить свою народную, русскую сущность – хоругви, иконы, казачьи бунчуки, знамена стрелецких полков и т.д. По всей видимости, не было насущной потребности в подобном символе; его функции выполнял герб государства Российского – двуглавый орел. Из подобных символов вырос и русский государственный флаг, а оформился он при царе Алексее Михайловиче (отце Петра Первого).

В ответ на предложение персидского шаха вывозить шелк в Европу водным путем через Россию царь указал «… для посылок из Астрахани в Хвалынское (Каспийское) море сделать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове и то корабельное дело ведать… боярину А. Л. Ордину-Нащокину». Менее чем через год, 19 мая 1668 года, дединовские мастера Яков Полуэктов и Степан Петров вместе со своими плотниками и кузнецами спустили на воду первый русский военный корабль «Орел». По царскому указу кораблю надлежало иметь государственный флаг. Царь Алексей Михайлович определил внешний вид флага не по подобию флагов других европейских морских держав, как это утверждается некоторыми историками, а по подобию стрелецких знамен, которых в то время в России было великое множество.

В книге «Корабельные флаги» Карла Алярда, изданной в Амстердаме еще в 1695 году, этот флаг описан так: «флаг Московский, определен синим крестом, первой и четвертой квартиер белой, второй и третий красной».

Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит Крест. Таким образом, этот флаг указывает на миссию России во вселенной, как на последнего носителя истинной веры – православия. Он рождался постепенно, выходя из монашеских келий, оформляясь первоначально в идее Третьего Рима, а затем воплощаясь в конкретные, зримые символы.

Этот флаг представлял Россию значительный период исторического времени, и не только на торговых кораблях, но и на дипломатических представительствах, в армии, а позже и на аэропланах Первой Мировой войны.

Гербовое знамя Петра I (1696) было красным с белой каймой, в центре изображался золотой орёл, парящий над морем, на груди орла в круге Спаситель, рядом Святые Пётр и Павел, Святой Дух. Но этому знамени не суждено было просуществовать долго, Петром I были созданы новые знамёна и флаги с новой символикой.

Флагом торгового флота 1693-1700 года считается белый флаг с чёрным двуглавым орлом под тремя коронами, с золотыми скипетром и державой в лапах. Такой флаг приказывали делать из белой тафты, а орла – из чёрной материи. Это вероятно первый «гражданский» флаг России.

С 1693 года Пётр I уже использовал бело-сине-красный флаг с золотым двуглавым орлом в центре в качестве «флага царя Московского» (в 1700 году при осаде Нарвы шведы захватили похожего рисунка царское знамя).

Петр Первый отказываясь от всего русского и насаждая европейское, отказался и от креста на государственном флаге, заменив его тремя параллельными полосами по образцу просвещенной Европы.

Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальный полос на флаге и Именным Указом №2021 от 20 января 1705 года Пётр I узаконил бело-сине-красный флаг с параллельными линиями – государственным.



Также русский трёхцветный флаг стал основой для национальных флагов других славянских народов, которые видели и видят в России свою единственную защитницу. Начиная с Бухарестского мира 1812 года, когда Турция признала автономию Сербии и ситуация требовала срочно поднять сербский государственный флаг (у сербов, как и у русских, долгое время не было единообразного знамени), сербские представители вышли из положения следующим образом – они перевернули русский трехцветный флаг, который передали им русские представители, и поставили рядом с российским и турецким национальными знаменами. До сегодняшнего дня национальный, церковный флаг Сербии имеет вид перевернутого русского флага.

«Весна народов» 1848 года всколыхнула славянские народы Европы и привела к возникновению ряда новых славянских символов. Так родились флаги словенцев, словаков, хорватов, и все они либо полностью повторяли русский флаг, либо имели его в своей основе. Объяснялось это тем, что создатели этих символов были движимы идеей грядущего объединения всех славянских народов в единую славянскую державу с единым (русским) флагом. Тогда же родились общеславянские флаг и гимн «Гей, славяне», полностью совпадающие с нынешними флагом и гимном Югославии. И в основе всего этого движения лежало то самое крестообразное русское знамя, принятое в 1668 году царем Алексеем Михайловичем.

1712 году над военно-морскими кораблями взвился новый, «Андреевский», флаг – белый с лазоревым крестом, в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного. Каждый российский государь считал своим долгом внести изменения в российскую символику.


Собственно национального флага в России до середины XIX века не было. В большинстве европейских стран наоборот национальные цвета были определены. В Париже в 1812 году русские войска были встречены бело-сине-красными флагами, которые парижане считали русским флагом. В Берлине же Александра I встретили чёрно-жёлто-белыми флагами. Постепенно это сочетание стало привычным и уважаемым в армии. Бело-сине-красный флаг оставался исторической реликвией, связываемой часто с именем Петра I.

Указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый «гербовый» флаг. Указ утверждён Сенатом года по докладу министра императорского двора графа В.Адлерберга. Разработчиком флага явился вероятно Б.Кене, поклонник немецкой геральдики. Объяснение выбора такого флага содержится в тексте указа (Полное собрание законов Российской Империи, т.XXXIII, №33289):

«Описание Высочайше утверждённого рисунка расположения гербовых цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах, употребляемых для украшения при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют чёрному государственному орлу в жёлтом или золотом поле и кокарда из сих двух цветов была основана Императором Павлом I , между тем как знамёна и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время Императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и Императрицы Екатерины II; Император же Александр II, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в Московском гербе».

Также его цвета символизировали землю-золото-серебро. Этот флаг приобрёл монархический статус, однако как государственный флаг он просуществовал до 1883 года.

Бело-сине-красный флаг всё это время оставался коммерческим флагом. Лишь с приходом моды на флаги в 1870-х годах он всё чаще стал использоваться и как национальный.

На протяжении второй половины 19 века среди историков велись споры какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или чёрно-жёлто-белый. Вопрос был официально решён 28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года это решение было включено в Собрание узаконений Российской империи.), когда «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» Александр III, склонявшийся к русофильству, распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг. К вопросу о национальных цветах в России возвращались ещё не раз, например, в 1896 году этим вопросом занималась специальная комиссия под председательством адмирала Посьета, но 5 апреля комиссия решила, что бело-сине-красный флаг называется национальным по праву. Бело-жёлто-чёрные цвета стали считать своими монархисты. А флаг этих цветов получил имя «романовского династического».

В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён «для употребления в частном быту» новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части у древка жёлтым квадратом с чёрным двуглавым орлом (композиция, соответствующая дворцовому штандарту императора); орёл изображался без титульных гербов на крыльях; квадрат перекрывал белую и около четверти синей полосы флага. Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь «разрешалось». Символика флага подчёркивала единение царя с народом.

После революции в Австро-Венгрии (март 1848 года) во многих австрийских провинциях набрали силу национальные движения. В украинской части Австро-Венгрии также возникло украинское национальное движение. Во Львове была создана Головна Русска Рада (Главная Русская Рада) – орган национального самоуправления


К тому времени Украина не имела единого исторического символа. Поэтому вопрос о национальной символике был решён далеко не сразу. 16 мая 1848 года Головна Русска Рада рассмотрела письмо от отделения Руской Рады в Станиславе (ныне Ивано-Франковск) с вопросом, что следует считать «русской кокардой, цветами и гербом».

Назначенная Головной Русской Радой комиссия в составе господ Кульчицкого, Мохнацкого и Царевича исследовала вопрос. Было решено взять за основу национальных символов герб Львовской земли и Русского воеводства в составе Польши. И уже на заседании 18 мая было решено считать «знаменем земли русской – льва, а цветами – жёлтый и синий».

27 июня 1848 года в «Зоре Галицкой» был опубликован рисунок герба Галицкой Руси – на лазуревом поле взбирающийся на золотую скалу золотой же коронованный лев влево. 9 июня на заседании Головной Русской Рады была утверждена и печать с таким же львом.

В 1848 году на западно-украинских землях начали формироваться отряды Национальной Гвардии под польскими знамёнами. 20 сентября Головна Русска Рада обратилась к населению с призывом начать формировать Русскую Национальную Гвардию. Флаги подразделений Русской Гвардии должны были с одной стороны иметь изображение взбирающегося на скалу золотого льва на синем поле, а с другой стороны – патрона городской церкви.

Недород картофеля в 1845 году стал почти европейским несчастьем. Нехватка продовольствия привела к трудному кризису в Европе, который породил безработицу и бунты. Правительством Австро-Венгрии из окатоличенных и ополяченных русинов Галиции, прозванных там украинцами, был сформирован полк численностью 1410 человек, их назвали «Украинские сичевые стрельцы», сокращёно УСС. Туда их гнали нужда, голод и сплошная безработица. В армии кормили и одевали. В 1849 году Габбургская монархия действиями полиции подавляла восстание крестьян в Венгрии. Сформированный из галичан-украинцев полк, прозванный «первым украинским куренем», после карательных операций остался без работы. Тем не менее он был обмундирован по «военному штандарту» Габбургской монархией в Вене. Сформированному украинскому полку губернатор Галичины Стадион фон Вартгавзен вручил сине-жёлтый флаг, объяснив, что это штандарт этого украинско-австрийського полка. По словам Вартгавзена, ленту к этому флагу лично вышила мать императора Франца Иосифа. Его цвета отвечают австрийскому государственному флагу