Война миров. «Русский мир» в Украине

На модерации Отложенный

 

Первое, что бросается в глаза, даже при наиболее общем обзоре того нового кремлевского проекта, который получил название «Русского мира», это то, что в его рамках нет места для Украины, которая традиционно рассматривается как «антироссийский проект», а потому ее интеграция в пределы кремлевского know how, понимается как полное исчезновение, по меньшей мере, если в не государственном, то в культурно цивилизационном смысле.

 

            Кремлевские стратеги, несмотря на полную ненависть к «оранжевой власти», начали активно учиться в эффективной политике В. Ющенка и его окружение из формирования целостной мировоззренческо-идеологической программы, которая могла бы стать серьезной альтернативой движения национального и гражданского возрождения, которое наблюдается в настоящий момент. Плач за совдепом и ставка на «здоровых людей» из Артемовска или Макеевки, не оправдала себя и в лице патриарха Кирилла, было предложено реализовать значительно более масштабную программу из цивилизационной альтернативы европейскому вектору Украины. Последний, это не просто формальное присоединение к Евросоюзу или НАТО - речь идет о пересмотре системы ценностей и ориентаций, которые определяли поведение людей по меньшей мере десятилетиями. Эффективность апелляции к Западу, Европе, «частью которой является Украина», рядом с невероятной мобилизацией нации вокруг идей демократии, равенства, гражданского общества и национальных ценностей - показали эффективность не локальной маркетологично обоснованной политики[1], а мощного мировоззренческого ресурса, который может служить средством мобилизации масс вокруг идеи, кое-чему научило Кремль.

 

            Граница Европы как цивилизации, в случае, если не возникнет других альтерантивних кроме нее и "Русского мира" проектов (а такая возможность есть даже в Украине), будет проведена на грани «Русского мира» как цивилизации евразийской и альтернативной, - по крайней мере относительно последнего, такой позиции сдерживается кремлевская идеологическая стратегия. «Русский мир», в действительности, это попытка конструирования новейшего цивилизационного паттерна, значение которого тем более будет расти, чем больше будет приходить осознание, что отключением газа или размахиванием российскими флагами на гниющих кораблях в Севастополе недостаточно для того, чтобы держать Украину в сфере своего влияния. Фактически - «русский мир» является формой, которая синтезирует эмигрантский романовский цезарепапизм с постсоветскими моделями и ориентациями, где склонение перед православием и традиционными ценностями, уничтоженными коммунистами, активно совмещается с возражением преступлений сталинского режима и большого значения последнего в «Великой отечественной войне». Это есть стремление выработать модель будущего для соседних народов как альтернативу западным либеральным ориентациям и таким образом сохранить их в одном мировоззренческом пространстве. Длительное время было целиком проблематичным для российской элиты выработать собственное виденье будущего. Одной из наиболее весомых причин краха российского проекта по установлению контроля за Украиной, было то, что дальше ностальгии за «светлыми прошлым», они не могли предложить проект на будущее для своих «младших братьев». Такая система действовала целиком для дезорганизовавшихся россиян, однако почему-то оказалась неэффективной для Украины. И теперь теоретики кремлевского режима взялись плодотворно работать над новым форматом мировоззрения.

 

            И опять нынешняя российская власть во многом поучилась у украинцев и ненавистного «оранжевого режима». Было целиком осознано, какое огромное мобилизационное значение имела рефлексия над национальными трагедиями, совсем не «нытье», как оно традиционно многими воспринималось и именно поэтому высмеивалось (вспомнить Д. Табачника из его «трипольско-голодоморной культурой»). Но теперь это вызывает смех разве у примитивного российского обывателя, но не политика-тактика и тем более, не научного работника-консультанта.

 

           «Русский мир» пытается предложить нам новый вектор на будущее и формат объяснения прошлого - Голодомор был, но это не геноцид украинцев, а общая трагедия россиян, белорусов и украинцев, сталинский режим - преступный, но сравнение нацизма и сталинизма - некорректное, «российское оружие никогда не будет возвращено против Украины» (Д. Медведев), но оно должно быть в Украине. ЕЭП - вместо ЕС, национальный флаг - "будь-ласка", но рядом с красным и т.д., и т.п..

 

            Именно на таких экстравагантных антиномиях строится нынешняя идеология «Русского мира», с приездами патриарха Кирилла, от которого скрывают памятник Ленину, но принципиально выступают против его снесения. «Русский мир» - там где русский язык.

 

            Такая антиномичнисть нового кремлевского проекта - неминуемая, уже хотя бы с той точки зрения, что ее историософское значение - целиком традиционное, она выполняет функцию новой диалектики и гегельянства в России - показать историческое движение России и «братских народов», как умный и адекватный, а вместе такой, который не совпадает с движением западных либеральных демократий. Эта диалектика, которая питала гегелевскую философию истории в ХІХ ст., а затем - марксизм, а затем и официальную идеологии красной России, не менее актуализируется новыми теоретиками российского национал-шовинизма, прежде всего, А. Дугина, ведь его позиция относительно «Абсолютной Отчизны», своеобразной трансформации по-росийски, гегелевского «абсолютного духа», - это позиция полного гегельянства и диалектическая по природе. Как бы пошутил Г. Драгоманов, состоялось переодевание западной концепции в российскую семрягу.

 

            Абстрагируясь даже от политической плоскости дискуссии, скажем, что в настоящий момент к диалектике в философии обращаются крайне редко - это вчерашний день и это является свидетельством, что в значительной мере идеологи «Русского мира» все еще живут вчерашним днем конструирования проектов будущего.

 

            Такая антиномичность делает туманными перспективы «Русского мира» в Украине. Хотя, разнообразные проекты которые в рамках этой программы реализуются (открытие библиотеки «Русского мира» в Киеве, приглашение в рамках этого, российских научных работников и общественных деятелей в один из самых престижных ВУЗ Украины, Киевского университета им.. Т. Шевченко) свидетельствует, что чему-то старые емгебешные кадры таки научились и поняли, что в действительности творит идентичность. Не флот, который стоит на якоре в Крыму или пугает грузинов, но реальное общение и интеллектуальный обмен.

 

            Единственное, что остается более-менее очевидным, что сами идеологи «Русского мира» даже в лице Кирилла, мало еще знают как он должен выглядеть точно, следовательно следует ожидать его постепенных трансформаций в зависимости от политической конъюнктуры[2]. К этим факторам, можно отнести, в частности, меру успеваемости либерального проекта в Украине. Очевидно, что здесь в «Русского мира» могут появиться неожиданные союзники в среде ультрарадикальних экстремистских и левацких движений, они не являются авторитетными и распространенными, однако неизвестным является завтрашний день - достаточно вспомнить триумфальный всплеск «Свободы». Д, Корчинский с его заявлениями создания сильной Украины и «православной революции», все же более ожидаемый союзник какой-либо а la Н. Витренко, чем более национально либеральных сил. Но на сегодняшний день идеологи «Русского мира» не могут адекватно воспользоваться этой ситуацией, прежде всего потому, что эта модель является анахронизмом и конструируется неадекватными средствами. Языковой вопрос - будет костью в горле при формировании гражданского общества, но оно будет всегда отталкивать от «Русского мира», в этом плане европейский проект уже успешнее - нет европейского языка, который требует для себя особенного статуса.

 

Другое, религиозная идентичность как основа - россияне просто не имели своего Г. Драгоманова, который для нас это прописал еще в ХІХ в., выступая против клерикализма как основы становления национальной идентичности - невозможно ограничить наш национальный проект этими рамками, ведь за ними остается греко-католическая Галичина целиком консервативной настройки. Учитывая антизападнический и антилиберальный характер «Русского мира», он бы мог стать опорой новой формы отечественного консерватизма с ориентацией к востоку, вместо «загнивающего» Запада[3]. Но такой проект остается утопией, уже потому, что те силы, которые могут составить принципиальную основу украинского консерватизма, на сегодня есть в авангарде врагов «Русского мира» в Украине. Значительной мерой из-за того, что идея цивилизационной альтернативы вырождается в самую обычную русификацию, которая способна давать лишь временный, но не стратегический успех, по крайней мере в настоящий момент, когда опора либерального проекта - институты общественного общества - значительно окрепли за последние годы.                           

 

[1] При меньше 100 млн. долларов у оранжевого лагеря и лагере регионалов в 4 млр. долларов, незначительно увеличило шансы последних на победу во время Оранжевой революции. По крайней мере, такие данные приводил Б. Березовский.

 

[2] Об этой неопределенности виденья будущего в среде российской элиты, подробнее в интервью известного украинского философа Олега Гуцуляка для итальянского издания «LA NAZIONE EURASIA: BOLLETTINO TELEMATICO PER IL COORDINAMENTO PROGETTO EURASIA»

 

[3] На такую перспективу указывает авторитетная немецкая исследовательница Анна В. Вендлянд в своем эссе «Русофил: еще один украинский проект? Замечания о невоплощенном стремлении»  Название провокативное за сутью - русофил (имеется в виду, москвофильство) не как российский, а именно украинский проект, который мог бы стать формой альтернативой либерального постепенства и потому, - формой консерватизма. Но этот проект не был воплощен и капитулировал за несколько десятилетий после своего развертывания. Нынешний «русский мир» в Украине, целиком повторяет модели москвофильства ХІХ ст.. сам того не зная уже по той причине, что это движение россиянами не изучалось. Главная их проблема, что при конструировании этого проекта, они руководствуются не знаниями, а больше самыми обычными стереотипами, которые существуют у них относительно Украины.