Сказ про то «Как Сталин Гитлера во власть возводил»

На модерации Отложенный

Позавчера, в очередной раз, в диалоге наших гайдпаркеров, прочитал популярную версию сказа, про то «как Сталин привел Гитлера к власти». Гайдпаркер был так убедителен в своей вере, что именно так оно и было, что у меня возникло желание разобраться по существу вопроса. 

Уже 20 лет мы варимся в политических перипетиях нашей Отчизны и зная историю политической жизни в Веймарской республике 100 лет тому назад – я нахожу массу параллелей между тем что было у них и что происходит ныне у нас в России. Мы, как и немецкий народ, наступили на те же грабли что и Германия столетие назад после их ноябрьской революции 1918 года.

Историческая справка: 

 

Веймарская республика. Это историографическое название Германской империи в 1919—1934 годах в честь учредительного собрания, созванного в Веймаре для принятия новой конституции. Официально государство продолжало именоваться «Германская империя – Германский Рейх». 

В Германии было установлено три ветви власти:

1. Рейхспрезидент — глава германского государства в Веймарской республике и Третьем рейхе, с 1919 по 1945 год.

Согласно конституции Веймарской республики Рейхспрезидент избирался непосредственно народом. Срок полномочий составлял семь лет, перевыборы допускались без ограничений.

Рейхспрезидент выполнял не только представительские функции, но и был наделён правом роспуска Рейхстага (ст. 25) и мог оказывать непосредственное влияние на политическую жизнь страны, осуществляя своё право на освобождение от должности и назначение на должность рейхсканцлера (ст. 53).

Кроме того в соответствии со статьёй 48 Веймарской Конституции в спорных случаях Рейхспрезидент получал всю полноту власти в случае объявления чрезвычайного положения («временный диктатор»).

Рейхспрезидент также являлся главнокомандующим рейхсвером (ст. 47), и де-факто и де-юре, с его обширными полномочиями являлся в Веймарской республике фактической заменой кайзера.

2. Рейхсканцлер - должность главы правительства (аналог премьер-министра) Германии с 1871 по 1945 год.

В кайзеровской Германии (то есть до 1918 года) рейхсканцлер назначался императором. В Веймарской республике с 1918 года — рейхспрезидентом.

3. Рейхстаг — высший представительный и законодательный орган в Германии времён Веймарской Республики. Был наделён правом отменить чрезвычайное положение, но рейхспрезидент мог противостоять ему правом роспуска законодательного собрания.

Кроме того, в Веймарской республике рейхсканцлеру мог быть объявлен «вотум недоверия» депутатами победившей на выборах в рейхстаг партии (коалиции партий), поэтому назначение ДОЛЖНО было делаться обычно с учётом партийного состава рейхстага.

В утверждение «Сталин привел Гитлера к власти» мифотворцами вкладывается позиция, что «если бы Сталин не запретил коммунистам Германии объединить свои голоса с социал-демократами на парламентских  выборах в Рейхстаг, то партия Гитлера не пришла бы к власти.»

 ДОВОДЫ:

- 14 сентября 1930 года состоялись выборы в германский Рейхстаг, где коммунисты получили на выборах 4 миллиона голосов, социал-демократы – 8,5 миллионов, (всего – 12,5млн), а национал-социалисты только 6,5 млн., что вдвое меньше от левых партий.

- В ноябре 1932 года коммунисты и социал-демократы вместе собрали 13,5 миллионов голосов, а национал-социалисты – 10,5 миллионов голосов.

 ВЫВОД: Вот если бы была возможна коалиция между коммунистами и социал-демократами (ст. 53 Конституции Германии предусматривала возможность «малой коалиции», т.е. коалиции не имеющей большинства в Рейхстаге) и тогда Гитлер к власти не пришел бы и не было бы Второй Мировой войны.

Для начала я решил найти первоисточник этого утверждения. Увы, задача оказалась практически невозможной 2 миллиона ссылок в Яндексе – перепечатки одних и тех же доводов, без учета политических реалий в Германии. Любой объективный анализ требует скрупулезного сбора фактов, тщательного и требовательного отбора их с точки зрения достоверности, взвешенности и объективной оценки, однако мифотворцы откинув здравый смысл и опираясь исключительно на резолюции Коминтерна – сделали «ложный вывод» о великой важности его решений в политической судьбе Германии. А пипл прохавал и разносит данный миф по просторам инета, загаживая мозги подрастающему поколению, а это не есть хорошо.

Порылся дальше и нашел статью Ефима Макаровского «Проектирование инфраструктуры», где данной исторической версии был придан вид логической связки тезиса и аргументов.

Цитата от автора из - http://articles.excelion.ru/science/info/32177224.html

 «…Стремление же некоторых историков доказать, что Сталин не имеет ни какого отношения к приходу Гитлера к власти, звучат совсем неубедительно. Так, Владимир Грызун в своей книге о том «Как Виктор Суворов сочинял историю» приводит выдержки из статьи западногерманского историка Леонида Люкса, опубликованной в журнале «Полис» №3 за 1991 год: «Тезис о том, что Сталин хотел облегчить Гитлеру захват власти, едва ли можно доказать. Гораздо более точным кажется тезис Франца Боркенау: Сталин не сделал ничего, чтобы предотвратить захват власти Гитлером, но он не сделал ничего и для того, чтобы его обеспечить»  

Однако трудно согласиться с автором этих строк. Именно Сталин обеспечил приход Гитлера к власти тем, что не помешал ему набрать большинство голосов. А ведь мог и помешать ему прийти к власти, дав указание компартии Германии объединиться с социал-демократами. Почему он этого не сделал? 

Владимир Грызун объясняет это тем, что: «Власть товарища Сталина вовсе не достигла того мистического могущества, которое требуется для формирования правительственных кабинетов независимых иностранных государств, тем более проведения в них революций (успешных, конечно)».  

Совершенно верно, власть его не достигла ещё того могущества, чтобы формировать правительственные кабинеты независимых государств, но этой власти было достаточно, чтобы дать указания германской компартии пойти на соглашение с социал-демократами, и преградить дорогу к власти нацистам, но он этого не сделал. Почему? 

Находятся и такие авторы, которые выражают сомнение в том, что германская социал-демократическая партия пошла бы на союз с коммунистами, а если и пошла бы, то на не выгодных для коммунистов условиях. Да на любых условиях коммунистам следовало идти на соглашение с социал-демократами, чем кончать жизнь в гитлеровских концлагерях.»

Во многих случаях, хоть в научной работе, хоть в ходе полемики, необходимо доказывать и обосновывать высказанные суждения.

Доказательность  — важное качество правильного мышления. Структура любого доказательства включает в себя: тезис, аргументы, демонстрацию.

Тезис — это суждение, истинность которого надо доказать.

Аргументы — это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса, с обязательной логической увязкой между тезисом и аргументами (демонстрацией).

Существуют правила доказательного рассуждения. Нарушение этих правил ведет к ошибкам, относящимся к доказываемому тезису, аргументам или к самой форме доказательства.

Так вот лукавство вышеприведенных  доводов-выводов в том, что принцип объективности требует также рассмотрения всей суммы фактов, относящихся к данному явлению, без какого-либо исключения. Однако господа историки совсем исключили из своих доводов три позиции:

  1. Какую политику проводили социал-демократы СДПГ и насколько она была «левой», чтобы отражать интересы всего народа?
  2. Как же сильно желали лидеры социал-демократической партии объединиться с коммунистами?
  3. Как бы отреагировал на их объединение Рейхспрезидент Гинденбург и назначил бы он рейхсканцлером представителя левого движения и позволил бы им сформировать левое коалиционное правительство или нет?  

1.Какую политику проводили социал-демократы СДПГ и насколько она была «левой», чтобы отражать интересы всего народа? 

Первым рейхсканцлером Германии после Ноябрьской революции 1918 г. и первым президентом Германии (в Веймарской республике, 1919—1925) был Фридрих Эберт - немецкий социал-демократ, один из ведущих деятелей СДПГ, лидер её правого, «ревизионистского» крыла. «Ревизионизм» Эберта и его правящих соратников заключался в том, что это было идейное направление, провозглашающее необходимость пересмотра (ревизии) по отношению к концепции Э. Бернштейна, объявившего о необходимости «ревизии» марксизма в новых исторических условиях.

Во что вылилась его позиция? На фоне остальных деятелей СДПГ он отличался прокайзеровскими взглядами. Опасаясь растущего влияния коммунистического Союза Спартака, возглавляемого Розой Люксембург и Карлом Либкнехтом, а также занимавшей центристскую позицию Независимой социал-демократической партии, Эберт в конце 1918 года заключил секретную договорённость с руководством армии, представленным Людендорфом. Армия участвовала в повсеместных стычках со «спартакистами», которые привели к кровавому подавлению восстания спартакистов. В то же время после правого Капповского путча, отражённого силами немецких рабочих, объявивших общегосударственную забастовку, к большинству его руководителей, многие из которых позже присоединились к НСДАП, правительство Эберта отнеслось снисходительно — как к силе, противостоящей «красной чуме».

Так что кроме названия ничего сильно «левого» в их политике не было, они были ближе к центристам. И совсем не зря Сталин в 1924 году назвал политику социал-демократов – «социал-фашистской». Хотя Эберт и считал себя «сторонником демократии» коммунисты и даже большинство соратников по партии обвиняли его в радикальных антирабочих мерах и тем самым косвенной поддержке зарождавшегося нацизма.

2. Как же сильно желали лидеры социал-демократической партии объединиться с коммунистами?

Когда правительство Брюнинга (назначенца Гинденбурга) сворачивало социальные программы, КПГ настаивало на смещении правительства Брюнинга, в то время как СДПГ 18 октября 1930г решило допустить к дальнейшей работе непопулярное правительство Брюнинга, полагая его как «меньшее зло».

В сентябре 1931 года руководство СДПГ исключило двух левых лидеров и депутатов партии в Рейхстаге - Макса Зейдевица и Курта Розенфельда после того, как они воспротивились решению партии допустить к дальнейшей работе правительство Брюнинга. Далее, в октябре в самом стане социал-демократов произошел раскол и из СДПГ выделилось небольшое левое крыло, образовавшее, совместно с брандлеровской правой коммунистической оппозицией и с группами молодых левых, новую центристскую группировку под названием Социалистической Рабочей партии (Sozialistische Arbeiter Partei).

На последних президентских выборах, состоявшихся в довоенной Германии 13 марта 1932 года КПГ выдвинула своего левого кандидата в президенты - Тельмана, шедшего под лозунгом: «Кто голосует за Гинденбурга, тот голосует за Гитлера, кто голосует за Гитлера, тот голосует за войну».

СДПГ же не стала выдвигать своего кандидата, не стала поддерживать коммунистов и даже не предложила КПГ выдвинуть единого левого кандидата, а призвала голосовать за Гинденбурга. Причем все это делалось под демагогическим лозунгом: «Кто выбирает Гинденбурга, бьет по Гитлеру». 

Главными кандидатами были Гинденбург, Гитлер и Тельман, плюс лидер националистов - Дюрстерберг.

Кандидат

Число голосов

Процент голосов

Гинденбург (СДПГ, Центр, НДП)

18.651.500

49,6%

Гитлер (НСДАП)

11.339.400

30,1%

Тельман (КПГ)

4.983.300

13,2%

Дюрстерберг (НННП, ННП)

2.557.700

6,8%

Винтер

111.839

0,3%

 

Так как никто не получил большинства, через месяц произошли повторные выборы.

СДПГ обеспечила победу Гинденбургу, а националисты поддержали Гитлера:

 

Кандидат

Число голосов

Процент голосов

Гинденбург (СДПГ, Центр, НДП)

19.360.000

53,0%

Гитлер (НСДАП)

13.418.500

36,8%

Тельман (КПГ)

3.796.800

10,2%

В июле 1932 году правительством Папена было незаконно разогнано конституционное социал-демократическое правительство Пруссии, которое Папен обвинил в сговоре с коммунистами. В ответ на это КПГ предложила организовать всеобщую забастовку. Это предложение немецких коммунистов долго дебатировалось лидерами профсоюзов и социал-демократов, но было отклонено, как слишком уж радикальное.

12 сентября все партии, включая нацистов, проголосовали против правительства Папена (513 голосов «против» и 32 «за» Папена). Папен в свою очередь распустил Рейхстаг и назначил новые выборы на 6 ноября. Кабинет министров Папена подал в отставку 17 ноября, и 2 декабря Гинденбург назначил рейхсканцлером - генерала Шляйхера.

Когда 23 января 1933 г. фашисты устроили провокационный марш на штаб-квартиру Коммунистической партии, социал-демократы увели дивизии «Железного Фронта» из Берлина под предлогом полевых учений, чтобы предотвратить сплоченную борьбу рабочих военных организаций против штурмовиков. 

В полдень 30 января Гитлер и Папен явились вместе к президенту и сообщили ему, что им удалось образовать «национальную концентрацию». Ссылаясь на эту концентрацию, президент и поручил Адольфу Гитлеру образовать правительство.

При этом он заявил Гитлеру, что ранее он не мог дать такого же поручения фюреру как вождю партии, теперь же Гитлер является представителем всего национального фронта. Гитлер возглавляет коалиционный кабинет - НСДАП, Национальная партия, и Стальной шлем (вооруженное крыло)

В этот же день, ЦК КПГ обратился к СДПГ и христианским профсоюзам с призывом провести всеобщую забастовку, направленную на свержение фашистского правительства, предупреждая при этом: «Кровавый, варварский режим фашистского террора навис над Германией… попрание последних скудных остатков прав рабочего класса, беззастенчивый курс на подготовку империалистической войны - вот что предстоит нам пережить в ближайшее время». КПГ призывала всех рабочих, независимо от их партийной принадлежности, совместно с коммунистами создать единый фронт борьбы за свержение гитлеровского правительства. Правление социал-демократической партии отклонило это обращение компартии Германии, как неприемлемое.

7 февраля на нелегальном заседании ЦК КПГ Тельман призвал к единству всех антифашистских сил Германии. В этот же день в берлинском Люстгартене СДПГ и Всеобщим объединением немецких профсоюзов был организован антифашистский митинг, на котором присутствовало около 200 тысяч трудящихся, в том числе множество коммунистов. Однако организаторы митинга так и не разрешили представителю коммунистов огласить обращение КПГ к социал-демократам, в котором говорилось о необходимости единства действий всего рабочего класса.

19 февраля бюро Социнтерна, наконец, откликнулось на призывы КПГ и приняло резолюцию, в которой соглашалось вступить в переговоры с Коминтерном по вопросу об организации отпора фашизму. Сталин в ответ на это обращение, несмотря на колоссальное противодействие со стороны партийных функционеров от «ленинской гвардии», считавших предательством любые уступки социал-демократам, все же продавил принятие ИККИ резолюции о согласии на переговоры с социалистами. Однако, учитывая, что руководство Социнтерна слабо контролировало руководство своих партий, в резолюции Коминтерна от 5 марта предлагалось вести эти переговоры на уровне партий тех стран, где непосредственно существовала угроза фашизма. 

Разумеется, в первую очередь речь шла о переговорах между КПГ и СДПГ, но именно руководство немецких социал-демократов, заняв примиренческую позицию по отношению к гитлеровцам, и выступало против союза с коммунистами.

На выборах 5 марта 1933 г. НСДАП получила 43,9% голосов, а с союзниками 51,9%. Списки же СДПГ и КПГ вместе могли бы составить только  30,6%. Каким образом наличие единого избирательного списка могло бы при такой расстановке сил решающим образом повлиять на ситуацию остаётся полностью неясным.

 

Динамика предпочтений на выборах:

 

Даты проведения выборов

Партии в Германии

1920

05.1924

12.1924

1928

1930

07.1932

11.1932

03.1933

НСДАП

-

6,6

3,0

2,6

18,3

37,4

33,1

43,9

НННП

15,1

19,6

20,5

14,3

7,0

5,9

8,6

7,9

Немецкая

Народная партия

13,9

9,2

10,1

8,7

4,8

1,2

1,9

1,1

БНП

4,4

3,2

3,7

3,0

3,0

3,3

2,1

2,7

«Центр»

13,6

13,4

13,6

12,1

11,8

12,4

11,9

11,3

Немецкая

Демократическая партия

8,3

5,6

6,3

4,9

3,8

1,0

0,9

0,8

СДПГ

21,9

20,5

26,2

29,8

24,5

21,6

20,5

18,3

КПГ

2,1

12,6

8,9

10,6

13,1

14,6

16,9

12,3

В этих условиях социал-демократы объявили о необходимости сотрудничества с гитлеровцами. Дело дошло до того, что 17 марта депутаты рейхстага от СДПГ одобрили реваншистскую внешнеполитическую речь Гитлера, а 30 марта лидер партии Отто Вельс в знак протеста против публикации резких заявлений бюро Социнтерна, осуждавших антиконституционные действия Гитлера, вышел из его состава.

Так что ни о каком объединении со стороны СДПГ и близко не наблюдалось. Прикрываясь демагогическими лозунгами с заботой о «простом труженике», лидеры СДПГ отрывали рабочих от действительно левого народного движения.

3.Как бы отреагировал на их объединение Рейхспрезидент Гинденбург и назначил бы он рейхсканцлером представителя левого движения и позволил бы им сформировать левое коалиционное правительство или нет?

В пылу полемики и Ефим Макаровский, и его оппонент Владимир Грызун совсем забыли правило : «Кто музыку заказывает, тот с девушкой и танцует». Они совсем забыли, что в Веймарской Республике была такая должность – «Рейхспрезидент». С 1925 года эту должность занял Пауль Людвиг Ганс Антон фон Бенекендорф унд фон Гинденбург, которому были совершенно далеки идеи социальной справедливости.

Оказывали ему финансовую помощь в выборах в 1925 и 1932 году, не Сталин и не Коминтерн, а мировые финансовые институты, в задачу которых, тоже не входило построение «коммунистического рая в Германии». Гинденбург был политическим и идеологическим противником бедным слоям населения и действовал исключительно в интересах состоятельных элит.  

Последним правительством Веймарской республики, которое, как того требовала 54-я статья конституции, получило вотум доверия в Рейхстаге, было социал-демократическое правительство Германа Мюллера, рухнувшее еще 27 марта 1930 года. Все же последующие правительства – и Брюнинга, и Папена, и Шляйхера, а так же вплоть до марта 1932 года и правительство Гитлера - не располагали парламентским большинством, а держались лишь за счет волевых указов Рейхспрезидента об их назначении.

С июля 1930 года рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург систематически тормозил деятельность рейхстага, пользуясь ст. 48 Конституции о «чрезвычайном положении», когда его решение Рейхстагом было признано антиконституционным – он быстренько распустил парламентариев и назначил им новые выборы.

В конце мая 1932 Гинденбург волевым решением потребовал от Брюнинга отставки и 31 мая назначил Франца фон Папена в канцлеры. Последний, вообще сформировал «беспартийное» правительство, не имевшее никакой поддержки в Рейхстаге, а 4 июня Гинденбург закрыл Рейхстаг и снова - новые выборы.

 

В январе 1933 года Гинденбург назначил Адольфа Гитлера Рейхсканцлером. А 21 марта 1933 года, в День Потсдама состоялось символическое рукопожатие Гинденбурга и Гитлера в гарнизонной церкви в Потсдаме, означавшее преемственность нацизма традициям старой прусской армии. И какой может быть другой политический расклад – родственные души.

 

 

Если есть другие доводы, свидетельствующие, что была возможность объединить «левое» КПГ и «псевдо-левое» СДПГ в единый фронт против «нацизма» НСДАП и повлиять на решение Гинденбурга. Приведите, буду признателен – тема большая и требует всестороннего осмысления.