О национальной гордости и национальной гордыне

 

 

Национальная гордость – огромная сила. Национальная гордость конструктивна, деятельна, она побуждает постоянно сравнивать себя с другими народами, соревноваться, совершенствоваться, напрягаться, лезть из кожи вон, чтобы добиться успеха и тем самым доказать самому себе (а заодно и всему миру): мы имеем право гордиться  собой! Гордость сама себя воспроизводит, в самой себе черпает

Национальная гордыня (спесь, чванство) – сила отрицательная. Она побуждает замкнуться, самоизолироваться, отгородиться, закрыться и всячески избегать контактов и сравнений с другими, чтобы – не дай Бог! – не разочароваться в самих себе. Гордыня расслабляет, погружает в состояние самоуспокоенности: нам незачем меняться и становиться лучше, мы и так велики, святы – лучше всех!

 

Национальная гордость - чувство, устремленное в будущее. Она заставляет постоянно спрашивать: «Достойны ли мы славы предков? Умно ли распорядились великим наследием, доверенным нам?»

Национальная гордыня ориентирована на прошлое: она упивается славой отцов и дедов, неисчерпаемым великим наследием, замечательными вековыми традициями. Она смакует были и небылицы давних времен и черпает в них силы:

- Русские – одна из древнейших… Да что там – самая древняя на земле нация!

- Все языки произошли от русского!

- Все народы признавали духовное превосходство русских!

- Не Золотая Орда  и крымские ханы разбойничали на Руси, а храбрые русичи грабили Золотую Орду и Крым!

Спесивец радостно повторяет, что французская знать во времена Людовика такого-то не мылась и страшно воняла, а содержимое ночных горшков выливалось на стены Версальского дворца. По сравнению с этим важным историческим обстоятельством что значит нынешнее состояние наших общественных туалетов?!  

 

Национальная гордость не бахвалится, не добивается от других признания заслуг своего народа.

Национальная гордыня постоянно жалуется на чужую неблагодарность и не устает напоминать окружающим о том, в каком они неоплатном долгу:  

- Наши предки Рим (мир) спасли!

- А вы сами чем отметились?

- Вы что, не поняли? Наши предки Рим (мир) спасли! Мы – народ Пушкина, Достоевского, Чехова!

- Человечество поклоняется Пушкину, и Достоевскому, и Чехову, но вы-то, нынешние, тут при чем? Вы-то сами чем прославились?

- Ах вы, проклятые русофобы, не хотите любить нас, хотя наши предки ваших предков мир спасли!

И так до бесконечности.

   

Национальная гордость не противоречит ощущению национального стыда, признанию национальной виновности.

Когда представления о собственном величии и духовном превосходстве расходятся с действительностью, именно национальная гордость заставляет народ, стиснув зубы, работать, работать и работать, чтобы вернуть себе самоуважение. Раздавленные, униженные, разоренные, почти уничтоженные немцы и японцы, с которых жестоким образом сбили, вырвали с мясом национальную спесь, смогли вновь сделать свои страны мощными и процветающими. Сегодня бывших побежденных пользуются бОльшим почтением, чем надменные и хвастливые французы.

 

Национальная гордость требует спрашивать самих себя: «Как же мы, такие умные и талантливые, снова наступили на те же грабли?»

Национальная спесь первым делом ищет «врага унутреннего и унешнего»: «Знаем мы, кто нам снова подкинул эти коварные, вероломные грабли!»

 

Гордость и любовь к своему народу обязывает указывать на народные заблуждения, предрассудки и ошибки и обличать сваой народ в преступлениях.

Гордыня твердо убеждена, что народ не может иметь предрассудков, никогда не заблуждается, не ошибается и тем более не совершает преступлений. Потому, собственно, что это НАШ народ.

 

Гордость ищет реальный выход, придает мужества для борьбы и веры в победу.

Гордыня оперирует мифами и апеллирует к чуду:

- Раз в двести лет Россия воспревает, и следующий срок непременно наступит  в 2012 году!

- Третье тысячелетие пройдет под знаком Водолея, значит, под духовным господством России!

-- Ванга-пророчица предсказала возрождение России во славе и величии!

- Один православный монах двести лет назад предсказал…

- Один индийский гуру предсказал…

Вывод: сегодня можно сидеть сложа руки и, набравшись терпения, ждать, пока оно всё само не устроится.

 

Национальная гордость уважает чужую национальную гордость.

Национальная спесь думает, что может возвысить себя, унижая других.

 

Национальное чванство растет рядом с национальной гордостью, это дурной побег благородного древа. Как всякий сорняк, чванство враждует с культурными родственниками и соседями. Как всякий сорняк, чванство не нуждается в подпитке, подкормке – растет и процветает собственным напором, наглостью, «естественностью».

Воспитание национальной гордости требует усилий – национальная спесь произрастает сама собой.

По моим примерным прикидкам, в сообществе Партия  «Возрождение  великой России» объем статей и комментариев, взывающих к национальной спеси, в пять раз превосходит количество текстов, продиктованных национальной гордостью.