Вечные ценности? Безопасность!
На модерации
Отложенный
Бывает, проведешь выходные в хлопотных заботах о стариках-родителях, закупишь картошки, заложишь в погреб, порадуешься тому, что годами раньше пришлось бы убирать ее с четырех соток «под лопату», и забудешь напрочь о таких вещах, как Интернет со всем его содержимым – целым миром виртуальных клонов людей во всех этих сетях и сообществах. Однако по дороге из родной Рязани в Москву, раздвигая щетками стеклоочистителя морось осеннего дождя, возьмет да и ввернется мысль о завтрашнем дне – хотел что-то написать и опубликовать в Сети, зная, что самым благодарным читателем окажусь я сам, перечитывая и правя, восторгаясь своим слогом или, наоборот, безжалостно его критикуя и разнося в пух и прах. И вспомнится, что обещал академическому начальству статью о безопасности, а одна добрая женщина в одном важном сообществе лукаво намекнула: а способен ли я обратить свой пытливый ум к размышлениям о вечном?
И вот, совершенно не из соображений экономии за счет слияния двух идей в одну в духе «в одном флаконе», я необыкновенно отчетливо осознал, что безопасность определенно представляет собой одну из вечных ценностей, и в голове сложился контур моих очередных исследовательских изысканий, которые будут воплощены, как обычно, в виде цикла статей, публикуемых, в основном, для моих учеников – пытливых и наивных, молодых и растущих менеджеров разного звена, а также и для более сложной публики – завсегдатаев политизированного сообщества, негодующего над властью. Что ж! Добавлю им в угоду политического перца, но более для пикантного вкуса, нежели для соучастия в политических спорах.
Итак, о безопасности, как о вселенской вечной категории, с известной долей философствования и долей прагматически практичной, предваряя это предупреждением читателя и читательницы о том, что их могут подстерегать по мере продвижения вглубь и ширь темы самые разные реакции: успокаивающее чувство банальности мысли автора, раздражающее несогласие авторских идей с персональными картинами мира (особенно часто это встречается у тех, кто заражен бациллами психологии, опасной перейти в хроническую фазу нерушимых заблуждений), а также приятное автору ошеломление от встречи с новыми ракурсами, обещающее открытия и откровения. Небольшой процент последних и заставляет меня тратить утро пенсионера на творческие порывы, придавая ощутимую энергетику эпистолярному труду, давая повод для нескромного сравнения с Сенекой – ведь я действительно в некотором роде пишу письма тем, кто все это прочтет.
Долгое вступление – всего лишь разминка перед тем, как написать попроще о совсем непростом.
Несомненный для меня авторитет – Абрахам Гарольд Маслоу – отнес безопасность к высшим физиологическим потребностям, поместив в один ряд с необычной сексуально окрашенной потребностью в размножении. По крайней мере, так я понял его, излазив вдоль и поперек все доступные мне источники его авторства. Ниже возлегают лишь базовые физиологические потребности – ресурсные, определяемые чувством недостаточности чего-то жизненно важного, без чего не прожить, не покушав, не попив и не вдохнув глоток воздуха. И вот тут, осторожно и с почтением, я позволю себе поспорить с авторитетом.
Безопасность, обычно трактуемая (по крайней мере, среди специалистов по безопасности), как состояние защищенности от угроз, определенно имеет куда более широкое значение. И для пояснения этой мысли понадобится вспомнить один важный синоним слова «безопасность», хотя и затертый широким вольным употреблением, но не потерявших своей научной точности описания того, что он обозначает – «комфорт». А комфорт – это, всего лишь, исчерпывающий набор условий, при которых система – будь то живой организм или их сообщество – выживает, продолжая свое существование. Комфорт, если хотите, - это граница, пролегающая между территориями «Жизнь» и «Смерть». Соблюдение комфортных условий – это и есть безопасное состояние или безопасность.
В само слово «безопасность» заложен дополнительный смысл, полезно уточняющий суть этой категории: комфорту препятствуют какие-то опасности, приходится прилагать усилия, чтобы с этими опасностями справиться.
На ум приходит слово из исключительно научного тезауруса – энтропия, как совокупность естественных и намеренных разрушительных сил, жутковатое стремление всего на свете к деградации и смерти, от порядка к хаосу, к абсолютной пустоте вакуума.
И вот, вспоминая начатый спор с великим Маслоу, замечу, что голод, как проявление одной из ресурсных – базовых физиологических - потребностей, определенно создает ощущение дискомфорта, а, стало быть, небезопасности. Не следует ли замахнуться, хотя бы в глубине смелых мыслей, на идею об универсальности понятий комфорта и безопасности?
Стоит только пробежаться взором самого обычного опыта по сонму человеческих забот и проблем, как везде, где только возможно, проступает, как чернила, сквозь промокашку, безопасность. Наши трудовые подвиги продиктованы стремлением к безопасности. Забота о хлебе насущном – это и продовольственная безопасность, и в целом экономическая, и даже мои воскресные заготовки картошки для родителей, во имя того, чтобы они чувствовали себя комфортно. Наши сложные отношения с деньгами и капиталом продиктованы все той же безопасностью. Тоска стареющей девы и томление юной девичьей души продиктованы опасениями о будущем – кто прокормит мать и дитя, поддержит в зрелости и старости? Даже возжигаемый тестостероном гон самца продиктован чувством опасности того, что не он, а кто-то другой оставит после себя продолжение рода. Опасность одиночества, проявленная через страх остаться одному и погибнуть без всего того, что дает принадлежность к любым сообществам себе подобных, тоже намекает на безопасность, но уже другого уровня потребностей – социальных. Опасность остаться позади других в гонке наверх по лестнице социальных статусов, делает нас прожженными карьеристами. Опасность слиться с другими, потерять свою индивидуальную неповторимость толкает нас на самый верх пирамиды потребностей, на уровень базовых личных потребностей, вызывающих стремление отличаться от других. И, конечно же, опасность того, что кто-то или что-то станет хоть чуть-чуть сильнее нас, делая нас следствием вместо причины, заставляет разгораться высшей личной потребности – потребности в управлении всем этим миром, в центр которого помещен каждый и каждая из нас.
Даже если мои претензии на открытие универсальности безопасности слишком смелы, то проделанный мной экскурс позволяет увидеть хотя бы масштабность того, что покрывается простым и широко известным понятием безопасность. Относимость безопасности к высшим и вечным ценностям становится все более очевидной. По крайней мере, для меня, и я с удовольствием посвящу исследованиям этого феномена время своей жизни – предстоящую неделю моего пребывания во всемирной сети.
Это только ягодки:) Впереди мне брезжится что-то в высшей степени фундаментальное, из чего я надеюсь выжать и каплю практически полезного в форме, как минимум рекомендаций, а если повезет, то что-то вроде инструкций, алгоритмов и технологий. О, сколько открытий чудных приготовил мой просвещенный дух! Не обойду я вниманием и политизированных нужд – обязательно поведаю, насколько небезопасны оппозиции и диссидентства для процветания государств.
Читайте, если не боитесь расстаться с иллюзиями и заблуждениями...
Комментарии
Уверенность в "завтра" - иллюзия. :))))
http://gidepark.ru/community/8/article/440515#comments