За что воюют женщины?

На модерации Отложенный

 

     Повсеместно считается, что это мужчины отвоевывают женщин друг у друга. Картинка сражающихся за самку самцов – будь то олени или парни на танцах – стала стереотипом, искажающим реальную действительность отношений мужчины и женщины. Все обстоит в точности наоборот. Женщины воюют между собой за мужчин, и вскрываю я эту тайну исключительно для того, чтобы сделать их отношения хоть на толику счастливее.  
     Напоминая осведомленным и сообщая несведущим, еще раз поведаю о формуле счастья: если жизнь каждого живого существа есть следствие цепи событий и состояний, каждое из которых лишь один из множества возможных вариантов, то очевидно существуют наилучшие варианты и самые лучшие их комбинации – это и есть счастье. Наилучший вариант жизни из возможных.
     Поскольку лучшая доля в судьбе человека теоретически возможна, то почему бы не попытаться, не приложить усилия к тому чтобы сделать мужчин и женщин еще более счастливыми в их союзах? Основания мечтать об этом более чем злободневны – процент счастливых семей крайне невысок. Кто-то говорит: двадцать к восьмидесяти, опираясь на итальянского экономиста и математика Вильфредо Парето, этим соотношением и прославившегося, а кто-то, еще более скептический, дает совершенно безрадостную картину - десять к девяноста, оставляя только каждым десяти семьям из ста быть счастливыми - проживать наилучшие семейные жизни из возможных. Да оглянитесь, в конце концов, вокруг, и сами убедитесь в том, что это так, как есть, и отыщите редкий пример счастливой семьи, подобно тому, как ловцы жемчуга все ныряют и ныряют за ракушками на морское дно, а жемчужина найдется только в одной из многих пустых. 
     Если же разобраться в отношениях мужчин и женщин более подробно и правдиво, то есть надежда, что мы когда-нибудь научимся их строить также успешно, как дома, города и цивилизации. Анализ же, суть которого и есть разборка целого на части, чтобы познать целое, был и остается малопригодным, хотя и популярным в науке и практике инструментом. Мы не найдем ответов ни в характерах людей, ни в их психотипах, ни в физиологии, ни в ролевом социальном поведении, сплошь навеянном ритуалами и традициями, сквозь которые хоть и проступает истина, но не может быть правильно истолкована, ну, точно, как в религиозных текстах - нам пытались сказать о чем-то сложном попроще - притчами и метафорами, мы же так буквально все и поняли: и про кровь, и про плоть...
     Однако есть в науке непривычно трезвое направление и даже совершенно другая точка зрения на мироустройство, названное в узких кругах еретиков от науки, например, кибернетиков, системным подходом. Он ставит все с головы заблуждений на ноги знания. Работает он изящно и мощно, вызывая восторг первооткрывателя, когда увидишь через подобную призму другой мир - красивый и гармоничный, а не тот, который нарисовало нам наше воспаленное мракобесием воображение. 
      Системный подход, как метод познания, советует отказаться от анализа в пользу синтеза, вернее, поменять их местами в последовательности исследовательских этапов: сначала синтез, потом анализ, а не так, как мы привыкли испокон веков - сначала разберем что-то на части, а потом будем гадать, почему это работало. Если нам нужно понять, почему мужчины и женщины ведут себя так в союзах друг с другом, нужно не разлучать их, чтобы понять их по отдельности, а задать череду вопросов, и вот каких. 
     Семья, как союз мужчины и женщины и образчик простейшей социальной системы, не входит ли в какую-то систему покрупнее? Разумеется, входит. Сначала это род, как союз из родственников, затем это сообщество родов, затем поселения, города, народы, страны, этносы и все человечество - наша с вами человеческая цивилизация. Как и всякая система, цивилизация подчиняется главному закону Вселенной - закону сохранения своего существования. 
     Как сохранность целого зависит от частей? Те тоже, в свою очередь, стараются сохранить себя - каждая такая социальная система стремится к этому на своем уровне масштаба. Так, нисходя к системам все меньшего масштаба, мы дойдем до социальной молекулы - союза мужчины и женщины, семьи. 
     И вот кульминация вопросов. 
     Какую роль играет женщина в семье, чтобы в конечном итоге это привело к выживанию человечества? Рожает новых людей, выхаживает, вскармливает, выращивает, воспитывает, подводя к самостоятельности, создает и поддерживает условия для всего этого. 
     Что делает мужчина, чтобы  своим поведением повлиять на выживание человечества? Создает и поддерживает условия для всего того, что делает женщина. 
     Зачем еще один участник? Для усиления потенциала выживания. Одна женщина не справится, да и системы не возможны из одного элемента - только два и более. То, что делает женщина, называется производством или, что точнее, воспроизводством. То, чем занимается мужчина, называется обслуживанием производства, сервисом, службой. 
     Так сложилось, в отличие от эусоциальных животных, где самцы не участвуют в обслуживании, и этим заняты самки (хотя кто-то считает рабочих пчел или муравьев бесполыми), что мужчина не просто необходимый участник выживания человечества, а обязательный - иначе женщина не справится с этой задачей (хотя я всерьез опасаюсь со временем повторения "пчелиной" модели и в нашем случае). 
     Не знаю, как это будет потом, через годы и столетия, может это будет, как в одной замечательной польской комедии, где в человеческой цивилизации остались только женщины, но сейчас мужчина очень нужен для создания условий, в которых женщина решит свою высшей важности задачу. Упрощенно такое обслуживание производства сводится к защите от угроз и снабжению необходимыми ресурсами, к физической и социальной защите и снабжению деньгами, продуктами питания и прочим.
     Без защиты и снабжения в мужском исполнении женщина либо вообще не берется за решение задачи воспроизводства, либо делает это без должного уровня - в нищете, нужде и напряжении.
А поскольку все это происходит среди больших масс людей - мужчин и женщин, то борьба женщин с другими женщинами за наилучшие условия для воспроизводства выливается в борьбу за мужчин. 
     Если говорить о конкуренции девчонок на танцах, то это самим женщинам ясно, как божий день, и никто из них не скрывает настоящей боевой ненависти к соперницам, вплоть до жестоких схваток и уничтожения. Но почему же из поля зрения выпадает другая комбинация конкуренток, другой срез, другой уровень (вернее разный) участниц? Мать и дочь, например? Или сноха и свекровь? Первый пример не беру, чтобы не запахло Фрейдом, хотя примеры ресурсного истощения папаш дочерьми известны. Но вот второй случай - это что-то особенное. 
     В драматических, ожесточенных, безжалостных отношениях свекрови и невестки идет самая настоящая война за мужчину, как за защитника и поставщика ресурсов. Уже одного этого откровения хватило бы, чтобы увидеть, словно прозрев, статистически самую частую причину семейных несчастий и разводов - война двух женщин за одного мужчину.
     С молодой женой все ясно - ей рожать и растить. А старая мамаша-то к чему все это затевает? Ведь дети  уже рождены и выращены? Ей-то зачем защита и ресурсы? Не догадываетесь? 
     Нужно подняться на уровень выше, и вспомнить системный подход. Ролевое предназначение женщины - воспроизводство и связанная с  этим  потребность в мужском обеспечении продолжает исполняться ей, несмотря на то, что задача уже решена. Поведение заложено в генах. Старая пластинка продолжает крутиться. Женщина, даже в возрасте, продолжает бороться с другими женщинами за поставщиков ресурсов. Ближайший из них - сын. А что же муж? Либо уже нет его, либо стал слаб для обеспечения. 
     Можно было бы дать всему этому совсем человеческое объяснение, типа: "Я его родила и вырастила, пусть теперь обо мне позаботится!". Да, обычно матери так и думают, пытаясь оправдать свое явно нерациональное и неразумное поведение - ведь они же должны желать счастья своим детям, но только все портят, разлучая их семьи. Ген настолько силен, что не дает женщине силы справиться с его наваждением, и даже просто понять происходящее. 
     Это очень древний ген. Думаю, восходящий к нашим очень далеким предкам - первопредкам, которые жили большими сообществами.  Может и есть прямая линия, которую можно провести по дереву, соединяя человека с его двухмиллионной историей с муравьями, которым около восьмидесяти. "Ген Муравьиной Матки" - единственного в семье воспроизводителя, чью производственную работу обеспечивают тысячи дочерей (или просто детей, если они бесполы).
     Ген заставляет рожать и требовать обеспечения. До сих пор. Даже у человека. И включается этот древний ген там и у тех животных, которые живут большими сообществами. Правда, Природа миловала некоторых из них - птицы и рыбы освобождены от этого недуга, забывая своих птенцов и мальков, как только те выросли. Нет ли в этом подсказки от самой Природы? Нет! Не хватит у человека, в смысле у женщины, ума последовать мудрому природному совету забывать своих детей. А ведь это было бы выходом и способом справиться с генным рудиментом. 
     Во исполнение древнего генного приказа, матери, именуемые в быту свекровями и тещами, действуют решительно и смело, как если бы были зомбированы, то есть, не давая себе отчета, не делая прогнозов о том, к чему это приведет, и не видя последствий – несостоявшихся и разрушенных судеб своих детей.  Удивительно, но женщины поразительно изобретательны в решении этих нерациональных задач. На лицо явное присутствие стратегий.
     Первая стратегия – не дать ребенку вообще оторваться от матери. Наглядный образчик показывают по телевизору в комедийном сериале «Одна за всех» в исполнении Ардовой. Ее маман так и поступает со своим сыном. Примечательно, что малозарабатывающий сынок-музыкант не интересует ее заработками – он должен быть рядом. Оглянитесь, и увидите последствия первой стратегии.
     Вторая стратегия – оторвать ребенка от жены или мужа и вернуть к себе. Самая частая причина разводов – матери своих детей. Оторвав ребенка от его семьи, мать получает то, что получила бы при первой стратегии – ребенок живет с ней. Ген Муравьиной Матки утолен. Оглянитесь и посчитайте число разводов, спровоцированных матерями.
     Третья стратегия – получить хоть какое-то утоление гена. Такие матери требуют от детей чаще звонить, чаще приезжать, оказывать знаки внимания, делать подарки, давать деньги, возить к врачам, друзьям и родственникам. Одновременно с этим матери всячески стараются ухудшить отношения ребенка в его семье – и со второй половиной, и даже со своими детьми. Матери не теряют надежды – если повезет, разведут семью, и вернут ребенка к себе под крылышко. Оглянитесь…
     Ген силен, и ситуация, кажется, безнадежна. Однако есть лучик света в этом мраке древней природы. Об этом в продолжении цикла статей…