Обитаемый 1984-ый…

На модерации Отложенный

 

Не так давно «последний динозавр» российской фантастики Борис Стругацкий дал интернет-пресс-конференцию на сайте РБК, 
В которой немало удивил публику. 

Потому как с одной стороны по мнению мэтра «через 15 лет наступит энергетический кризис, и не только Россия, весь мир изменится: цивилизация вернется в век пара и электричества, мир потребления прекратит существование, демократии везде уступят место тоталитарным режимам» а с другой политическому руководству нашей страны необходимо «ясное понимание, что политически возможен только путь европеизации, демократии и свободного рынка»
То есть крах демократии и рынка неизбежен – надо идти по пути демократии и рынка. Ничего не напоминает такая удивительная способность придерживаться двух взаимоисключающих точек зрения одновременно?
Правильно – напоминает. Другое литературное произведение сей феномен подробно описывает. Причем иностранного автора произведение. Роман называется «1984», а феномен - двоемыслие…
Роман знаменитый, дважды (и оба раза на редкость хреново) экранизированный, разошедшийся на цитаты, оставивший после себя массу запоминающихся образов – ну там Большой Брат, новояз, речекряк, ангсоц, внутренняя партия, двухминутка ненависти…
Вот только одна проблема: когда мне в начале 80-х впервые попал в руки самиздатовский текст Оруэлла, то оставил он ощущение какого-то тягостного недоумения. С одной стороны – вроде должно страшить и захватывать, а с другой… не страшит. И не столько потому, что не шибко стыкуется с такой-сякой советской реальностью (хотя писано явно про нас), а с другой потому, что где-то когда-то что-то подобное уже было… Где же?
Да у тех же Стругацких и было! В романе «Обитаемый остров». Читанном еще в 8 классе средней школы.
Антураж тот же самый – мир после ядерной войны, анонимное правительство, Неизвестные Отцы, страшный тоталитаризм, гипноизлучатели, вызывающие периодические приступы безумного энтузиазма… Ну и разумеется герой-землянин сей тоталитаризм сокрушающий… 
Не буду утверждать, что братья Стругацкие слизали фабулу у английского классика… но параллели все же как-то очень уж явно просматриваются. «Наш ответ Оруэллу», так сказать. 
Ответ, впрочем, получился двусмысленным: героический-ходульный сверх-человек Мак Сим даже на взгляд советского восьмиклассника периодически представал каким-то идиотом, а финальная сцена романа в этой оценке главного героя только укрепляла:

Цитата:
Погодите, - сказал Максим. - Я чуть не забыл. Через несколько часов вся страна на много суток свалится от лучевого голодания. Все будут абсолютно беспомощны...
- Ты многое забыл, - проворчал Странник. - Тебе известно, что в стране инфляция? Тебе известно, что надвигается голод, что земля не родит?.. Ты знаешь, что это твое лучевое голодание в двадцати процентах случаев приводит к шизофрении? А?
В общем, «Обитаемым островом» должны были остаться недовольны и властные ответсеки (уж больно некрасиво выглядел на его страницах «человек светлого будущего»), так и диссидентсвующие завлабы (потому как «фига в кармане» адресовалась непонятно кому).
Может потому «Обитаемый остров» так и не получил большой известности - до тех пор пока за него не взялся Федор Бондарчук? 
Ну да бог с ним, с Бондарчуком. Как и со Стругацкими. Эпигонство (а тем более эпигонство идеологически окрашенное) редко может сравниться по качеству с оригиналом… Но зато может иногда заставить воспринимать оригинал более здраво. Настолько здраво, что автора этих строк идиотский смех начал разбирать буквально с первых страниц оруэлловского ужастика.
Там главный герой начинает вести дневник, придя к себе домой - в отдельную квартиру (!) - во время обеденного перерыва (!!). 
Это сколько же этот перерыв длится? 
Это что ж за страшный тоталитаризм царит в стране, где мелкий клерк запросто может посреди трудового дня слинять со своего рабочего места?
А как же, черт побери, пропускная система, которая просто обязана существовать в конторе, в которой работают тысячи (если не десятки тысяч) людей. 
Ежу ведь понятно, что трехсотметровой пирамиде Министерства Правды такая система должна быть обязательно, причем разные отделы должны начинать и заканчивать работу в разное время – иначе каждый отбой будет сопровождаться давкой на выходе.
Дальше – больше. В такой-сякой ужасной Океании (где, вроде бы, 60% «пролов» неграмотны) каким-то чудесным образом ухитряются существовать высокотехнологические отрасли промышленности: кто-то производит самолеты и вертолеты, кто-то проектирует и спускает на воду «плавучие крепости» (гибрид авианосца и буровой платформы, надо полагать), кто-то изготавливает атомные бомбы, кто-то изобретает сверхчувствительные «телекраны» и умные «речеписы», способные преобразовывать устную речь прямо в письменный текст (к слову сказать – программы распознавания устной речи в реальном 1984 году только-только появились). 
Спрашивается – когда же произошел в этом оруэлловском мире такой технологический рывок, если во время "тоталитарной революции" и атомной войны начала 50-х годов таких чудес техники уж точно не было? 
С невесть откуда взявшимися у «неизвестных отцов» в «Обитаемом острове» гипноизлучателями все просто – от инопланетян достались. А откуда аналогичного назначения дивайсы в оруэлловской Океании? Загадка, однако...
То ли ангсоц оказался на редкость творческим учением, то ли автор «1984» что-то недодумал…
Но и это еще не все… Если внушающие партийным диссидентам ужас «телекраны» работают одновременно на прием и передачу, то как и куда передается изображение? И главное – по каким каналам? 
Столицы-то ведь в Океании нет - и где именно находится Большой Брат – никто не знает.
Получается, что под руководством «внутренней партии» должна была быть создана еще и охватывающая полмира информационная сеть - что-то вроде современного интернета. 
С одной стороны – штука, безусловно, полезная: благодаря ей Большой Брат может рулить Океанией из любого места, а его ближайшее окружение – совещаться, никогда не собираясь вместе.
Но, кто же, позвольте спросить, эту сеть будет обслуживать? Исключительно партийцы, служащие в «полиции мыслей»? Маловероятно – оруэлловская партия хоть и велика (15% населения – то есть 45 миллионов на 300-миллионную Океанию), но не настолько, чтобы заполнить собой не только административный аппарат, но еще обеспечить рабочими руками целые отрасли экономики).
Так партии волей-неволей придется вбивать в мозги большей части населения не только доктрины ангсоца, но и более-менее приличный уровень хотя бы технических знаний.
Поэтому без массовых школ и технических училищ оруэлловской «партии» все равно не обойтись. А где какое-никакое образование – там и мысли всякие, и изобретения… 
Вроде (для начала) маленькой красной лампочки, дающей возможность понять – включен телекран на «подсмотр» или нет. Или приспособления более хитрого, способного вставить в обычную передачу объявление «Большой Брат умер» или сигнал к военному перевороту. 
Да-да, именно военному. Потому что никакая война не может быть бесконечной – если ее не завершит однозначная победа или поражение, то это рано или поздно сделает сама армия. 
Тем более, что набирать армию тоже ведь из кого-то надо. Если старшие офицерские чины и могут быть укомплектованы исключительно из верных партийцев, то вот для пополнения запасов «пушечного мяса» и получения младших командиров придется пошарить среди пролов. И забрать в армию именно тех, кто побойчее, да посмышленнее – чтоб у прочих умы не мутили.
Ну а дальше будет мы уже знаем что. «Военная карьера», способная закончиться только могилой вряд ли кого сильно прельстит – а уж нерассуждающей преданности точно способствовать не будет. Да и телекран в окоп уж никак не поставишь…
А раз так, то … за примерами ходить далеко не надо – в 1974 году португальские капитаны уже подвинули политическое руководство (хотя военным поражением ни в Анголе, ни в Мозамбике тогда и не пахло). 
В общем, роман Оруэлла – фантастика в куда большей степени, чем творения Стругацких. Потому как фантастика ненаучная.
Хотя феномен двоемыслия – это да, это впечатляет. Только почему-то наблюдается он почему-то не у поклонников разного рода социализмов, а на совсем другом идеологическом «полюсе». Либеральных речекряков мы вдоволь наслушались. Причем безо всякого участия Большого Брата и полиции мыслей обошлось.
Чудно, не правда ли?…