Прищепка

Школа, четвертый класс, 1981 год. Классная руководительница Ася Лазаревна поймала Гену, когда он стрелял спичками из смешного самодельного устройства, сделанного из обычной деревянной прищепки.
Гена был большим и стеснительным. Он стеснялся. А тут его поставили перед всем классом. Он застеснялся еще больше, не знал, куда девать руки.
Ася Лазаревна была из тех людей, кто распаляет себя сам, кто заводит себя все больше и больше – с каждым произнесенным вами словом; из тех, кто любой ваш ответ может превратить в обвинение против вас же. Помню, как она угрожающе кричала Леше Рындыку: «Я еще узнаю, почему твой папа, работая на заводе, не состоит в Коммунистической Партии!»
То, что она сама в ней не состояла, ее не смущало.
Сперва она пару минут молча смотрела на ученика Гену. Интересное психологическое воздействие, 37-й год не прошел в стране даром. Ученик должен обделаться от страха. Затем она, наконец, спросила, кто же сделал это устройство, стреляющее спичками?

Ведь он мог всю школу спалить! Упоминание о том, что он не поджигал спичек при стрельбе, в обвинении не фигурировало.
-- Неизвестно, чем ты закончишь, если ты так начинаешь свою жизнь! – Понятно, что от прищепки со спичками до измены родине – один шаг. – Отвечай, кто сделал эту гадость?
Гена тихо ответил («Громче, Геннадий, отвечай так, чтобы тебя все слышали!»), что он сам его сделал. Тогда Ася спросила его, распаляясь все больше и больше:
-- А кто тебе рассказал, как это сделать? Ведь не сам же ты придумал это? – Голос ее уже звенел в вышине. Она хотела бы разоблачить сеть заговорщиков. Гена покраснел еще больше, зримо напрягся и, наконец, открыл сообщника:
-- Когда я был летом в деревне, мне показала это моя бабушка.
Межпланетный заговор был сорван. Двойка в дневнике за поведение – такова была цена преемственности поколений.  Источник