Развитие человека
На модерации
Отложенный
Развитие доисторического человека
Понятие «человек» в процессе творения подразумевает и мужчину и женщину одновременно. Только их биологическая взаимодополняемость имеет смысл и право существовать (жить) в физическом мире в отличие от мира духовного (небесного). Как говорил Апостол Павел в одном из своих посланий: «там не будет ни мужского, ни женского». Если вы человек духовный, то проблема половых отношений вами уже воспринимается отстранённо, более объективно, и вы лучше можете понять проблемы тех людей, у которых эта плотская мотивировка поведения ещё актуальна и создаёт проблемы в жизни. По Фрейду, сексуальные мотивы в жизни человека самые главные и самые мощные, и это действительно так. Но у человека в процессе его личностного развития есть возможность выйти на более высокий уровень взаимодействия с окружающим миром и сексуальная мотивировка становится неактуальной. Жизнь всех Святых на Земле пример этому.
В первочеловеке функционировала плоть, он удовлетворял каким-то образом свои плотские потребности, но наряду с этим Бог дал ему и Духа Своего Святого. Первочеловек переживал Благодать этого Духа. Все Святые на земле, которым Бог тоже даровал моменты переживания Благодати Духа Святого сообщают в своих писаниях, что после такого переживания плотские потребности теряют свою актуальность, становятся минимальными, нужными только для поддержания самого простого физического существования. В жизни Святых появляются духовные мотивировки – «стяжание Духа Святого», для чего они и используют практически всё время своей земной жизни производя «умное делание»: молитвы, посты, бдения, исключение сексуальных помыслов и т.д.
Со своей позиции врача-психиатра я могу подтвердить, что устройство и функциональные возможности головного мозга человека позволяют ему не только реализовывать своё плотское (биологическое) существование, но и переживать высшие духовные состояния, непосредственно «соучаствовать по благодати Бога в его жизни и блаженстве». То есть, человек, в отличие от остального тварного мира имеет двойственную природу – плотскую и духовную. Вся наша видимая вселенная – это физический, плотской мир. Невидимый тварный ангельский мир – это духовный мир. Единственная тварь, которая причастна к тому и к этому миру – это человек. Он сотворён таким по замыслу Творца. Зачем?
Плоть не может постичь Божества, поэтому она его по своему незнанию игнорирует. Высший ангельский духовный мир знает Бога и разделён на две части: одна признаёт высшую власть Бога и смиренно служит ему, другая часть ангельских сил питает иллюзии относительно своего могущества и пытается противостоять Богу. И противостояние это происходит в духовной сфере человека. (Ангельский мир – это, возможно, тоже только символическое обозначение процессов, происходящих в духовной сфере человеческой психики). Человек призван осознать, признать могущество Бога и осознанно выбрать существование, жизнь, которая будет угодна Богу. Ради этого Бог и создал человека с двойственной природой, чтобы у него был ВЫБОР. Он наделил человека РАЗУМОМ, чтобы он мог осознанно сделать ВЫБОР и стать существом практически РАВНЫМ БОГУ, стать не просто слугой, а ДРУГОМ БОГУ, преданным его Божественной сущности, продолжением, усилением, развитием его Божественной сущности (я понимаю, что все употреблённые термины малы, не точны и не соответствуют тому, что замыслил Бог относительно цели сотворения человека, но своим слабым умом я не могу предложить другого объяснения. Человек, как тварное существо, скорее всего никогда не сможет адекватно понять замысел Божий относительно самого себя, поэтому прошу не тратить время на критику моего предположения. Если кто-то произнесёт что-то более интересное и убедительное относительно замысла Божия, то буду просто счастлив это услышать). Об этом в Новом Завете Иисус не раз говорил своим ученикам: «Вы боги», «Царство Божие внутри вас», «И более того (более, чем я) сможете сделать».
Я думаю, что никто из верующих не станет спорить с тем, что Бог, когда творил небо (ангельский мир) и землю (физический мир), а затем своими творческими актами формировал структуру физического мира (вселенную, планету Земля, растительный и животный мир) уже изначально творил всё это для ЧЕЛОВЕКА – творения с двойной сущностью. Весь этот невообразимо сложный физический мир (включая растительный и животный) нужен был Богу с единственной целью, чтобы в нём сформировался и вырос ЧЕЛОВЕК – осознанно выбравший в процессе своего развития духовный мир – БОГА.
Я думаю, что так называемое «грехопадение» человека – это ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ БОГА. Если представить, что человек, сотворённый из той же земли (материи), что и все живое, обеспечивал бы свою жизнедеятельность только Божественными энергиями – благодатью Божией, то у него не было бы и ВЫБОРА – он ведь не знал бы и не понимал потенциальных возможностей плотской жизни, тем самым он мало чем отличался бы от ангелов, а этого Богу вероятно и не надо. Ему наверное и уже имеющихся ангелов достаточно.
То, что первочеловек, имеющий свободу выбора, соблазнится и нарушит запрет не вкушать от Древа Познания, Бог наверняка знал изначально. По этому поводу хочется вспомнить маленький рассказик для детей.
Папа прочитал своей маленькой дочери библейскую историю грехопадения и последующего изгнания из Рая Адама и Евы. Девочка после этого заявила отцу, что она бы никогда не нарушила запрет Бога. Папа не стал с ней спорить, но на другой день рано утром он поймал в саду воробья, посадил его в кастрюльку и закрыл крышкой. Разбудив дочурку, он сказал ей, что в кастрюльке есть для неё сюрприз, но пусть она не открывает её до вечера, а он покажет ей его, когда вернётся с работы, и ушёл из дома.
Вечером воробья в кастрюльке уже не было, а папа мог спокойно обсудить с дочкой трудности в «стяжании Духа Святаго».
Полностью свободным человек может стать только тогда, когда до самых последних пределов познает Лукавое (плотское).
Познает, что в нём Доброго практически нет. Познает, что следуя за Лукавым в конце получается одна Смерть и ничего более. Только в этом случае человек свободно и осознанно, в отличие от Адама, выберет Доброе и откажется от Лукавого. Он осознанно, как Блудный Сын придёт к своему Отцу и… Бог получит тот результат, который и планировал от начала.
Могу предположить, что Бог создал человека не физически взрослой особью, а младенцем и обеспечил начальное его существование Своим Отеческим попечением. Человек жил в раю (под Божественным жизнеобеспечением, возможно, очень необычным с нашей плотской точки зрения) и плотская жизнь его не волновала и не заботила. Не таково ли существование младенцев и детей в ранний период своего развития, при условии наличия рядом с ними любящих их и заботящихся об удовлетворении их плотских потребностей больших и сильных (всемогущих) существ – родителей (Отца)? Возможно, что это описание райской жизни тоже только символическое изображение определённого этапа развития человека.
В процессе своего развития, постепенно плоть стала более актуально восприниматься растущим человеком, он стал с ней экспериментировать, использовать её по своему усмотрению, хотя Бог, на символическом языке книги Бытия, заповедал ему не делать этого. Плод на Дереве Познания Доброго и Лукавого (по интерпретации Е.А.Авдеенко) это символ познания плотской жизни в сравнении с жизнью в духе Божьем. Когда Адам с Евой вкусили плотской жизни, они почувствовали, что это тоже приятно, «вожделенно». Они узнали (познали), что это плотское удовольствие можно переживать без Бога по своему произволению. Они устыдились и испугались. Почему? Потому что Бог (отец) запретил, а они нарушили Его запрет. Это первые проявления стыда и совести.
Разгневался ли Бог по этому поводу? При чтении соответствующих стихов Библии не создаётся впечатление об особом гневе Божьем. Он просто рассказывает Адаму и Еве как они теперь будут жить во плоти без его, бывшей до этого момента, интенсивной духовной поддержки. Он определяет, как они будут взаимодействовать с духовным образованием (дьяволом, змеем, сатаной), которая заинтересована в обслуживании плотской сущности человека.
Изгнание из рая и создание охраны для того, чтобы только что лишённому благодати Божией человеку было затруднительно туда вернуться, соответствует формированию определённых барьеров и ограничений в психическом функционировании человека. Созданием границ в психике человека между сознательной её частью - «Я» человека и бессознательной (духовной) психикой, которая позволяет переживать единство с Богом.
Как известно, у младенца нет сознания, нет «Я», его психика функционирует в бессознательном режиме, а это очень специфический режим и по энергетике и по феноменологическим проявлениям. Сознание – «Я» человека формируется постепенно, в течение ряда лет детской жизни. При этом возможности использовать мощность своего мозга для переживания Божественной благодати исчезает. Чтобы её (потенциальную мощность мозга) можно было вновь использовать для переживания благодати Божьей, уже будут нужны значительные усилия по соблюдению определённого способа жизни (аскетического) и определённой практики в психическом функционировании (молитвы, бдения, посты и т.д.) А можно, в большей или меньшей степени, преодолевать барьер между сознательной психикой и бессознательной (духовной) употребляя какой-нибудь психоделик, например, ЛСД или ещё каким-нибудь приёмом – медитацией, холотропным дыханием, экстрасенсорными практиками. По определению православных Святых – это впадение в «прелесть» − тоже духовный феномен, но не от Бога, а от дьявола.
Смысл исторического развития
После «грехопадения» и «изгнания из рая» и началось формирование задуманного Богом ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНОГО, КОТОРЫЙ ПРИЗВАН В КОНЦЕ СДЕЛАТЬ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР В ПОЛЬЗУ БОГА. Началась история развития цивилизации. Развитие цивилизации необходимо для того, чтобы показать предельные возможности плотского существования человека самому человеку. Показать её конечность и бессмысленность по сравнению с духовной сущностью человека. Поэтому, для максимального познания возможностей плоти, совершенно необходимы и здоровье и болезни, и богатство и бедность, и жестокость и милосердие, и любовь и предательство, и жизнь и смерть, и лопата и сложнейшие научно-технические достижения, и Иисус и Иуда, и Апостол Павел и Нерон, и Ленин и Иоан Кронштадский, и сталины, гитлеры, чикатилы и Святые праведники, и глобализация с компьютеризацией всей планеты и афонские монахи. Чем более развита будет цивилизация с массой её соблазнов и искушений, тем более совершенен должен быть духовный человек, чтобы сделать ВЫБОР, а это-то как раз, как мне представляется, и надо Богу в соответствии с его замыслом. Чем больше искушений в мире, тем большей святостью надо обладать, чтобы противостоять им.
Физический мир конечен. Сама плоть тоже физическое тело, поэтому ограничена в своих возможностях познания окружающего мира и конечна. Поэтому актуален символический язык духовного (бессознательного) существования.
Кончина физического мира и физического существования запрограммирована в нём самом. Мы можем наблюдать сегодня очень высокий уровень развития цивилизации во всех её аспектах. С неизбежностью он станет ещё значительно более высоким. Уже сегодня мы можем наблюдать массу проблем, связанных с этим, и можно прогнозировать какие ещё проблемы возникнут при ещё большем усложнении цивилизации у ограниченных плотским (ограниченным интеллектуальным, сознательным) существованием жителей нашей планеты. Уже сегодня очень много людей ощущают себя «винтиками» в этой Машине (цивилизации). Даже люди, которые, вроде бы, стоят у рычагов её управления. Я имею ввиду случаи самоубийств (и даже расширенных – с убийством членов своей семьи) среди воротил бизнеса в Америке и в Германии в связи с «экономическим кризисом».
Комментарии