Что такое Духовность?
На модерации
Отложенный
Что такое духовность? (размышления верующего материалиста)
Духовность это то, что придаёт СМЫСЛ жизни отдельному человеку и человечеству в целом.
Духовность это то, в чём человек находит ответы на вопросы: Зачем он живёт? Что есть добро и зло?
Что есть истина и заблуждение?
Ответы на эти вопросы определяют, как человек живёт. (Многие люди в своей жизни даже не ставят эти вопросы).
Человек, поставивший перед собой эти вопросы, ищущий на них ответы, постепенно научается РАЗЛИЧАТЬ истинные ценности от ложных, может свободно ИЗБИРАТЬ и СЛЕДОВАТЬ избранному.
Вопрос в том, что есть истинные ценности, и может ли человек, исходя из своей душевно-телесной природы, различать их, избирать для себя и следовать им? – непростой вопрос. Но без ответа на него, мы не поймём суть духовности и сущность человека.
(Эти два первых абзаца взяты из работы с одноимённым названием доктора психологических наук, профессора Рыжова Василия Васильевича).
В Библии уже всё сказано о сущности человека, о соотношении его с окружающим физическим и трансцендентным миром. После Иисуса Христа никто ничего нового к этому не добавил. Последующий текст тоже ничего нового к сущности человека не добавляет. Эта работа только попытка объяснить духовность через достижения светской науки, сопоставить эти достижения с тем, о чём давно уже всё сказано.
Медицинская наука сегодня знает о телесной природе человека практически всё. Она расшифровала уже весь генотип, она знает механизмы функционирования человеческого организма вплоть до молекулярного уровня, она может успешно влиять (лечить) на многие физические проблемы (болезни) человека.
Единственная область жизнедеятельности человека, которая не поддаётся однозначной трактовке (диагностике), а значит и эффективному управлению (лечению) является его психическая (душевная) деятельность. По поводу её за последние сто с небольшим лет уже написаны горы литературы с научными исследованиями, но проблема с диагностикой и лечением практически осталась на том же уровне, что и сто лет назад. В чём же трудность этого вопроса?
Трудность этого вопроса обусловлена тем, что структура и функции образования, отвечающего за душевные процессы – головного мозга – чрезвычайно сложны и тонки.
Буквально считанные молекулы какого-нибудь нейромедиатора могут вызывать большой эффект в психическом состоянии (функционировании). А таких процессов в головном мозге каждую секунду происходит сотни тысяч, если не миллионы, и попробуй тут что-либо понять, зафиксировать, проконтролировать, управлять. Все наши научные медицинские достижения в области регулирования (лечения) человеческой психики пока сравнимы с результатами деятельности слона в посудной лавке.
Немного анатомии. Головной мозг состоит из нейронов, которые соединены между собой с помощью отростков в нейронные сети. Самое большое количество нейронов, от 9 до 15 миллиардов по разным подсчётам, расположены в коре головного мозга. Кора головного мозга отвечает за высший анализ и синтез информации, попадающей в неё из окружающей среды и из внутренней среды человека, и за управление деятельностью человека в окружающей среде. 9-15 миллиардов – это сколько? И для чего столько?
Чтобы представить себе «сколько», я хочу вспомнить одну старую легенду. Один восточный правитель, которому понравилась игра в шахматы, решил наградить изобретателя этой игры. Он призвал его и сказал – Проси чего хочешь.
Изобретатель сказал – дай мне зерна, но следующим образом: положи на первую клеточку одно зерно, на вторую в два раза больше, на третью в два раза больше, чем на вторую и так далее до конца доски.
В математике это называется геометрической прогрессией. Правитель удивился такой «простенькой» просьбе изобретателя и послал своих слуг выполнить её.
Слуги побежали выполнят приказ и через некоторое время вернулись усталые и обескураженные. Они сообщили правителю, что выложили из царских закромов уже всё зерно, а до конца доски ещё не добрались. Эта легенда демонстрирует комбинаторную возможность 64 клеток шахматной доски. Она выражается в каком-то большом числе, которое, вообще-то, можно вычислить на калькуляторе. А теперь попробуйте себе представить не 64 клетки, а 15 миллиардов.
Вывод – мощность головного мозга по способности отражать (анализировать, синтезировать, моделировать) окружающий мир беспредельна. Почему же тогда человек не Господь Бог?
Сто лет назад Зигмунд Фрейд изучая психическую деятельность человека, создал её модель. Согласно этой модели психическая деятельность человека протекает в разных режимах. Предельно упрощённо – в двух: сознательном и бессознательном. Бессознательная психическая деятельность имеется от рождения организма и её сверхзадача обеспечить физическое существование этого организма в окружающей среде. Фрейд обозначил её термином «Оно».
Цель существования любого живого организма (не только человеческого) максимально увеличить свою представленность (массу) в окружающей среде и максимально продлить время своего существования.
Энергию, обеспечивающую реализацию этой цели Фрейд обозначил термином «либидо» - влечение к жизни. (Есть ещё, тоже бессознательное, влечение к смерти – «мортидо», но для простоты я не буду его касаться). Вся программа развития живого организма содержится в его генотипе. Чтобы реализовать цель «влечение к жизни», человек должен много и хорошо есть, «мягко» (комфортно, безопасно) спать, много заниматься сексом, чтобы увеличить свою биологическую массу в потомстве.
Он считает необходимым отстаивать и защищать своё влечение к жизни от других особей с такими же врождёнными потребностями путём присвоения себе как можно большего количества материальных объектов, а для этого необходимо либо трудиться, либо, используя силу (агрессию) и хитрость (научные знания) эксплуатировать ближнего, воровать, грабить и даже убивать, если потребуется. Все эти деяния можно приукрасить, закамуфлировать законом, чтобы криминального беспредела в сообществе не было, иначе оно не сможет вообще существовать.
Но, по сути, вся материальная деятельность человека призвана обеспечивать врождённые плотские интересы – максимально продлить своё существование и максимально увеличить свою биологическую массу в окружающем мире.
Этим ограничивается смысл существования биосоциального человека – удовлетворять свои биологические потребности с учётом требований окружающего его социума. Чем не биосоциальное существо какой-нибудь медведь, который ездит на мотоцикле по арене цирка, выполняя социальную функцию – развлекать зрителей, зарабатывая при этом себе пропитание. Если его ещё и вырастили в цирке с детства, то он больше ничего и не может, и погибнет без этого цирка в случае чего.
Но «прогрессивное» человечество не хочет сегодня выполнять даже эти, предусмотренные Богом функции – «плодитесь и размножайтесь». Богом (природой) предусмотрены механизмы награды за реализацию этих функций в виде определённых биохимических веществ – эндорфинов – медиаторов удовольствия.
Выполняя предусмотренные Богом функции или, по-другому – удовлетворяя свои биологические потребности, человек получает награду – нормальное человеческое удовольствие. Современный человек с помощью своего сверхмощного мозга и научно-технических достижений нашёл уже для себя массу способов получать удовольствие, не выполняя при этом задание Бога плодиться и размножаться.
Это и защищённый и извращённый секс, и различные психоактивные средства – алкоголь, наркотики, и различные способы сверхраздражения своего головного мозга – на некоторых рок-концертах, массовых спортивных мероприятиях, типа футбол, игры на «интерес», и много других способов получить «адреналин».
Среди всех этих соблазнов уже просто нет времени на какие-то «плодитесь и размножайтесь». Успеть бы плоти «всё попробовать» в этой жизни. Но всё это незаслуженное удовольствие. Взятое в долг у Бога (природы) удовольствие. А долги придётся рано или поздно отдать. Все наркоманы это очень чётко знают и чувствуют. Другие любители незаслуженных удовольствий знают это не так чётко… до поры до времени.
Психика человека начинает функционировать у него ещё на этапе внутриутробного развития, примерно с половины срока беременности (20 недель). Уже там, ещё не рождённый человек уже начинает что-то чувствовать и анализировать, примитивно оценивать – плохо-хорошо, опасно-неопасно, приятно-неприятно. Поэтому формирование его, как нам кажется, врождённых характерологических особенностей зависят вовсе не от генов родителей (или, правильней, не только от генов родителей), а от того, в каких условиях и как живёт его мать. Хорошо ли, полноценно ли она питается, спокойно ли она себя чувствует, ждёт ли она своего ребёнка, желанный ли он для неё (для этого мира).
В первые часы, дни, недели и месяцы своей жизни после рождения младенец уже непосредственно и с огромной скоростью продолжает своё психическое развитие. Пока у малыша не сформирована сознательная психическая деятельность, он усваивает всё, происходящее вокруг него всем своим бессознательным мозгом с огромной скоростью и огромными объёмами. Без всякой критической оценки он усваивает модели эмоционального реагирования и поведения своего ближайшего окружения.
Он своего рода экстрасенс, который не в состоянии описать словами свои ощущения, языкового оснащения у него ещё нет, но он очень точно и тонко чувствует и понимает, что происходит, и учится у своего ближайшего окружения (родителей) поведенческим и эмоциональным реакциям. Хотя он ещё не может, как Станиславский сказать: «Не верю», но его невозможно обмануть формальными неискренними отношениями. Родители или те, кто ухаживает за младенцем, думают, что он ещё маленький и ничего не понимает, и… ошибаются. Когда он станет большим и «всё понимающим» ничего исправить уже будет нельзя. Ментальность, мироощущение передаётся от поколения поколению бессознательно. Чтобы получить серьёзные сдвиги в ментальности потребуется жизнь не одного поколения, причём жизнь, в которой имеется значительное внешнее давление в определённую сторону. Не зря же Бог заставил Моисея водить Израильский народ по пустыне 40 лет, а это два поколения – пока не вымрут все представители народа с рабским менталитетом. Кстати, скорость изменений в окружающем мире очень сильно возросла, и интересно было бы поразмышлять над тем, какое влияние на формирование психики и психическое здоровье эта стремительно меняющаяся жизнь оказывает.
Сознательная психическая деятельность формируется у новорожденного постепенно под влиянием взаимодействия с человеческим окружением. Фрейд обозначил её, в переводе на русский язык, термином «Я». Только года в три малыш начинает выделять себя из окружающей среды, отделять себя от родителей, которые начинают слышать от него фразу: «Я сам». Человек сознательно начинает запоминать свою жизнь лет с пяти с семи, то есть, он может в последующем воспроизвести какие-то эпизоды из своей жизни вербально, с помощью слов.
Сознательная психическая деятельность у психически здорового человека представлена всего пятью-шестью процентами от всей психической деятельности. Биохимические и биофизические процессы, обеспечивающие сознательную и бессознательную психическую деятельность в своих деталях, уже неплохо изучены современной наукой, но целостную модель в масштабах всего мозга наука (пока?) сделать не в состоянии. О причинах этого я уже высказался выше.
Фрейд создал такую модель, но она как-то не очень вписывается в материалистическую парадигму нашей отечественной науки и поэтому на сто процентов научной не считается у подавляющего большинства наших отечественных учёных, занимающихся проблемами психической деятельности. В отечественной психиатрии все психические феномены пытаются объяснить с материалистической точки зрения, привязать их к рефлексам, к биофизике, к биохимии, к анатомии, поэтому в отечественной психиатрии мы практически не встречаемся с термином духовность. Представьте такую схему, чтобы лучше понять и представить проблему. Окружность, внутри которой есть ещё одна окружность в 20 раз меньшая. Большая окружность – это бессознательная психическая деятельность, включающая в себя врождённое «Оно» и приобретённое в детстве «Сверх-Я». Маленькая окружность – это осознаваемая психическая деятельность «Я».
В процессе развития сознательной психической деятельности параллельно развивается бессознательная психическая деятельность, более высокого порядка, чем врождённая бессознательная психическая деятельность («Оно»). Фрейд обозначил её термином «Сверх-Я». В основном она обусловлена теми человеческими моральными и поведенческими установками, которые человек воспринимал в ранний период своего детства и в меньшей степени установками позднего периода детства.
Если в раннем детстве в характере и личности человека ещё что-то можно скорректировать, изменить, то, чем старше ребёнок становится, тем сделать это всё труднее, а лет в 12-18 уже практически невозможно обычными общепринятыми педагогическими средствами. Это так называемая ментальность, которая определяет и индивидуальные программы реагирования, и этнические, национальные характеристики.
Из истории известны случаи, когда младенцы выпадали из нормального человеческого воспитания – вскармливались животными или в очень жёстких условиях отсутствия человеческого взаимодействия. Когда их находили и пытались вернуть в человеческое сообщество, то это было практически невозможно сделать в полной мере. В зависимости от возраста возвращения к людям, они могли больше или меньше что-то усвоить, научиться элементарным навыкам самообслуживания, выучить сколько-то простых слов, но при любом удобном случае они всё-таки предпочитали жить способами, усвоенными ими в раннем детстве. Эти факты убедительно доказывают, что никакой врождённой моральной способности у человека нет. От рождения он животное, и только в потенциале, при взаимодействии с человеческим окружением, он может реализоваться в мире как человек. Красивая сказка про Маугли – это всего лишь красивая сказка.
Запрограммированный в своём ещё внутриутробном развитии и в период раннего детства на определённый тип эмоционального и поведенческого реагирования в различных жизненных ситуациях, человек, в общем-то, не в состоянии значительно отклониться от этой программы. В противном случае его начинает мучить совесть.
Что такое совесть?
Это конфликт между впечатанными в бессознательную психику в раннем детстве моральными и поведенческими установками («Сверх-Я») и непосредственно осуществляющему регуляцию деятельности человека в окружающей среде сознанием («Я»).
Если «Сверх-Я» не содержит в себе соответствующих установок, или они нечёткие и размытые, то и угрызений совести серьёзных не будет. Это, в терминах религии – душевная деятельность. Единственное, что может остановить безудержное эгоистическое стремление отдельного индивидуума максимально увеличивать свою массу и время существования в окружающей среде, невзирая на такие же устремления окружающих – это страх наказания.
Система наказания в социуме для биосоциальных индивидуумов предусмотрена законом. Если «Я» человека (сознание), взвесив все «за» и «против», придет к выводу, что его деятельность не подпадает под санкции закона. Или, что человек может их избежать тем или иным способом, то он обязательно реализует это своё либидо (стремление максимально увеличить свою биологическую массу и время существования в материальном мире или, для современного человека – получить очередную порцию незаслуженного плотского удовольствия). Плоть не остановит в этом ни интеллектуальное развитие человека и связанный с ним образовательный уровень, ни его материальное положение, ни его социальный статус. Примеров этому в окружающей нас жизни масса. Фрейд своим учением убедительно доказал, что человек в своей сознательной составляющей очень слабое существо, что он остаётся в большой степени животным. Из-за этого его учение с трудом принималось и часто отвергалось современниками. Но окружающая жизнь, постоянно подтверждая верность его открытий, заставила принять их повсеместно, за исключением тоталитарных и отсталых сообществ.
Православный священник митрополит Сурожский Антоний в одном из своих выступлений определял духовность, как такую психическую деятельность человека, которая недоступна его пониманию и волевому контролю. Это же то же самое, что Фрейд называл бессознательной психической деятельностью. Давайте сравним характеристики человека как духовного существа, данные в Священном Писании с характеристиками бессознательной психической деятельности, которые описывал Фрейд.
Человек создан по образу и подобию Божию, то есть духовным. Но он согрешил в Адаме, сосредоточился на своей плоти и, отпав от Бога, стал последователем низшей духовности (душевности), обозначенной термином «от дьявола (сатаны)». Низшая духовность, «Оно», обслуживает интересы плоти.
Духовность более высокого уровня – «Сверх-Я», если она не промодулирована высшими моральными ценностями, тоже обслуживает интересы плоти. А интересы плоти (материального существования), в общем-то, имеют ограниченное значение, так как материальный мир однажды возник из «ничто», из пустоты по организующей сверхволе Бога, и однажды закономерно исчезнет, уйдёт в «ничто», хотя бы, согласно того же второго закона термодинамики. Поэтому, по большому счёту или в конце-концов – материальная, плотская жизнь не имеет никакого смысла. Смысл нашему плотскому существованию может дать только Бог.
Когда Бог занялся воспитанием своего народа не просто карами, но и словом, Он дал Моисею Десять Заповедей на горе Синай. Некоторые из них – не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не обманывай, не завидуй – свидетельствуют о том, что человек склонен к этим противным Богу делам (это «Оно» в сочетании с душевным «Сверх-Я» по Фрейду). Они присущи ему после грехопадения Адама.
В последующем для Израильского народа были сформулированы законы, которые предусматривали наказание за эти деяния. Страх наказания законом оказывал сдерживающее влияние на реализацию этих неугодных Богу плотских влечений (слабое пятипроцентное «Я» человека не в состоянии этого сделать). Иисус, придя на Землю через много веков после этого события, ещё более развил и углубил требования Бога к человеку. Здесь уже требовался контроль не столько за делами, сколько за помыслами человека.
Тот человек, который уже настолько проникся пониманием сущности Бога, что понимал необходимость контроля, прежде всего, своих помыслов из страха перед Богом, уже не боялся нарушить закон Моисеев, до этого у него просто не могло уже дойти. Поэтому такой человек стал свободен от закона. Для него страх перед Моисеевым законом уже стал неактуальным. Среди Израильского народа в те времена уже появились люди, способные воспринять такие заповеди и воплотить их в своей жизни. Последующие 2 тысячи лет идёт поиск таких людей по всей планете и из них формируется Церковь Христова.
Чтобы вернуться к Богу, обрести смысл своего существования, человек должен усвоить высшие духовные смыслы (моральные ценности) в своём бессознательном «Сверх-Я» от своего окружения в раннем детстве. Только такой человек однажды, в поисках ответа на вопросы о смысле жизни, закономерно и сознательно придёт к Богу. Других же людей сможет удержать определённое время в человеческом состоянии только страх наказания законом или мощные религиозные традиции, насаждаемые в сообществе. Подчиняясь традициям, человек одновременно может и не понимать их суть и смысл.
Если «Сверх-Я» не будет воспитано на высших моральных ценностях, то оно тоже будет обслуживать низшие плотские интересы, но уже не на уровне примитивных животных, которые элементарно удовлетворив свои инстинктивные потребности (потребности «Оно») успокаиваются.
Это «Сверх-Я», используя гигантский потенциал коры головного мозга человека, включит свою фантазию, и мы получим не просто удовлетворение голода, а изощрённейшие кулинарные и сервировочные изыски и способы. Мы получим не просто удовлетворение сексуального инстинкта, а фантастический спектр всяческих сексуальных извращений.
Мы получим не просто агрессию, а изощрённейшие формы пыток, издевательств и убийств, и т.д. Этому всему служат также и достижения научно-технического прогресса. Современный мир уже основательно погряз в своих, с позволения сказать – «достижениях», но от обыкновенных животных он отличается только масштабами и изощрённостью удовлетворения потребностей плоти, которые, как я уже отметил, не имеют никакого смысла, по большому счёту.
Эти достижения человека и человечество не спасут. Поэтому, наверное, столько несчастных людей кругом, суетящихся по поводу своих плотских интересов и никак не могущих их наконец удовлетворить. Желания плоти всегда были ненасытимы. Как только одно желание удовлетворяется – оно исчезает, и тут же замещается массой других, рекламируемых всеми возможными способами.
Что может «Я» человека? Взгляните на схему, и вы наглядно увидите соотношение мощности бессознательного «Оно» на ранних периодах жизни человека и мощности «Сверх-Я» на более поздних этапах его жизни, и маленькое слабенькое «Я».
Ничего наше «Я» не может и ничего оно не определяет в жизни человека. Это большая иллюзия и самообман человека, что он что-то выбирает и что-то решает.
Особенно человека «советского», который воспитан жесточайшими способами в течение жизни нескольких поколений, что «Бога нет», а человек «царь природы». «Фрейд – вредный буржуазный учёный, а бессознательная (духовная) психика – это выдумки классовых врагов». Буйство бессознательной психической деятельности может сдержать только страх наказания плоти законом, который плоть при любом удобном случае, если она считает, что может его обойти, обхитрить закон, она нарушает. И не помогают нашему «Я» ни высокое образование, ни высокий социальный статус, ни «могучая сила воли».
Любой из нас вспомнит массу примеров из жизни скандального и неожиданного для окружающих падения вроде бы добропорядочных людей. Один только пример с человеком, «похожим на генерального прокурора России» чего стоит (Однажды по центральному телевидению показывали несколько дней снятый скрытой камерой ролик, на котором две проститутки ублажают «человека, похожего на генерального прокурора России»). А пример с президентом США Билом Клинтоном и Моникой Левински? И это только самые скандальные. Менее громких примеров – масса.
Теперь представим следующую схему. Большая окружность – «Оно» и «Сверх-Я», малую (5% отбольшой) – «Я» и вокруг малой окружность побольше (20-25%) – «расширенное сознание»
Какие психические феномены можно наблюдать в этом случае, когда на уровень сознания или в поле сознания попадает гораздо больше, чем пять процентов?
Такой человек, в отличие от нас нормальных «пятипроцентных» людей, будет осознавать ещё какую-то информацию. Возможно, он будет что-то видеть, возможно, что-то слышать, возможно, что-то ощущать по другим органам чувств. Возможно, у него будут формулироваться какие-то необычные умозаключений, возникать необычные идеи. Я, как врач-психиатр сталкиваюсь в своей практике с этими феноменами каждый день. Всё это называется психоз.
Примерно один процент родившихся людей имеют врождённую предрасположенность к такому необычному, психотическому функционированию головного мозга. В редких случаях, у некоторых людей с таким функционированием головного мозга, возможна продуктивная в социальном смысле деятельность. Эти люди совершают гениальные открытия, создают гениальные художественные произведения. Они осуществляют прорывы во всех сферах человеческой жизни – и в материальной и, особенно, в духовной. За счёт этих людей происходит прогресс всего человечества.
Без этого «одного процента» психотиков, часть из которых – гении, человечество всё ещё бегало бы за добычей с подвернувшейся под руку дубиной. В Санкт-Петербурге сегодня живёт математический гений, Нобелевский лауреат – учёный Перельман. С точки зрения обычных людей – ненормальный, так как отказался получать Нобелевскую премию.
Человек, переживающий такое состояние, находится как бы в другом измерении и то, что он там переживает, ему почти невозможно объяснить нам, «пятипроцентным» людям. Он часто даже сам себе словами не может объяснить, зачем он, допустим, отказался от Нобелевской премии. Взгляните на схему. В теории систем есть такой постулат – более простая система в принципе не может адекватно отразить, смоделировать, понять более сложную систему. Просто элементов для этого не хватит. Примерно так же, как в известной притче, когда семеро слепых попытались понять, что такое слон? Наша современная наука, которая ориентируется только на пятипроцентное сознание, скорее всего никогда не сможет понять духовные феномены.
Есть ещё одна идея, которая впрочем, уже воплощена в художественных фантастических произведениях. В отличие от человеческого мозга, в котором для его нормального функционирования заложены пятипроцентные ограничения, в искусственных интеллектуальных системах таких ограничений нет. Вполне вероятно допустить, что машинный интеллект может превзойти однажды человеческий. И самое интересное, что это может произойти уже сейчас, а может и уже произошло, но со своим пятипроцентным сознанием человек, скорее всего даже не поймёт, что это произошло. Понять и как-то противостоять этому сможет только духовно развитый человек или, как говорят, наделённый Духом Святым.
Все пророки и святые, библейские, и более поздних времён переживали периодически психические состояния соответствующие расширенному сознанию. Это у всех у них замечательно описано. Самое яркое – это последняя книга Библии – Откровение Иоана Богослова. Если подходить к этим переживаниям с позиций материалистической психиатрии, то это просто психотическое состояние, которое следует лечить. Что делает современная психиатрия? Она пытается с помощью фармакологических препаратов вернуть человека из состояния расширенного сознания в нормальное «пятипроцентное» состояние.
Действительно, состояния расширенного сознания довольно редко приносят конструктивные плоды. Чаще это происходит деструктивно, человек, погружённый в них, зачастую игнорирует реальность и ведёт себя опасным для себя и окружающих образом. В религиозных традициях это иногда называют «одержимостью бесами или дьяволом». Некоторые природные и искусственные вещества вызывают ослабление пятипроцентных барьеров сознания, и человек на время уходит в психоз, «общается с духами, с богами». Американский психиатр чешского происхождения – Станислав Грофф, последователь Фрейда, использовал в своих исследованиях психотомиметики с целью вызвать психотические переживания и в последующем проанализировать их, попытаться найти корни неврозов и аддикций разного плана (наркоманий, алкоголизма и т.д.), чтобы трансформировать тем самым «Сверх-Я» человека, его мироощущение и освободить его от проблемы.
В различных восточных духовных практиках тоже пытаются освоить свой духовный потенциал, тратя на это иногда всю свою жизнь. Некоторым же людям это даётся без таких значительных усилий, но зачастую травматичным образом. Известная всем Баба Ванга получила серьёзный травматический опыт, когда её смерч унёс, после чего у неё появились необычные пророческие и целительские способности. Джуна тоже как-то делилась, что в 5-летнем возрасте упала в колодец. Но вот Вольф Мессинг, кажется, никуда не падал. Все наши мистики – Блаватская, Андреев, Рерихи и ещё масса других, все наверняка переживали состояния расширенного сознания (психоза) и после этого писали свои труды.
Почему Господь Бог непримиримый и резкий противник всяких попыток человека самовольно, и с использованием разных провоцирующих способов использовать свой духовный потенциал? Да потому что этот процесс человек проконтролировать своим пятипроцентным сознанием не сможет. И что он там получит из этого духовного опыта, если его «Сверх-Я» не промодулировано моральными заповедями Господа? Да дьявольский духовный опыт, рассчитанный на плотские корыстные интересы.
А это противно Богу. Также нет никакой гарантии, что человек не имеет врождённой (1% родившихся) предрасположенности к психотическому функционированию головного мозга и эти практики просто загонят человека в психическую болезнь. Поэтому и запретили всякие массовые гипнозы по телевидению и в больших залах, потому что там всегда попадались такие люди, которых такие сеансы превращали в психически больных и даже инвалидов в последующем.
Мне самому приходилось лечит таких пациентов. Кстати, в любой религиозной организации, неважно какого направления, концентрация предрасположенных к психотическому реагированию людей гораздо выше, чем в целом в популяции. Это объясняется тем, что там они могут найти ответы на мучающие их вопросы, большее понимание, поддержку от окружающих, так как любая религиозная организация занимается проблемами духовной жизни.
Некоторые, с позволения сказать, «учёные», обнаружив людей с психическими расстройствами в какой-нибудь неугодной им религиозной организации, сразу же стараются использовать это для борьбы с этой религиозной организацией, приклеивая ей ярлык «деструктивной секты». Очень трудно доказать, что религиозная организация чаще всего не при чём. Если она отвергнет, оттолкнёт от себя всех людей с психическими, духовными проблемами, то станет довольно мелкой, серой и неинтересной.
Иисус Христос с точки зрения некоторых учёных иудеев тоже был ненормальный в психическом плане и воспитал таких же психически ненормальных последователей, которые врагов своих любили, с лёгкостью жертвовали свои жизни ради любви к ближнему и веры в Бога, который сына своего отдал в жертву.
Функционирование психики в режиме расширенного сознания часто сопровождается удивительными феноменами, которые официальная наука объяснить не в состоянии. Помните? - «просто элементов в пяти процентах для этого не хватает». Можно предположить, вспоминая законы диалектики, что количественные изменения приводят однажды систему в новое качественное состояние.
Почему же тогда не предположить, что наш головной мозг, работая в режиме расширенного сознания, не подключается тем самым к какой-то иной реальности, недоступной в обычном психическом состоянии? Чем характеризуется эта реальность? Об этом в доступной нашему пониманию форме всё написано в Библии, а также в разных интерпретациях в другой духовной литературе, написанной пережившими состояние расширенного сознания людьми. Словами практически невозможно полноценно описать духовные переживания и феномены, поэтому апостол Павел и говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор 13:12)
Не буду вспоминать разные чудеса, которые возможны в духовном состоянии, о них уже написано много. Максимальное количество этих чудес продемонстрировал нам Иисус Христос. Конечно же, его последователям повторить их в полной мере вряд ли возможно. Тот, кто их повторит будет равен Христу, равен Богу. Хотя Иисус и говорил своим ученикам: «И более того, что я совершил, сможете совершить», но, думаю, это он сказал, чтобы вдохновить своих учеников на апостольский подвиг. (Это последнее заявление демонстрирует мою всё ещё слабую веру).
Как следует из вышенаписанного, духовность вовсе не обязательно бывает со знаком «плюс». Гораздо больше духовных, точнее - душевных (бессознательных) феноменов можно оценить со знаком «минус» только потому, что они обслуживают плотские интересы (от дьявола). Положительной духовности, духовности от Бога в мире гораздо меньше. «Много званных, но мало избранных», и здесь никто ничего поделать не сможет – это Бог сказал. Но весь этот мир создан и существует, чтобы однажды Бог получил это малое количество того, чего он хочет (Церковь избранных). И здесь тоже никто ничего изменить не сможет.
А сейчас я попробую прочитать и понять одну из сложнейших для понимания глав в послании к Римлянам апостола Павла с точки зрения вышеизложенного. «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти (плоть не может жить, не нарушая закон, который в конце обязательно осудит её на смерть).
Но ныне, умерши для закона (умерши в плотском смысле, отказавши плоти в удовлетворении её ненасытимых потребностей, ограничив её только самым необходимым), которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа, а не по ветхой букве (закона)» (Рим 7:5-6).
Но этот способ жизни сложен в своём осуществлении: «Ибо не понимаю, что делаю (трудно научиться различать, чем в каждый данный момент времени своей жизни руководствуется человек – врождёнными влечениями плоти – «я»-плотское или воспитанными обществом, данными Христом нравственными заповедями – «Я»-духовное);
потому что не то делаю, что хочу (хочет «я» плотское – подгребать под себя плотские удовольствия), а что ненавижу (ненавидит «я» плотское – стараюсь учитывать интересы ближнего, ограничиваю собственные плотские влечения), то делаю.
Если же делаю то, чего не хочу (чего не хочет моё плотское «я»), то соглашаюсь с законом, что он добр (он заставляет моё плотское «я» делать это).
А потому уже не я («Я»-духовное) делаю то, но живущий во мне грех («я»-плотское).
Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть, в плоти моей, доброе (жертвенная духовная Любовь. Она не даётся человеку при его физическом рождении, она воспитывается, выращивается в процессе жизни его в обществе); потому что желание добра есть во мне (воспитанное обществом «Я»-духовное), но чтобы сделать оное, того не нахожу (врождённые плотские влечения гораздо сильнее выражены в человеке и легко обнаруживают себя, по сравнению с новоприобретёнными, противоречащими плотским, воспитанными духовными ориентирами, которые, чтобы найти их в себе, требуют усилий и напряжения. Следствием чего является следующая сентенция Апостола).
Доброго, которого хочу (которого хочет «Я»-духовное), не делаю, а злое, которого не хочу (которое боится делать или вынуждено делать из-за страха наказания законом моё плотское «я»), делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я («Я»-духовное) делаю то, но живущий во мне грех (ограниченное законом «я»-плотское делает).
Итак я нахожу закон (обнаруживаю суть), что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое (то есть, это делает не моё свободное от страха закона «Я»-духовное, а делает из страха наказания «я»-плотское и в этом нет никакой добродетели, а есть злое. Всё, что делается из страха перед законом не может быть добрым).
Ибо по внутреннему человеку (моему духовному «Я») нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих (моем плотском «я») вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего (Божьему закону, в котором стремится жить «Я»-духовное) и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!
Кто избавит меня от сего тела смерти (плотского «я»)? Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим (он показал и доказал своей смертью и своим воскресением, что каждый человек есть проблема соотношения в нём его плотской и его духовной сущности).
Итак, тот же самый я умом (духовным «Я») служу закону Божию, а плотию (плотским «я») закону греха (Рим 7:15-25).
28.07.2008 г Ларичев Владислав Львович
Комментарии
=========
То есть - сознательно и целенаправленно ввел их в заблуждение, используя свой авторитет?
--------------
Конкретный поступок: объяснение ученикам их перспектив саморазвития
совершил Бог через Иисуса.
В таком случае сомнения в возможности перспектив - некорректны. :)
Не приписывайте эти качества Христу.
Перед этим Он сказал, что, уходя к Отцу, пошлёт на землю Духа Святого, Который и будет творить те же чудеса и ещё большие. Но творить Он будет через людей, которые принимают Его.
Духовные люди - это люди, имеющие в своем духе Божий Дух - Дух Святой.
А дела Божьи на земле творит Дух Святой через людей, которые принимают Его. Уходя к Отцу, Иисус сказал, что пошлет на землю Духа Святого и поэтому ученики могут творить дела, как Иисус и даже большие.
Духовный человек - это человек, имеющий в своем духе Божий Дух - Дух Святой.
Вот здесь ученики Христа в наше время творят Его дела: g12life.org
Все, кто принял Христа своим Господом и Спасителем, являются Его учениками, и должны делать эти дела. Просто обязаны.
Проблема в учениках...
Ваша недооценка возможностей человека - "Иисус и говорил своим ученикам:
«И более того, что я совершил, сможете совершить», но, думаю, это он сказал, чтобы вдохновить своих учеников на апостольский подвиг. (с) = типа: cомневаетесь, что смогут = мол это Он их просто... подзуживал на ап.подвиг,
вылезла боком... мне (неверующему материалисту):
Cм. ниже пост Татьяны Светловой:
она наезжает и ...оговаривает меня, полагая что это я..."приписываю эти качества Христу". :)
Я то как раз был - не согласен с Вашим сомнением... :))
-------------
Тяжело с Вами, с верующими... :)
Это Ларичев.
Я же - наоборот, как неверующий материалист,
сделал ему замечание и он признал, что неправ.
Извинений не нужно = я не в претензии ибо неверующий. :)
Цель моего предыдущего коммента - не более чем показать Вам
степень внимательности Ваших более верующих оппонентов. Только и всего. :)
==============
в нашем бессмысленном (по большому счёту) плотском существовании
==========
Смысл в плотское существование вносит сам человек. Или - не вносит. :)
Например, вот ТАК: http://gidepark.ru/community/1781/article/413411
===============
А я - совершенно не тратил.
Более того, с 1991 года я перестал тратить время даже
на правозащиту... :)
Политикой же не занимаюсь ни активно, ни пассивно.
Мне любопытно, почему Вы в беседе со мной завели речь о ... политике?
Вопрос:
Что конкретно в работе по предложенной мной ссылке, навело Вас на мысль
о том, что я занимаюсь... политикой?
Я на него вам ответила.
Какие нежные и обидчивые ныне мужчины пошли...
Никто на вас не наезжает, просто следите за своими выражениями в адрес Бога.
Для вашего же блага.
...следите за своими выражениями в адрес Бога.
==============
За перепутывание Ларичевава с Богом - в ЧС.
Никакого отношения к политике не имеющий. :)
Ты перегрелся малость...
Вытри пот и слюни...
Что прямо так, "придает СМЫСЛ"? А может выразимся скромнее? Что по мнению человека... ну и двлее по тексту. Которого, к слову сказать, уж больно много.
А что придает (если допустить, что придает) смысл лично моей жизни? Вопрос достаточно деликатный, чтобы вот так, на ход ноги, начать обсуждать его прилюдно. Но одно могу сказать, в разные периоды по-разному и обошлось без Бога.
А как Вы объясните фразы Христа: "Блаженны нищие ДУХОМ, ибо их есть Царство небесное" (нищие духом - то есть те, в которых духовная составляющая мала) и "Бог есть любовь" (не плоть и не духовность, а некий третий параметр, который и нужно развивать для познания Всевышнего - любовь)?
-----------
Я думаю, что нищие духом - это как раз те, кто не стремится приобрести духовные богатства всеми силами и помыслами. Если у человека на первом месте стоят духовные богатства или духовность, а любовь - на втором, может получится так, что обретенные им духовные богатства его же и погубят. Во избежание этой ошибки и дано предостережение "блаженны нищие духом...". Многие церковнослужители совершают эту ошибку - ставят на первое место духовность и презирают людей бездуховных, хотя Христос ясно дал понять, что бездуховные даже ближе к Богу, чем духовные. Поэтому Библия четко говорит о приоритете Любви и над материальным, и над духовным. Без нее ни то, ни другое существовать не будет.
Иеромонах Иов (Гумеров), насельник Сретенского монастыря:
В святоотеческом толковании под нищим духом однозначно понимается тот, кто стремиться стяжать важнейшую христианскую добродетель – смирение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека <…> Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые бояться и трепещут заповедей Божиих, которых через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: “на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим” (Ис.66:2)» (Беседы на святаго Матфея евангелиста, 25.2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который, считает себя духовно богатым.
Если кратко: "НИЩИЕ" переводятся как "ИЩУЩИЕ". Люди забыли и извратили многие слова, которые раньше имели совсем другие смыслы. Но даже сегодня нищие имеют не только значение "неимущие", но и такое как "побирушки", побирающиеся люди, ищущие подачек, милостыни.
Однако просто "нищие" и "нищие духом" - это РАЗНЫЕ люди. Люди, ищущие РАЗНОГО. Одни - благ материальных, другие - благ духовных, Бога.
Отдав свои души на откуп дьявольскому наваждению большевистского кубла, этот народ, не только утратил духовность, присущую ему, но и превратился в мусорный этнос, с такими гнусными страстями, столь низменными инстинктами, которые свойственны, только рабам и ничтожествам...
С самых высоких трибун, я слышу, бесконечные заклинания про "мудрость русского народа", как раз в то время, когда понятие ДУРАК, стало национальной идеей государственности российской...
Эти, надрывные галлюцинации про "честность и порядочность великих россиян", в то время, когда давно известно, что воровливей и лживей русских, - нету в человеческом сообществе... Цыгане отдыхают... Молдаване.. пляшут гопака...
"Добрые, искренние, открытые"... И это, - ложь... Именно русские, в первую очередь, ненавидят друг дружку, а уже потом, - всё остальное человечество... Чтобы сделать добро, русскому человеку, надо тяжко перешагнуть, через себя, а вот зло... не только одобряется, но и поощряется...
Вот и жрут "великие россияне" друг дружку, "назло врагам", как вечно голодные крысы...
"Сдохни ты сегодня, а я завтра", - знамя, сила и оружие этого мусора человеческой цивилизации...
И это, - видит и знает, весь мир.
Вот тут покороче будет:
http://lurkmore.ru/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
"Духовная культура, духовность - система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Включает в себя совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, воплощении в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности."
Казалось бы, причем тут Иисус? Видимо, является материальным посредником, носителем ритуалов и мифов.
Понятие духовности, хотя и психологическое может быть введено только в рамках определенной онтологической модели, отличной от общепринятой в научном обиходе. В этой модели должно быть измерение "Верх-низ". Духовностью можно называть либо сами высшие психические состояния, либо градиент личностной направленности от низа Вверх (пренебрежение низким ради высокого).
Шкала "Верх-низ" легко строится феноменологически, начинаясь с простейших физических ощущений и поднимаясь к мышлению и эстетическим переживаниям и продолжаясь еще выше в область "религиозного опыта". В онтологии она проходит от неживой материи через разные формы живой материи и далее через ряд "тонких миров", из которых наиболее грубый - мир наших психических переживаний. С точки зрения теории информации, разные миры различаются уровнем сложности или информационной насыщенности. Наиболее тонкие миры этого многослойного мира человек знает очень мало и называет одним словом - Бог.
Это для Минина, который занёёс меня в ЧС - не знаю почему.
Комментарий удален модератором
На мой взгляд духовность, это жизнь по совести, когда живеш сам и помогаеш жить другим. Остальное — демагогия.
в жизнедеятельности!)
Святой, в переводе с греческого означает--отделенный от греха.
Святой, в переводе с греческого означает--отделенный от греха.
Святой, в переводе с греческого означает--отделенный от греха.
И главное как понять, исполнен кто либо этим духом, или нет. Критерии оценки дайте пожалуйста. Без критериев оценки (линейки грубо говоря) ваше предположение остается пустым разглагольствованием.
Судя по позиции да. Так скажите мне, как духовный человек, как вы определяете духовность других людей?
И главное, при чем тут бог?
Ученые УЖЕ создали искусственную жизнь. Пока правда бозой была обычная бактерия, но ученые создали абсолютно новое ДНК, что позволило получить абсолютно новый организм с заданными параметрами.
Будет необходимо, с развитием науки и технологий можно будет создавать новые организмы и из неживой материи полностью с нуля.
Если человек решил, что обойдется без Бога, Бог ему не навязывается. В Библии есть замечательная притча о блудном сыне. Он как бы олицетворяет собой большую часть человечества, которое не желает покориться Богу. Бог-Отец сказал ему хорошо, бери положенную тебе часть и поступай как хочешь. Бог хочет, чтобы Его любили, потому что "Он прежде возлюбил нас". А не хотите любить..что ж, ваши проблемы. Только не вините Бога в том, что все на свете кувырком. Сами виноваты.
А эксперимент с бактерией говорит только о том, что человек может что-то сделать с уже существующей жизнью, но НИКОГДА он не сможет дать жизнь неживой материи.
Однако это не мешает мне жить по совести, т.е. жить самому и не мешать (а по возможности и помогать) жить другим.
Так мне интересно чем моя позиция недуховна?
З.Ы. Совсем недавно говорили, что человек ни когда не полетит в космос. Дело времени, технологий и необходимости.
Или вы сами не нарушаете заповедь "неукради" и неиспользуете пиратский софт и несмотрите/слушаете/читаете произведения БЕЗ отчисления денег правообладателям?
Или верующим (духовным) грешить можно, ибо бог простит, а неверующим строго возбрняется?
И ни когда не пользовались пиратским софтом и контентом, не посмотрели ни одного фильма или ролика, не прочитали ни одной книги?
Стараться не грешить и негрешить совсем — большая разница.
Человек неверующий, но живущий по свести тоже великолепно понимает когда и в чем он накосячил. И ему стыдно за это.
Так, что не в духовности дело, а просто в наличии совести.
З.Ы. Торквемада был очень религиозным человеком. Но сколько было им и при его руководстве запытано и сожжено на кострах...
Мне тяжело говорить с вами о духовности т.к. вы отвергаете ее основу, а без этого трудно что-либо понять. Это все равно, что учиться читать, не зная букв.
И опять таки вы так и не ответили, а какая разница делает ли человек добро из-за веры (читай страха перед богом, т.е. практически под принуждением), или только по велению совести.
И кстати не ответили еще на одно: почему я обязан защищать других, но неимею право защитить себя?
Дело не в том, что вы не имеете право защищать себя, просто Библия говорит:"Побеждайте зло добром". И это правильно, потому что только так можно остановить зло.
И как вы добром победите грабителя или насильника? Или наркошу в ломке, который вас пытается прирезать, что бы бабок на дозу добыть? Просветите???
Если такие же обычные люди скажут, что о музыке могут говорить только музыканты вы с ними тоже согласитесь?
К чему любые святые писания (кстати абсолютно противоречивые и исторически неверные), если они тк же являются материальным посредником мысли и воли его?
Он может и не говорил. Но вот сколько ахинеи деятели церкви нанесли за эти 2 тысячелетия и представить страшно! И ведь за редким исключением вся паства им верила и подчинялась! Кстати и сей час один попик пытался паспортную систему запретить, другой дресскоды и прочую псевдорелигиозную ахинею вводит. Так кто вам сказал, что завтра очередной шизоид в рясе не потребует домострой ввести (а че, очень даже соотносится — да убоится жена мужа своего) и крепостное право с церковной десятиной вернуть?
Достаточно?
Кстати, когда же погиб Христос, до или после пасхи?
Творцом даны человеку два инстинкта - продолжение и сохранение рода. И дано право выбора в которое он не вмешивается, но при накоплении грехов людей они могут быть наказаны - Содом и Гоморра.
Человек получил учение Христа - Христианство, требующего от истинно верующего удерживать в себе божественную (непроявленную) и материальную(проявленную) составляющие.
Душа - это индивидуальная программа, миссия, роль каждого человека в общем Оркестре. А Дух - это ЭНЕРГИЯ (часть Общей Энергии), включающая эту программу и двигающая её в соответствиии с Общим Планом (с программой нашего Программиста). Поэтому духовная сила способна двигать не только самого человека, но и окружающих людей и даже силы природы. Она способна ОЖИВЛЯТЬ казалось бы уже мёртвое тело (собирать в единую синхронизированную систему кучку уже разрозненных клеток). Именно сила Духа и рождает всё условно ЖИВОЕ из условно неживого (человка из "глины").
Но моё внимание привлекли слова "верующий материалист", поэтому я хочу познакомить Вас со своим взглядом на Библию и учение Христа, которое называется
"Слово верующего атеиста, или о чём говорит Христос":
http://ruchkin5.narod.ru/slovo.html
Плотский человек признает, что Христос был, но он предпочитает сам руководить своей жизнью и так же проходит через массу разочарований, потому, что пытается угодить своей плоти, а не Богу.
Духовный человек поверил во Христа, признал, что он без Него ничто, и попросил Его руководить его жизнью, наделив его познанием Бога и силой. Как результат, он живет плодотворной жизнью, которая прославляет Бога.
Плоды же духа: "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера…" Гал.5:22-23.