Театр абсурда жизни вокруг нас не нов, но, по–своему, оригинален.

На модерации Отложенный

 

Театр абсурда жизни вокруг нас не нов, но, по–своему, оригинален.


Театр абсурда жизни вокруг нас не нов, но, по–своему, оригинален. В тех или иных формах он был всегда. Ныне, односторонний уклон жизни в сторону обожествления технических достижений и быта, своеобразен и не лишен некоей привлекательности. Жизнь человека в таком отгороженном мире определенно интересна, как новый этап борьбы и выживания. Но, как учит история и показывает реальность, с одной стороны – еще одна «Атлантида», с другой – мир природы. Посередине – человек, мятущийся, ищущий точку опоры. Нам, уклонистам, придется сильно подумать и еще больше сделать в пользупаритетных отношений анклава человеческого и природы. Поиск золотой середины - уже не отдаленная цель, но жизненно необходимая реальность.В таких условиях попытки преодоления одностороннего рационализма и моделирование целостной, гармоничной личности приобретают особое значение.Эта тема обострялась в трудные, переходные моменты общественной жизни и культурного развития. Зарождался новый взгляд на мир, на искусство, на человека. Появился новый стиль, именуемый романтизмом. Были и другие названия сообразно эпохам, но суть от этого не менялась. Примат поэзии над прозой, мечты над реальностью, чувства над разумом – основные его черты. Сам термин «романтизм» возник вЕвропе на рубеже ХVIII –XIX веков. Это идейно-художественное движение пришло на смену идеологии «Просвещения», возникнув как следствие разочарования результатами Французской революции и всего прогресса в целом.Многие художники нашего времени могут назвать себя романтиками, а свое творчество – романтизмом. Такой мастер, как и всегда – преобразователь мира, мира духовного, прежде всего. Данность вокруг его не устраивает, он набрасывает на мир свою форму, обретая в произведении зафиксированное состояние олицетворенной мечты. Нам не подходит мироустройство – говорят они - , основанное на стяжательстве и нелюбви. Мы противопоставляем ему мечту о будущем без насилия и лжи. Мы хотим видеть иного человека и иное понимание его бытия. Пространство в произведениях мы очищаем от хлама времени,готовя его к приходу иного качества. Момент ожидания в них – основная черта творческого видения. И, если верить и работать на эту идею, новое обретет зримые черты.Что же говорит сейчас в пользу романтического произведения? В нем нет четкой конкретики дня сегодняшнего. Она неинтересна. Мало, или вообще нет, людей и архитектуры. И нет еще разрушающего действа человека на Земле. А если и есть, то образы это отвлеченные, легко вписывающиеся в природу – основную тему творчества художников этого направления.Создать новое небо и новую землю для нового человека, пусть в мечте. Это ли не предназначение художника? Но такова мечта о потерянном рае. И не цель ли искусства – время от времени приоткрывать завесу таинства для обретения вновь веры и надежды? Это главная идея романтизма.«Я во всем и все во мне». Лозунг романтизма рождает представление об обязательном синтезе, единстве искусств. Всеобщность проявляется в произведениях нового направления, где живопись может звучать, как соната, архитектура – как скульптура и музыка, а музыка – как все вместе. Это– та глина, из которой все создано и в которую все превращается для нового воплощения. В историческом аспекте средневековье, готика, привлекательны для романтиков, Химеры Нотр-Дама красивы и потому безвредны, Лучшие произведения других стилей и эпох, включая реализм, романтичны.Основа творчества романтиков – фантазия. Фантазии нужен цвет, без него она зачахнет. Работа «на пленере» обязательна. Живой цвет, живой звук – питательная среда романтизма.Но и здесь ощущение художника – закон. Внутренний его голос – это голос искусства. Художник, толкователь языка природы, посредник между миром духов и людьми. Он объединяет прошлое и настоящее, настоящее и будущее, где мир – мистическое целое.Художник-романтик отождествляет свое «Я» с просторами Вселенной, запечатлевает чувственно-осязательный облик природы. За всем этим видится символ всего мира, «идея художника».Романтизм носит вполне определенный мистический характер. Мечта, ожидание идеала, фантазия – его основные черты, всегда мистичны. Интуитивное начало здесь основное звено в познании, а, скорее, в «перечувствовании» мира, в поиске Бога. Открываются новые горизонты на этом пути, к которым только так и можно прийти, приняв на веру идею, подсознательно, интуитивно.Нынешнее желание все понять, осмыслить, пересказать умом холодным, меня не одушевляет. Рациональное движение «умников и умниц» подошло к черте, за которой для них – тупик. Идет другое время, где нужно уметь верить в фантазию, владея всеми своими, человеческими качествами и ресурсами. Творческая работа ведется не только от человека к человеку. Идея невмешательства и мирного сосуществования годится не только для соседей и государств, но и для человечества и природы, человечества и Бога. Вот где методы романтизма наиболее приемлемы и безошибочны. Прагматику, рационалистуони просто не по силам.Сверхзадача подлинного искусства и дня сегодняшнего – суметь показать большое в малом: «Как в раковине малой океанавеликое дыхание гудит» (М.Волошин) Образ можно творить на клочке бумаги, на асфальте и стене, из песка и снега, из собственной жизни, наконец, неважно… Важно оставить след памятным хоть в одной душе. Увидев раз настоящее, не захочется подделки. Хочу добавить, образ может быть и экранный, но за лавиной мусора он почти неразличим. Вспышка света в ночи и только. Впрочем, упадок искусства – отдельная тема и она здесь не рассматривается.Еще одно замечательное открытие романтизма заключалось в понимании того, что каждый видит по-своему. Поэтому никто не смеет навязывать свои правила, а, значит, и свои ошибки, другому. Неповторимость художника ощутима только в свободе его творчества. В романтизме Европы в конце ХVIII – начале XIX века отцом и предтечей считался Микеланджело Буанаротти. Ситуация предельного напряжения сил природы и человека (у него не было различия междеу ними) очень интересовала художников того времени. Он явился путеводной звездой для них, потому что сам был романтиком. «Живопись – это не правда ситуации, а правда чувств» - Э.Делакруа. Поэтому несложные темы, черно белое исполнение у романтиков необычайно живописны и наполнены смыслом. Нескончаемый «классицизм» советского времени подготовил почву для подъема романтизма 60х годов. Он был основан на противостоянии старым, отжившим формам жизни и политическому устройству общества. Мечта о «земном рае» который существует на земле, здесь и сейчас, вела и окрыляла. Отблески света той эпохи даже и сейчас не померкли совсем. Романтизм дня сегодняшнего и оттуда черпает силу и надежду.Сейчас другое время и другие препятствия, им порожденные. Борьба за гармонизацию жизни, поиск точки опоры, за человека живого, развернулась на новом витке истории.Конец ХХ века не дал ничего нового и оригинального в культуре, кроме нескольких одиночных голосов, налицо была остановка движения. Переориентация на технико-компьютерные средства выражения, новый, как полагали, универсальный метод, оказавшийся в руках техников от искусства, мало что дал, кроме понятия «глобализм», который и держится на технических достижениях, вовлекая в свою сферу все новые и новые массы. Но оказалось, что художнику этого мало. Глянец сушит душу автора и зрителя. Теряется живое, человеческое начало творчества. Художник, ручной труд, работа чувств – вот первооснова и стержень искусства и культуры.Но, как всегда, все правильно «в мире сем», жестко, но правильно. Волна технического прогресса, захлестнувшая землю, волна, по сути, очистительная. То, что не жизненно, не талантливо, слабо, уйдет и растворится во времени. Переоценка ценностей коснулась не только ближнего времени, но и всей предыдущей истории. И новые варвары, как и всегда, являют собой инструмент очищения, чтобы затем кануть в безымянную могилу. Выбор, так или иначе, в итоге останется за человеком и человечеством.Испытание пройдет подлинный духовный прогресс, который всегда сохранял преемственность культур.Время примитивного прагматизма и одностороннего рационализма проходит. Что дало оно человеку, художнику? Унизив, сделало его сильнее, ибо, кто выстоял, тот не унизился, подготовив кприходу нового времени, которое от сотворения жило в нем.Хочется верить, что со временем все ляжет на круги своя и жизнь предстанет в истинном свете, как паритетная борьба противоположных, но равных по силе идейных начал, просвещения и романтизма. Так было в лучшие дни человеческой истории, так оно и будет, и борьба эта – лучшее произведение человеческого бытия, направленная на поиск невиданных еще путей и открытий.