Чем закончится война в Ливии?
Оппозиция контролирует абсолютное большинство городов страны, включая столицу Триполи. Большая часть семьи Муаммара Каддафи и его ближайших соратников бежали из Ливии (кто-то – в соседние Нигер и Алжир).
С каждым днем растет число стран, признавших Переходный национальный совет легитимной властью страны. На днях представителей Совета принимал у себя американский президент, который пообещал быть «другом и партнером» Ливии в «новой главе ее жизни».
Другие государства, объявившие себя «группой друзей Ливии», также клянутся в вечной дружбе и обещают помочь новопровозглашенной демократии, в том числе отправив «на родину» замороженные ими деньги на счетах Муаммара Каддафи.
В реальности же ситуация очень далека от победы. Так, например, власти до сих пор не могут сформировать новый кабинет министров (несмотря на то что в нем будет аж 34 портфеля и вроде никто из повстанческих группировок не будет обделен). Даже глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль не набирает достаточного числа голосов для того, чтобы занять пост премьера. Всему виной полное отсутствие согласия в рядах повстанцев.
Ведь свержение Каддафи было единственной целью, объединившей под штандартом «ливийская оппозиция» ряд разнородных элементов, которые в любых других условиях перерезали бы друг другу глотки. И весьма вероятно, что теперь, после свержения Каддафи, эти «другие условия» настанут.
Таким образом, эксперты сомневаются, что в ближайшее время повстанцам удастся сформировать дееспособные органы государственной власти (даже если они сдержат обещание и в течение семи-десяти ближайших дней сформируют правительство, срок его жизни будет не слишком длинный).
Большие проблемы у страны и в области экспорта энергоносителей. Покупатели оказались недовольны тем, что созданная Переходным национальным советом ливийская нефтяная компания AGOCO начала свое сотрудничество с ними с обмана. Так, существовала договоренность, что первые объемы ливийской нефти, идущие на Запад, будут состоять из нефти с месторождения Сарир. Вместо этого была поставлена нефть из смеси с месторождения Сарир и с месторождения Месла.
Однако, даже если ливийским нефтяникам удастся сгладить конфуз ситуации, вряд ли они смогут получать от продажи энергоносителей столько же денег, сколько и Каддафи. Во-первых, потому что этот сектор очень сильно пострадал во время гражданской войны.
Так, по оценкам экспертов, вернуться на уровень производства в 1,6 млн баррелей нефти в сутки Ливия сможет не ранее, чем через 18 лет. К тому же очевидно, что текущими нефтегазовыми активами придется делиться и с западными «освободителями». Не секрет, что, например, Франция активно встала на сторону оппозиционеров лишь после того, как ей обещали колоссальные газовые активы в Ливии.
А, по словам независимого депутата Европарламента из Великобритании Эндрю Бронса, лондонский нефтетрейдер Vitol за вовремя перечисленные повстанцам 1 млрд долларов получает монопольные права на торговлю ливийской нефтью. Так что сейчас вопрос ценообразования на ливийские энергоносители уже фактически будет решаться не в Триполи.
Кроме того, повстанцы пока не могут взять ряд городов, сохранивших верность Брату-лидеру, – в частности, Бани-Валид, Сабха и Сирт. Обороной последнего, по некоторым данным, лично руководит один из сыновей Муаммара Каддафи. Ни волны нападения, ни масштабные бомбардировки (по словам представителей Каддафи, под бомбами самолетов НАТО погибло до 2 тыс. мирных жителей) не могут сломить сопротивление горожан.
Более того, последним удалось добиться ряда пропагандистских побед. Например, под Бани-Валидом лоялисты заявили, что взяли в плен 17 иностранных наемников. Большинство из них – французы. Есть также британцы и военнослужащие из Катара.
Еще одной серьезной проблемой является то, что бывший лидер страны Муаммар Каддафи жив и на свободе. Несмотря на объявленную властями награду в 2 млн долларов за его поимку. И не просто на свободе, а регулярно выступает с заявлениями.
В последнем из них он сказал, что люди из ПНС «пришли к власти не по желанию народа, а из-за вооруженного нападения на Ливию с суши, моря и воздуха. Они представляют только свои личные интересы, а не интересы всего ливийского народа, и будут уничтожены народом». И самое интересное то, что это предсказание вполне может сбыться.
Конечно, на сегодняшний день бывший лидер Ливии не опасен властям. Однако все понимают, что в среднесрочной перспективе он может представлять для них серьезную угрозу – ведь скоро население начнет сравнивать. Отсутствие денег и необходимость делиться доходами от нефтегазового экспорта с западными «друзьями» вряд ли позволит нынешним обеспечивать достойный уровень жизни для местного населения (не говоря уже о тех стандартах, объемах социальной помощи и доходах, которые получали ливийцы во времена правления Брата-лидера).
Возникнут серьезные проблемы и с точки зрения обеспечения безопасности. Племенные вожди, участвовавшие в восстании, захотят получить свою долю пирога в виде контроля над собственными землями. Они не для того свергали Муаммара Каддафи, чтобы снова подчиняться Триполи. Поэтому в Ливии вполне возможен ренессанс феодальных отношений, которые господствовали в стране до прихода к власти Брата-лидера. Со всеми составляющими – столкновениями подконтрольных вождям группировок с правительственными войсками, обнищанием населения, полным крахом общественных систем образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Естественно, через какое-то время подобной жизни у населения начнется ностальгия по сытым временам Каддафи. А затем они, возможно, выйдут на улицу. С оружием в руках и под лозунгами «наведения порядка». И возглавить их могут лишь две силы: исламисты (Союз исламских судов в Сомали и «Талибан» в Афганистане показали, что лишь исламская идея может объединить фрагментированные общества несостоявшихся мусульманских государств) или кто-то из семьи Каддафи, возможно, и сам Брат-лидер. И оказавшись перед такой дилеммой, Запад, весьма вероятно, встанет на сторону последнего.
Комментарии
Согласен.
Армия Ливии продолжает оказывать сопротивление на фронтах и даже контратакует. В тылу у крыс разрастается мощное партизанское движение. Ясно, что без военной поддержки Запада марионетки удержаться в Триполи не смогут. Реальность уничтожения натовских вояк и их пособников на ливийской территории уже не за горами.
Очередная натовская агрессия еще раз убедительно доказала имперские устремления политической элиты Запада. Став клубом неоколониалистов, Совет Безопасности ООН лишил человечество мира на многие десятилетия. А посеявший ветер, пожнет бурю...
Радикалам-исламистам, монархистам, местной хищнической буржуазии и ворам-чиновникам до победы действительно далеко, даже, не смотря на поддержку колониальных властителей. А исламские революционные силы уверенно набирают политические очки и идут к победе...
Что же, пожелаем им успеха...!