Чему не учат в школе на уроках русского языка?

Любить по-русски
Российские лингвисты и педагоги отвечают на вопрос,

чего не хватает урокам русского языка в современных школах и

почему школьники не любят этот предмет
Некоторые мои коллеги недоумевают: как меня может вообще интересовать такая скучная материя, как русский язык?

Это ж просто набор правил, причем, с точки зрения многих, не всегда логичных, в которых сам черт ногу сломит. Ну запомнишь ты, что говорить надо «мусоропровОд», и что? Что за счастье?
 

Представление о русском языке как о наборе правил и исключений, табличек и схем, запретов и никому не понятных «вариантов», а о лингвисте как о злобном блюстителе норм, который засел в кустах с тяжелым словарем и дубасит по голове «нарушителей», к сожалению, свойственно многим. И воспитано это представление, конечно, не самими лингвистами, 99% которых за пресловутое нарушение норм и мухи не обидят.

Воспитывается оно школой, с самого первого класса, с долбежки правил, написания псевдоизложений (представляющих собой механическое воспроизведение фрагментов текста) и полного игнорирования таких областей языкознания, которые действительно могли бы потом пригодиться в жизни.
Кому-то везет, и ему попадается словесник, предпочитающий тупому заучиванию правил нормальный разговор с учениками, развивающий их речь, обогащающий словарный запас, способный научить тому, как правильно выражать свои мысли.
В преддверии 1 сентября я решила спросить у лингвистов, педагогов и даже врачей:

чему, с их точки зрения, не учат в школе на уроках русского языка? Чего не хватает? А может быть, необходима вообще кардинальная смена системы преподавания этого предмета?
Максим КРОНГАУЗ, директор Института лингвистики РГГУ:
– Если совсем коротко, то в школе в основном учат правильно писать и почти не учат просто писать и говорить, то есть использовать язык по назначению. И еще. Важно не только, чему учат, но и как.

Жутко скучно учат.

А ученики должны в первую очередь уметь понимать чужие тексты и порождать свои тексты разных жанров – от письма до рецензии.
Игорь МИЛОСЛАВСКИЙ, профессор МГУ, автор книги для старшеклассников и пособия для учителей «Как мысли высказать себя»:
– В наших школах в качестве цели выступает изучение орфографии и пунктуации. И все подчиняется этой цели.

На деле же получается, что школьники не в состоянии нормально выразить свои мысли, сформулировать что-то, чтобы их адекватно поняли.

Прежде всего надо учить ребят ПОНИМАТЬ предложенные тексты.

И тут не заплату надо ставить, тут фундамент надо менять. Надо обучать школьников коммуникативным навыкам.
Яна ПОЛЕЙ, логопед высшей категории:
– Школам сейчас нужна логопедическая помощь.

На уроках русского языка и литературы совершенно не отрабатывается интонация, ей не уделяется никакого внимания.

В результате ко мне на прием приходят старшеклассники, которые просто стесняются говорить!

У них тусклая, нечеткая речь, они не могут выразить свою мысль, донести ее до собеседника. В младших классах продолжается советская практика «снятия» показателей скорости чтения, из этого делают какое-то шоу, в результате у ребят возникают комплексы.

Все это не приносит никакой пользы.

Хорошо было бы ввести на уроках что-то типа фонетической зарядки, это было бы полезно. А еще на уроках русского языка у нас очень мало играют со словом.

Дети не знают поговорок, не могут объяснить значения фразеологизмов. Все это очень грустно.
Ольга КРАЕВА, директор некоммерческой организации «Школа вузов», занимающейся подготовкой к ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, педагог с 40-летним стажем:
– Я в школе 40 лет, конечно, за эти годы многое пришлось пересмотреть. У нас в системе преподавания русского языка все еще много проблем.

В начальных классах, на мой взгляд, этот предмет дают очень хорошо. В этом возрасте дети еще не умеют анализировать, обобщать, поэтому в заучивании правил нет ничего страшного.

Но чем старше становится ученик, тем больше у него потребность в представлении о языке как о логосе, системе, которую мы как бы «набрасываем» на действительность. Тут уже нужен язык на более высоком уровне, надо учить детей думать.

А у нас в 10–11 классах всего два часа и бесконечная подгонка правил к ЕГЭ, натаскивание. Творчество сведено к минимуму, а именно его и надо было бы развивать.

Надо приучить детей пользоваться языком как инструментом.

Сейчас так много профессий, даже технических, связано именно со словом, а пользоваться им в школе не учат! Сейчас для школьников самое сложное задание – это придумать пример. Я уже не говорю о сочинении, нормальном сочинении, которое вызывает у многих просто ужас.

Те задания, которые представлены в ЕГЭ, приучают писать сочинения по шаблону, картонным языком.

Я бы всех, кто это придумал, заставила каждый день писать сочинения по этим лекалам!

В результате что мы имеем?

Школьники не любят русский язык, не понимают его богатства, безграничных возможностей… Мы каждый год проводим опрос, какие предметы нравятся, и уже несколько лет русский язык оказывается на последних местах.
Фрида ЮГАНОВА, учитель русского языка и литературы Центра образования №1811:
– На уроках русского языка хватает всяческих безобразий и безумий как у детей, так и у учителей. А недостает, может, у некоторых просто самого русского языка.

Придумывают всякие правила для заучивания правил. А поговорить?..
А поговорить на уроках словесности часто действительно бывает не с кем, тем более когда все заняты заполнением таблиц и расстановкой галочек в тестах.

Когда «арифметикой по сини небесной…» любить как-то не получается. И после этого совсем не кажутся удивительными вот такие плоды этой любви:

«Что такоепроза это ритма. Поэзия это каторый пишут поэты. Что такое расказ это штобы расказоват».

Эту цитату из контрольной своего сына мне прислал коллега – журналист. Говорит, что после этого для ответа на вопрос, чего не хватает на уроках русского языка, у него совсем не осталось вариантов.
Ксения ТУРКОВА, журналист Сити ФМ, кандидат филологических наук

"Московские новости", 31.08.2011
http://mn.ru/ksenia_turkova/20110831/304560573.html