Почему воруют? Жить без воровства возможно? И возможно ли это сейчас?
Правильно поставленные вопросы – это уже часть ответа.
Вот почему в деревнях закрывали дверь не на замок, а на защёлку? Ведь не потому, что нечего украсть. А совсем по другим причинам.
И можно ли сделать так, чтобы люди перестали воровать?
И разве не интересно, что после смерти Сталина из вещественного осталось только несколько костюмов да непотраченные гонорары за книги?
Так почему, вообще, люди воруют?
Главных, фундаментальных причин две.
Первая – недостаток ресурсов для выполнения поставленных перед собой целей. Наркоман ворует кошелёк или телефон, чтобы получить денег на дозу. Цель получения дозы довлеет над его разумом, затмевая «не укради» и всё другое доброе, что, может, и было когда-то в его душе. Миллиардер разоряет и обворовывает других людей ради получения ещё одного миллиарда. Цель получения нового миллиарда довлеет над его разумом, затмевая «не укради» и всё другое доброе, что, может, и было когда-то в его душе.
Вторая причина – следование мировоззренческой идее, что самым главным в жизни является получение прибыли. Которая есть мерило успешности в жизни. Наиболее ярко эта причина проявляется в деятельности тех, кого принято называть коррупционерами.
Все другие причины воровства можно считать второстепенными.
Разве ещё с древних времён не пытались решить проблему воровства? Постоянно. Но «рецепт» как был, так и остался один – страх наказания. А воровали и воруют. Может быть, «рецепт» не очень? Или одного страха наказания недостаточно?
Не логично ли предположить, что для устранения фундаментальных причин нужно тоже что-то фундаментальное?
Можно ли сделать так, чтобы человек ставил перед собой «правильные» цели? Чтобы сначала в голове было добро и общественное благо, а потом личные «хотелки»? И, соответственно, не стремился украсть. Взрослого человека «переделать» почти невозможно. Такое бывает только в случае мощнейшего мировоззренческого перелома, которые случаются довольно редко. А вот попытаться вложить доброе в формирующийся разум ребёнка – вполне себе реализуемая задача. Вот только как закрепить это доброе в юных умах, когда они начинают сталкиваться с неравенством в правах и возможностях в реальной жизни? Когда видят, что ворующие часто лучше материально обеспечены, нежели честные.
Увы, даже в этих условиях задача вложения добра в юные умы у нас не ставится ни на государственном уровне, ни на уровне любых общественных объединений. В системе образования, например, этого я не вижу в принципе. Не ставится такая задача! В государственной идеологии по-прежнему личное преобладает над общественным. И, по моему глубокому убеждению, в ближайшее время в России меньше воровать не станут. Просто преступность продолжит частично «мутировать», переходить из физического мира в виртуальный.
P.S. Что говорить, если даже со страхом наказания у нас всё плохо? И речь не о сроках за воровство. А о рецидивистах, передающих опыт впервые оступившимся. Вот скажите, что мешает ввести для рецидивистов обязательное одиночное заключение? Даже небольшие дополнительные расходы на оборудование блоков с одиночками в дальнейшем окупятся уменьшением уровня преступности. Но и этого простого никто не хочет делать.
Комментарии