Возможно ли неверие?

На модерации Отложенный

 

Ну разумеется. Возможно, как известно, все. Не все, правда, полезно, но это мы обычно расположены понимать задним числом. Однако поразмышлять всегда полезно. Вот например. Связка "верующий-неверующий". Какие ассоциации возникают? У меня разные.

Верующие... Бабушки, собирающиеся в "церкву" на какой-то там праздник. Нарядные, торжественные, одетые в лучшее из сундука, в который и заглядывают только перед этими таинственными праздниками. Корзиночка с яйцами и куличом, накрытая белым, чистеньким, хрустящим от крахмала платочком. Взять ничего нельзя, потому что еще "не посвятили". А если попробовать, то скорее всего получишь по рукам, потому что "Боженька рассердится". Это - в детстве.

Храм. Красивые службы. Толковые и не очень батюшки, никогда не отвечающие на вопрос "А почему Вас нужно называть Отцом, если Евангелие прямо предостерегает от этого?" Попытки понять, изучение старославянского, даже участие в тех самых службах и близкое, неформальное знакомство-дружба с мудрым и широко образованным епископом. Поездки-паломничества. Оптина. Старцы. Все это уже в зрелости.

Неверующие... И вот тут вопрос. А есть ли такие? Атеисты-коммунисты? И таких вспоминаем. Увлеченность делом. Работа на износ, когда спали урывками по 2 часа, но выдавали такое, что сами себе не верили, не говоря уже о какой-то там вере в кого-то еще. Было. Наивная уверенность молодости, когда все представляется достижимым, если только постараться. Надежда единственно на себя и на тех, кто разделяет с тобой эту надежду. Какой там Бог? Да и зачем он нужен, когда мы все и все сами...

Что же объединяет тех, кто не представляет себе жизни без оглядки на того, кто повыше человека и тех, кто никого, кроме себя и себе подобных, не видит, не чувствует и даже не предполагает?

Да и есть ли между нами, столь различными и внешне и поглубже, нечто объединяющее? Думаю, что есть. И думаю, что уравнивает нас всех неизбежность стремления. К лучшему и светлому (а также более технологичному, эффективному, безопасному, гармоничному) миру - у тех, кто Бога не знает. К лучшему и светлому (а также более истинному, доброму и добродетельному, совершенному и опять же - гармоничному) миру - у тех, кто Бога уже нашел. И самое любопытное то, что эти миры достижения почти не отличаются друг от друга. Снимается извечная проблема "правильности" пути, когда некая тропинка представляется верной только лишь потому, что именно на ней стоишь (или по ней идешь). Любые пути хороши, если ведут вверх. А "верх" - это состояние, обретаемое в результате осуществления стремления, другими словами - выбора, усилий по реализации этого выбора, осмысления результата и вдумчивой оценки такого результата. Однако, если результат окрашивается удовлетворением одних и разочарованиями других, то какая уж тут гармония? Результат в таком случае перестает быть "верхом", скорее становится неким очередным "низом". В другой раз, мы действуем аккуратнее. И по-мере возможностей, более мудро.

Ну и наконец. Ответ на вопрос заголовка получается отрицательным. Если мы не верим (хотя бы в возможность достижения непосредственной цели, не говоря уже о Создателе), то и никакое стремление невозможно по определению. Получается тот самый сонный Илья Муромец на печке. Выражаясь более современным языком, - неактуализированный потенциал. Вера же - является, в том числе, инструментом актуализации, той силой, которая заставляет нас шевелиться и пробовать свои, пока еще слабые силенки в этой, пока еще несовершенной песочнице, называемой нами жизнью на этой планете. Вера - движитель стремления, которое ведет к доверию, которое в свою очередь приводит к уверенности в достижении совершенства. Богоподобия, выражаясь более четким языком.