Воцарится ли в России дух свободы?

 

 

Интервью с председателем Карельского отделения «Молодёжной правозащитной группы» Максимом Ефимовым.

– Максим, хотелось бы узнать твоё мнение по некоторым вопросам, которые интересуют, может быть, не меня одну. Сейчас на телевидении крайне популярны передачи о магах, экстрасенсах, о людях с необычными способностями выше среднего. С чем это связано? Почему эта тема выходит в СМИ на первый план?
– Потому что в России продолжается кризис, по-прежнему люди ощущают нестабильность, у них нет уверенности в будущем, многих тяготит неопределённость. Война на Кавказе не прекращается. И несмотря на то, что многим нет до этого региона никакого дела, военная истерия, насилие, убийства, которые транслируются по российским телеканалам, оказывают негативное влияние на психическое здоровье человека и это при полном отсутствии психологической культуры у масс. Во многом с войной в Южной Осетии связано появление большого количества передач, в которых эксплуатируется миф с целью психологической разрядки, успокоения, утешения народа. Современная мифология, рассчитанная на массовое потребление, преследует одну цель – удовлетворить потребность в социальных иллюзиях, создать оптимистическую картину мира, в очередной раз обнадёжить человека. А ведь есть от чего упасть духом. К чувству безысходности приводят десятилетиями, а может и столетиями нерешаемые в России проблемы, униженное положение человека, жизнь которого по-прежнему не представляет ценности, невозможность самореализации. Вот мифы о людях со сверхспособностями, шаманах и предлагают простые решения трудных вопросов. И, кстати, объединяют людей единым эмоциональным опытом. Появляются некие представления о коллективном иррациональном опыте. И тут остаётся один шаг до религиозности и сакрализации чего бы то ни было, в том числе и власти в масштабах всей страны. Передачи, в которых передавался бы критический опыт освоения действительности, позитивистское отношение – отсутствуют. А некритическое восприятие себя и окружающего мира – первый шаг к катастрофе. А теперь представь шамана с ядерным оружием, заменяющим ему бубен, с помощью которого он до сих пор решал все проблемы. Сложное оружие создаётся умниками и оказывается потом в руках у руководителей с мифологическим сознанием.

– Не очень-то патриотичные рассуждения...
– У тебя очень распространённый эмоционально-оценочный подход. Всем в школе рассказывали о «диалектике души» у Л.Н.Толстого. А вот что касается патриотизма, то в этом Толстой был однозначен – «патриотизм – последнее прибежище негодяя». Он так считал потому, что творящееся в мире зло оправдывалось, прикрывалось именно любовью к родине, к своему народу. Лев Толстой разделял христианские ценности. Он не был национально ушибленным человеком. Нет ни эллина, ни иудея – нет ни россиянина, ни американца. Как только происходит разделение людей, как только тебе вменяют в обязанность кого-то или что-то любить, то жди, что скоро скажут, кого надо ненавидеть. А это противоречит главной евангельской заповеди о любви к ближнему. Поэтому чем больше в России говорят о национальных интересах, тем меньше заботы о конкретном человеке, который является разменной монетой в политическом кровавом торге и шантаже. У нас по-прежнему в головах тоталитаризм. Президент Медведев уже готов к холодной войне. Посмотри, с какой лёгкостью он заявляет на всю страну, что, мол, мы ещё не такое проходили, и это переживём. Совершенно безответственные слова лидера государства. В условиях отсутствия внутренней публичной критики и влияния гражданского общества на власть президент может не задумываться о том, что он говорит и как его эмоциональное слово отзовётся. Зато в этом праве отказано всем остальным. А жёсткая критика вообще преследуется.

– Да, в России, где идеологию заменяет чинопочитание трудно открыто выражать своё мнение – могут и посадить.
– Именно в странах третьего мира сажают и даже убивают за слова... Один знакомый норвежец рассказал мне старую историю про шведского журналиста, который донимал тамошнюю власть своей беспощадной критикой. Это было его призвание! Газетам запретили в то время печатать материалы этого человека. И что ты думаешь, он остался без средств к существованию? Ничего подобного. Его не печатали, но власти читали его материалы и даже выплачивали за них гонорар.

Благодаря этому человек мог уважать себя, чувствовать себя гражданином и достойно жить. У нас в таких случаях власть ставит цель – лишить куска хлеба, морально уничтожить человека, а если не получается, то и физически. В России нет понимания, что все мы разные, но все равные, и все граждане одной страны.

– Почему же школа, вуз не воспитывают граждан с таким мировоззрением?
– А кто этим будет заниматься? Если в школах и вузах учителями, профессорами и деканами, ректорами по команде исполняется малограмотный гимн России, то ждать от этой публики ничего сверхъестественного не стоит. Я считаю, что образцовая школа – это такая школа, в которой воспитывают настоящих граждан мира, о которой выпускник может сказать то же самое, что А.С.Пушкин о царскосельском лицее: «Отечество нам – Царское село». Если люди, отчислявшие будущего диссидента, политзаключённого С.И. Григорьянца из МГУ, с факультета журналистики, за профессиональную непригодность (и это притом, что С.И. Григорьянц писал статьи практически для всех центральных журналов СССР и Литературной энциклопедии), до сих пор там работают, то на что тут можно надеяться? О работе учителя можно судить по количеству Нобелевских лауреатов среди его учеников, ну, или хотя бы по количеству выдающихся мастеров в своём деле, порядочных людей. Мало таких. В основном процветают дилетантизм и нравственное убожество.

– Ну, вроде как церковь больше всех озабочена моральным обликом россиян...
– Увы, да. Почему «увы»? Потому что религиозный фанатизм стал визитной карточкой Русской православной церкви. Ничего удивительного в этом нет: после стольких лет гонений на церковь, дарованная свобода совести обернулась против самой свободы. Из коммунистического огня люди бросились в церковное полымя. Россия – это страна-неофит со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Несколько поколений граждан, которым запрещали всякое знакомство с религией, вдруг ударились в веру, следствием чего стало особенно нетерпимое отношение к тому, что церковь считает греховным и враждебным православию; оказались воскрешёнными все древнерусские стереотипы, связанные с подозрительным отношением к инородцам и иноверцам... Ну, и не надо забывать о том, что до сих пор не было люстрации в церковной среде. А это означает одно, что в церкви работают либо сотрудники спецслужб, либо их доверенные лица. Не знаю, насколько возможна исповедь человеку, пишущему доносы.

– К слову, церковь особенно негативно относится к сексуальным меньшинствам...
– Да уж, тут она в лице радикально настроенной части православной паствы и духовенства сближается с нацизмом. Не отстают и некоторые мусульмане. Отрицать права геев и лесбиянок – это чистой воды нацистская идеология. И, понятно, что российское общество в определённой мере, которую можно считать значительной, фашистское. К сожалению, в России нет ни одной партии, в политической программе которой были бы пункты, касающиеся защиты интересов ЛГБТ-сообщества. И это весьма показательно! Недавно прочитал, что люди, желающие иметь голландское гражданство, проходят тест: им включают видео с откровенными гомосексуальными сценами и смотрят, как люди на это реагируют. Если нормально, тогда они получают вид на жительство. Вряд ли многие россияне готовы к такой степени свободы человека. И к такой же степени ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны. Пушкин писал, что «призвание человека есть, пить и быть свободным». Жрём мы от пуза, пьём всё подряд, а вот чувствовать себя свободными так и не научились.

– Можно ли надеяться на то, что в обществе возобладает здравый смысл, толерантность, в конце концов, воцарится дух свободы?
– Один философ сказал, что общество – это слепая лошадь; горе кучеру, если она понесёт. Здоровая власть не должна создавать условий для таких флуктуаций. Наша власть в этом поднаторела. А потом сама же наживает и определяет врагов. Зашоренная публика натравливается на тех, кто якобы представляет собой угрозу государству. И мы получаем войну всех против всех. Общество сложно устроено и требуются люди недюжинного ума, чтобы им хорошо управлять на пользу всем. К сожалению, плохого знания немецкого языка и диплома юриста явно недостаточно для такой работы.

Беседу вела Елена Лукинова