США между тарифами и долгом: Удастся ли рискованное балансирование Трампа?
Рейтинговое агентство S&P сохраняет кредитоспособность США на стабильном уровне, несмотря на растущий долг и растущий дефицит. Вчера вечером кредитные регуляторы подтвердили второй лучший рейтинг «АА+». В качестве обоснования они прямо ссылались на тарифы, введенные президентом Дональдом Трампом. Эти миллиарды влились в государственную казну и, вероятно, компенсируют финансовое бремя от его последнего закона о налогах и расходах, «Закона об одном большом красивом законопроекте».
Эксперты предупреждают о росте долга США
Какой бы позитивной ни была эта новость для Трампа, не все эксперты разделяют оценку S&P. Например, конкурирующее рейтинговое агентство Moody's уже понизило кредитный рейтинг США в мае, сославшись на рост долга.
Многие экономисты по-прежнему рассматривают экономическую политику Трампа как рискованный баланс. В краткосрочной перспективе политика Трампа может стабилизировать государственные финансы США, но в долгосрочной перспективе он может ввергнуть страну в долговой и финансовый кризис.
Трамп делает ставку на тарифы, а не на жесткую экономию
С момента своего возвращения в Белый дом в январе Трамп начал глобальный торговый спор: десятипроцентные тарифы на весь импорт, плюс многочисленные специальные сборы в зависимости от страны и отрасли. В результате, только в июле таможенные доходы США выросли на 21 миллиард долларов.
Однако в том же месяце дефицит государственного бюджета взлетел почти на 20 процентов до 291 миллиарда долларов. Абсолютный государственный долг увеличился примерно на 700 миллиардов долларов - самый сильный за последние годы - и таким образом составил 36,92 триллиона долларов на конец июля. На сегодняшний день, по данным «Долговых часов США», она составляет уже около 37,25 триллиона долларов.
США в десятке стран с самым высоким государственным долгом
Законопроект о налогах и расходах, прославленный Трампом как «Закон об одном большом красивом законопроекте» (OBBBA), вероятно, резко усугубит финансовое положение США в ближайшие годы. По оценкам Бюджетного управления Конгресса, к 2034 году это будет стоить 2,4 триллиона долларов. Для Трампа это программа экономического стимулирования, а для критиков — фискальное восхождение коммандос.
Тем более, что долговой коэффициент США по отношению к валовому внутреннему продукту уже превышает 123 процента. Этого достаточно, чтобы занять десятое место в рейтинге стран с самым высоким государственным долгом.
Для сравнения, в 2000 году коэффициент долга США все еще составлял 56,58 процента. За 25 лет он вырос более чем в два раза. Если эта тенденция сохранится, то США ждет финансовая катастрофа.
Горе, если коэффициент задолженности поднимется выше 200 процентов
Согласно бюджетной модели Penn Wharton Университета Пенсильвании, коэффициент долга США не должен подниматься выше 200 процентов. С этого момента ни повышение налогов, ни сокращение расходов не могут предотвратить национальное банкротство.
На момент публикации исследователи установили временное окно для коррекции в 2023 году в 20 лет.
Это говорит о том, что высокий госдолг США – это отнюдь не только вина Трампа. Его предшественники уже позволили этому соотношению все больше и больше увеличиваться в своей политике расходов.
Дефицит бюджета США может быстро разрастись
Но также фактом является и то, что OBBBA Трампа, вероятно, приведет к быстрому росту недофинансирования национального бюджета в ближайшие годы. Более высокие процентные расходы и долгосрочное сохранение некоторых налоговых льгот увеличат дефицит бюджета на $5,5 трлн в течение десяти лет, считают в Комитете по ответственному федеральному бюджету.
Бюджетное управление Конгресса уже прогнозирует дефицит в размере 6,2 процента ВВП на текущий 2025 финансовый год. Для сравнения, дефицит бюджета в Германии, скорее всего, составит 2,7 процента в текущем году.
Обслуживание долга становится все дороже для США
Согласно бюджетной модели Penn Wharton, это становится критически важным, если процентные ставки постоянно превышают экономический рост. Тогда долг может стать «динамически нестабильным». Иными словами, в этом случае риск финансового кризиса резко возрастет.
В настоящее время доходность десятилетних государственных облигаций составляет около 4,3 процента. Для сравнения, пять лет назад он составлял менее 1,0 процента. Таким образом, для США становится все более дорогостоящим привлекать деньги от своих кредиторов на финансовых рынках.
Станет ли Трамп последней каплей?
Эксперты сходятся во мнении: высокий государственный долг США, безусловно, не только вина Трампа. Но президент США и его экономическая политика могут стать той соломинкой, которая сломает спину верблюда, и США окажутся на грани долгового и финансового кризиса.
В краткосрочной перспективе таможенные поступления могут поддержать бюджетную ситуацию; В долгосрочной перспективе «Закон об одном большом красивом законопроекте» угрожает порочным кругом растущего долга, роста процентных ставок и снижения доверия к финансовым рынкам. Инвесторы по-прежнему лояльны к США, отчасти потому, что там просто нет сравнительно большого и ликвидного рынка государственных облигаций. Но ключевой вопрос остается: сколько еще?
Рейтинговые агентства также могут ошибаться
Если вы ищете ответы, не стоит слепо полагаться на суждение рейтинговых агентств, как показывает взгляд на учебники истории. Например, только в 2011 году, более чем через три года после начала финансового кризиса, S&P отозвало высший рейтинг «ААА» из США. При этом они ошиблись в своих прогнозах примерно на два триллиона долларов.
В то время многие экономисты обвиняли кредитных регуляторов в слишком поздней реакции. S&P долгое время приукрашивало кредитоспособность США, хотя высокий долг и растущий дефицит бюджета в связи с триллионами долларов спасения банков и программами экономического стимулирования уже дали достаточно оснований для снижения рейтинга.
Комментарии