«Я разговаривала со своим ушедшим мужем». Нейрофизиолог Наталья Бехтерева о странных явлениях «зазеркалья»


Наталья Бехтерева.Наталья Бехтерева.

– У меня всегда было такое ощущение, что есть нечто выше нас. Может быть, благодаря этому ощущению у меня всегда был интерес к тем явлениям, которыми как-то не принято заниматься в серьезных научных исследованиях. Я имею в виду те «странные» явления, которые связаны с сообщениями о контакте с ушедшими людьми, а также со способностью человека видеть отдаленные события настоящего и будущего, что уж совсем кажется невообразимым. Все эти пока неизученные феномены я отношу к «зазеркалью», – именно так называла область странных явлений нейрофизиолог Наталья Бехтерева.

Наталья Бехтерева говорила, что она долгое время старалась держаться в стороне от явлений «зазеркалья», хотя много слышала о них. Однако заняться этой темой ее заставили события в личной жизни. Тогда Наталья Петровна начала считать своим долгом прояснить природу странных явлений, так как никто другой из научного мира не рискнул этого сделать.

«Уж вы из меня ведьму не делайте»

Стоило только Наталье Петровне заговорить о феномене «зазеркалья», журналисты начали просить нейрофизиолога об интервью. Когда Наталья Петровна интересовалась, на какую тему с ней хотят поговорить, то все чаще слышала: «О том, есть ли жизнь после смерти». В ответ Наталья Бехтерева обычно шутила: «Уж вы из меня ведьму не делайте». Пошутив, она все же соглашалась на интервью.

О чем же говорила Наталья Бехтерева с журналистами? Она не делала никаких заявлений, а просто рассказывала о ситуациях, которые «смущают» ее, как ученого. Например, Бехтереву начала интересовать та область, из которой никто не возвращался.

– Мы живем в то время, когда «оттуда», если действовать быстро и умело, начали возвращаться. Например, певец Сергей Захаров, переживший клиническую смерть, позже рассказал, что в этот момент мог видеть и слышать все со стороны. Он рассказал, о чем говорили врачи, как они выглядели, что они делали. С тех пор певец не испытывал страх перед смертью. Но есть и другие случаи, которые порождают новые вопросы, – говорила Наталья Бехтерева.

Говоря о других случаях, Наталья Петровна имела в виду те случаи клинической смерти, пережив которую человек не помнил ничего. В пример Бехтерева приводила известного нейрохирурга А. Этот человек пережил две клинические смерти. И когда его спрашивали, видел ли он что-нибудь в момент спасения своей жизни, нейрохирург отвечал: «Там нет ничего, только черная яма».

Самым невероятным случаем Наталья Бехтерева называла тот, о котором ей рассказал психотерапевт Андрей Гнездилов. Наталья Петровна хорошо знала Андрея Гнездилова, поэтому не сомневалась в том, что он никак не приукрасил эту историю. Эта история о женщине средних лет, которая во время операции пережила клиническую смерть.

Все закончилось благополучно. Когда больная пришла в себя, она рассказала о странном сне. Женщина видела врачей в операционной, которые суетились над ее телом. В этот момент ей стало совершенно ясно, что она умерла. Больную испугала мысль о том, что теперь будет с ее дочерью. Думая о ней, женщина оказалась у себя дома. Она увидела свою дочь в голубом платье с белыми горошинами, которого у нее раньше не было.

– Андрея Гнездилова заинтересовала эта информация. Он ее проверил. Дочь больной действительно в тот день была в новом платье, которое было подарено девочке накануне. Но как можно объяснить подобные истории? Кое-что можно объяснить, например, видение некоторыми людьми в состоянии клинической смерти тоннеля. В этот момент зрение сужается, и мозг воспринимает это сужение как тоннель. А дальше следует последняя вспышка перед умиранием зрительной коры, – поясняла Наталья Петровна.

По словам нейрофизиолога, если бы люди видели только эти вещи, то можно было бы считать, что все это вполне объяснимо с сегодняшних позиций науки.

Но объяснить многие другие вещи, которые видят люди в момент клинической смерти, гораздо труднее. Наталья Бехтерева говорила, что можно, конечно, предположить, что люди все это выдумывают. Однако тогда возникает вопрос: «Зачем им это нужно?»

-2

Вещи, которые человеку лучше не видеть

С явлениями «зазеркалья» Наталья Бехтерева сталкивалась и в своей жизни. Первое из них произошло в раннем детстве. 24 декабря 1927 года маленькая Наталья вместе со своим отцом наряжала елку. Отец поставил Деда Мороза и зажег над его головой три свечи.

– Я хорошо помню, как после этого папа с волнением в голосе позвал маму. Когда она вошла в комнату, он сказал: «Зиночка, посмотри, когда я зажег свечи, Дед Мороз стал похож на отца». В этот момент раздался телефонный звонок. Звонили из Москвы, чтобы сообщить о том, что мой дед, Владимир Бехтерев, умер. На часах было девять вечера, – рассказывала Наталья Бехтерева.

Этот момент нейрофизиолог называла странным совпадением. Когда убирали елку, ее отец не нашел никакого сходства игрушечного Деда Мороза со своим отцом, как это было в тот роковой вечер. Многими годами позже Наталья Бехтерева стала свидетелем и других странных событий, которые были связаны со смертью близких ей людей.

По словам Бехтеревой, под влиянием социальных и личных стрессов у нее появилось свойство, которое она сначала считала проявлением какой-то болезни. Но потом нейрофизиолог отмела эту мысль. Она пришла к убеждению, что в тот момент своей жизни находилась в измененном состоянии сознания. В этом состоянии Наталья Петровна видела такие вещи, которые человеку лучше не видеть.

– В жизни у меня был период, когда после смерти двух близких людей я обнаружила в себе новые способности слышать и видеть нечто странное. Когда мой муж умер, я подолгу сидела в спальне и смотрела на его портрет. В тот период меня поддерживала моя помощница Раиса Вольская. Однажды мы с ней зашли в спальню и увидели, как на этом портрете из правого глаза моего мужа течет слеза. Мы не верили своим глазам, но слезы продолжали катиться.

Наталья Петровна относила это явление к феномену «зазеркалья» лишь условно. Нейрофизиолог предполагала, что из-за пережитого стресса она могла принять за слезу некоторые особенности портрета. Но как тогда объяснить тот факт, что Раиса Вольская утверждала, что также видела, как по портрету текут слезы?

Наталья Бехтерева рассказывала о том, что несколько раз она видела своего мужа. Она говорила: «То ли в полусне, то ли в реальности я разговаривала со своим ушедшим мужем». Наталья Петровна спросила его: «Что там, где ты?» Он ей ответил: «Ничего». Наталья Бехтерева удивленно воскликнула: «Из ничего нельзя прийти!» В ответ на это нейрофизиолог услышала : «Узнаешь потом сама».

-3

Наталью Бехтереву одолевали сомнения о том, стоит ли рассказывать эти истории из своей жизни. Сколько людей может принять их за ложь? Наталья Бехтерева была человеком, который всю жизнь искал правду. Ее рассказы о странных явлениях лишь еще один способ найти эту правду. Наталья Петровна прекрасно понимала, что эти откровения ее не прославят. Но она не могла поступить по-другому.

– Если бы я не рассказала эту правду, я бы вступила в конфликт со своей совестью. Когда я начала изучать феномены «зазеркалья», из меня кто угодно стал делать ведьму. Но ведь вступив в эту область, мы открыли много интересных вещей, связанных с творчеством и мышлением. Собрано много фактов, указывающих, что тот мир есть. Неужели это никому не интересно, неужели это никому не нужно? – сетовала Наталья Бехтерева.