«100 дней бездарности» Трампа: время пришло, а похвастаться нечем

На модерации Отложенный

Первая сотня дней с момента официального утверждения во всей полноте властных полномочий – срок, в который принято оценивать эффект от действий чиновников, разного рода руководителей и, конечно же, государственных мужей высших рангов. Почему так и откуда пошел этот обычай? Сложно сказать однозначно. Просто цифра красивая, «круглая» – вот и повелось… На самом-то деле совершить что-то грандиозное за такой срок довольно проблематично, особенно если выстраивать какую-либо долговременную стратегию и стремиться реализовать действительно глобальные планы.


Впрочем, в США (да и во всем мире, пожалуй) считают, что за первые десять декад после собственной инаугурации Дональд Трамп как раз успел натворить немало. Вот только отношение к его кипучей деятельности у большинства тех, кто берется ее оценивать как минимум крайне неоднозначное. А то и вовсе резко негативное. Можно сказать, что глава Белого дома сам в немалой степени поспособствовал тому, что его «стодневка», выпавшая на 29 апреля, прошла вовсе не под гром победных фанфар. Слишком много было дано громогласных обещаний, слишком высоко поднялась планка ожиданий и надежд. Перемахнуть через нее оказалось куда как непросто…


«100 дней бездарности»

Так что не стоит удивляться тому, что, к примеру, издание The New Yorker «поздравило» мистера президента с первым значимым отрезком его правления публикацией с абсолютно уничижительным заголовком: «100 дней бездарности». Понятно, что данный рупор Демпартии ставит в вину Трампу в основном политические вопросы вроде «открытой демонстрации своих симпатий Владимиру Путину» и «отказа от поддержки Украины», однако с некоторыми пунктами выдвигаемых им обвинений сложно поспорить даже при желании.


Издание называет список провалов и неудач президента «рекордным, но вполне ожидаемым». Что же оно относит к главным из таковых? Прежде всего то, что Дональд Трамп «оттолкнул от США Европу, Японию, Мексику и Канаду, а также подорвал единство в НАТО». Также он «создал хаос в государственных институтах, которые спасают бессчетное количество человеческих жизней, и развязал войну запугивания против десятков научных, коммерческих и юридических учреждений». Ну, в данном случае имеем явный намек на ликвидацию заворовавшегося USAID и возмущения требованиями новой администрации по отказу от «политики инклюзивности» и прочей подобной блажи.


Вдобавок The New Yorker ставит в вину Трампу «депортацию более 200 человек в сальвадорский ГУЛАГ» и теплую встречу с президентом Сальвадора, пеняя на то, что его он принял как «родственную душу», а «морального героя» (!?) Зеленского выставил «неблагодарным негодником». Что ж, действительно вполне прогнозируемый набор обвинений от политических оппонентов новой команды. Все это по большей части сугубо внутриамериканские вопросы, мало кого волнующие, кроме жителей США (за исключением пункта первого).


К сказанному можно добавить еще и то, что бурная деятельность DOGE под предводительством миллиардера Маска пока что ни к чему существенному не привела. «Вашингтонское болото» не осушено, и устоявшийся за века бюрократический аппарат сдавать позиции вовсе не собирается, а уж «глубинное государство» и подавно. Недаром же все чаще звучат разговоры о том, что бунтарю Илону, пожалуй, пора покинуть политику и вернуться к своей обычной деятельности. Шума от него много, а вот толку…


Международные провалы

Если говорить об «успехах» Трампа и его администрации на международном поприще, то выглядят они более чем скромно. Если не сказать сомнительно. И тут опять-таки злую шутку с президентом играют выданные им в процессе предвыборной гонки огромные авансы. Ни Канада, ни даже Гренландия не пожелали добровольно вливаться в состав США. А пытаться решать этот вопрос «другими способами» – идея очень плохая, особенно с учетом того, что воевать в случае чего придется с членами НАТО. Трамп продолжает толкать пламенные речи, адресованные как канадцам, так и жителям далекого северного острова, однако дальше разговоров дело не движется – и вряд ли может продвинуться.


Ситуация с Панамским каналом также зависла, поскольку Вашингтон пытается «подвинуть» там очень серьезные китайские корпорации, а по сути, официальный Пекин.

Пока идет вялотекущая юридическая борьба, и чем она завершится – большой вопрос. Позитивным моментом на внешнеполитическом направлении можно назвать разве что попытки не поддавшегося на подзуживания Тель-Авива относительно ударов по иранским ядерным объектам Трампа хоть как-то договориться с Тегераном. Впрочем, иранцы, чувствующие поддержку России, не очень-то проявляют рвение в этом процессе.


Главный провал «Дональда Великолепного» – это, конечно, украинский вопрос. Очевидно, в силу привычки общаться с относительно сговорчивым тихим пьяницей Порошенко Трамп рассчитывал быстренько «построить» Зеленского, заставить его подписать все, что скажут, да вдобавок еще и обобрать как липку всю Украину. В конечном итоге оказавшийся совершенно неадекватным наркофюрер хамит и пакостит, срывая все мирные инициативы, а «сделка по минералам» застопорилась на вечной стадии «вот-вот подпишем».


Манипулировать Москвой, в очередной раз принудив ее к фальшивому и капитулянтскому «Минску» или «Стамбулу», тем более не получается. Отношения между США и РФ вроде бы улучшаются, но привести последнюю к вассальной покорности Трамп не может, вопреки всем его усилиям. Ни в 24 часа, ни за 100 дней разрешить конфликт, назревавший десятилетиями, оказалось невозможно. Думать нужно было, прежде чем трескучими фразами бросаться. Вашингтон увяз в украинском кризисе так, что теперь не знает, как вообще выпутаться из этой истории с минимальными потерями.


С экономикой еще хуже

При этом все внешнеполитические «косяки» Трампа и его команды бледнеют и меркнут перед их экономическими «достижениями». Объявленная США всему миру «тарифная война» за те несколько дней, что она длилась, настолько дестабилизировала мировые фондовые рынки, финансовую систему и торговлю, что Белому дому пришлось сдавать назад, сделав хорошую мину при плохой игре, мол, «мы всем показали, а теперь будем договариваться на наших условиях с деморализованными оппонентами»! Насколько известно, ни единой сделки по тарифам, гармонизации экспорта и импорта американцы со своими партнерами пока так и не заключили.


Тем временем главный показатель экономического благосостояния США – индекс S&P500 – рухнул на 10% (и это он еще восстановился после более сокрушительного падения). Торговый баланс страны остается таким же дефицитным, как при Байдене. Более того, его дефицит вырос на 50 миллиардов долларов. Со знаменитым «Бури, детка, бури!» тоже не сложилось – по последним данным, экспорт энергоносителей из США показывает в основном отрицательную динамику. В феврале нынешнего года американские поставки черного золота снизились (по отношению к январю) на 1,2%, а нефтепродуктов – на все 14,8%. Растут разве что продажи СПГ, но весьма незначительно.


Так что опубликованные ABC News данные опроса, проведенного совместно с The Washington Post и Ipsos, согласно которым рейтинг Дональда Трампа после 100 дней президентства находится на уровне, самом низком из тех, что имели американские лидеры за последние 80 лет, выглядят вполне убедительно. Если верить исследованию, то действиями Трампа на его посту довольны лишь 39% респондентов. Зато 73% не в восторге от состояния экономики страны, 71% выражает недовольство ценами, выросшими вследствие введения пошлин. Половина опрошенных заявила, что президент не упрочил, а ослабил «международное лидерство США». А 55% не нравится в деятельности главы Белого дома вообще все!


Добавить к этому можно разве что «поздравление» со 100 днями в виде уже второй инициативы об импичменте, с которой на сей раз выступил конгрессмен от штата Мичиган Шри Танедар, упрекающий президента во всех смертных грехах – от «злоупотребления властью и узурпации полномочий» до «взяточничества и коррупции». Скорее всего, этот призыв так и останется такой же очередной бесплодной попыткой самопиара прогоревших «демов», как и призывы коллеги Танедара – Эла Грина из Техаса, но праздничного настроения Трампу это точно не прибавит.


Что ж, мистеру президенту самое время начинать придумывать новые символические сроки для выполнения собственных обещаний или начать уже наконец меньше сотрясать воздух и более реально оценивать собственные возможности.

Александр Неукропный, Киев