Европейский рынок в обмен на мир. Какие санкции ЕС с России хочет снять первыми?
На модерации
Отложенный
На переговорах в Эр-Рияде российская сторона потребовала отмены европейских санкций для заключения перемирия с Украиной. Всего против нашей страны было введено под три десятка тысяч ограничений. Какие из них самые критические для экономики РФ, которые необходимо снять в первую очередь?
Фото: А.Погиба/Создано ИИ/NEWS.ru/ТАСС. Для реализации черноморской инициативы требуется согласие ЕС
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Черноморская инициатива как прелюдия к снятию санкций
Встречи между Россией и США в Эр-Рияде продолжатся в середине апреля, сообщило агентство ТАСС. Очевидно, что дискуссии о черноморской инициативе, о которой говорили на переговорах по украинскому урегулированию, включали в себя не только обеспечение безопасности судоходства, но как условие подключение государственного Россельхозбанка к системе переводов SWIFT, а также снятие с него санкций, равно как и всех ограничений с производителей и экспортеров продовольствия и возвращение поставок в РФ сельхозтехники.
Политолог Сергей Марков прямо называет план «предлогом для снятия санкций с России»:
«Он получит поддержку от абсолютного большинства стран и потому, что они рады движению к миру, и потому, что они получают выгоду от поступления продовольствия и минеральных удобрений на мировые рынки, — выгоду в виде снижения цен на продовольствие».
«Не время»: европейские лидеры не готовы к отмене санкций. Фото: newizv.ru/kremlin.ru
В ЕС российско-американскую инициативу встретили более чем прохладно. Французский президент Макрон и британский премьер Стармер, которые возглавили «коалицию желающих» — европейскую фронду Америке, прямо заявили: время для отмены санкций не пришло.
Со SWIFT не так все просто, поэтому американцы обещали только «посодействовать». Мало того что штаб-квартира платежной системы SWIFT расположена в Бельгии, у нее еще и двойное подчинение. Решение об отключении или подключении банков принимает Европарламент, а бельгийские власти его должны утвердить. Без доброй воли европейских структур не обойдешься.
16 санкционных пакетов отменить так просто также не получится. Решения в ЕС принимаются единогласно. Этот порядок работает как в одну сторону, так и в другую. Некоторые санкции, например запрет российского СПГ в Европе, так и не были приняты, потому что одна или две страны отказывались за них голосовать. Но и отмена действует так же.
Если Северная Европа, которая отличается наиболее жестким подходом к украинскому конфликту, не захочет отменить ограничения, то решение о снятии санкций не будет принято. Будут ли они продлены летом, вопрос. Но так далеко сейчас никто не заглядывает.
Переговоры, санкции и рынки: когда «Газпром» пустят назад в ЕвропуУзнать подробнее
С 2022 года товарооборот с ЕС упал в пять раз. Фото: EPA/ТАСС
Почему важна отмена европейских санкций
28,5 тыс. санкций, о которых говорил президент Путин, имеют разное влияние на экономику России. Европейский блок наиболее чувствительный. Это неудивительно. Товарооборот между США и РФ в 2021 предвоенном году составлял 34,4 млрд долларов, а с ЕС — свыше 250 млрд евро.
В 2023-м объем внешней торговли с Европой сократился до 89 млрд евро. И если нефтяной сектор РФ смог совершить поворот на Восток и утвердиться на азиатских рынках, то «Газпром» пострадал сильно. Это сказывается на результатах компании: второй год подряд «кошелек» российской власти показывает многомиллиардные убытки.
Есть три блока европейских санкций, снятие которых, по мнению экспертов, станет для РФ благом. Проректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации профессор Александр Сафонов говорит:
— В первую очередь это отмена санкций в части SWIFT, который обеспечивает взаиморасчеты. Второе направление — это отмена санкций против нашего нефтяного флота. Это поставки нефти. Это самое главное. Отмена запрета на морские поставки и поставки нефтепродуктов. И поставки сельскохозяйственной продукции. Запрета на поставки нет, зато есть запрет на суда, которые работают с нами. Их не страхуют и им запрещено входить в порт. Все, что обеспечивает транзит наших грузоперевозок морем.
США могут посодействовать переподключению российских банков к SWIFT. Фото: Ведомости/ТАСС
SWIFT и российские банки
После начала СВО семь банков РФ отключили от сервисов обмена финансовыми сообщениями. С тех пор особым разрешением пользуются только несколько банков, обеспечивающих торговлю углеводородами, и то только потому, что администрация Джо Байдена боялась роста мировых цен на нефть.
— SWIFT — это программное средство, которое обеспечивает мгновенные переводы и зачисление валют в странах по взаиморасчетам между банками и гражданами. Вне этой системы зачисление денег возможно только опосредованно через третьи лица, через третьи договоры. Это увеличивает трафик, там возникают посредники, и, соответственно, это увеличивает стоимость перевода, — объясняет ситуацию Александр Сафонов.
В первую очередь страдают импортеры и экспортеры. Чтобы обеспечить наполняемость бюджета, сначала российские власти потребовали от участников внешнеэкономической деятельности обязательную продажу валютной выручки ЦБ, но потом ослабили требование. Продавцы отечественной нефти, удобрений и угля вынуждены создавать «внешний контур» в китайских и других дружественных банках. Это замедляет поступление денег в Россию.
Страны БРИКС, на которые надеялись власти, большой выгоды в создании параллельной системы платежей не увидели. Ситуация вернулась на исходную позицию, и теперь РФ выдвигает условие о возврате в SWIFT.
Немецкая таможня арестовала дрейфующий около острова Рюген российский танкер и нефть на его борту.
Фото: Stefan Sauer / dpa / Global Look Press
Окно в Европу для углеводородов из России
В 2021 году доля РФ в товарообороте стран старого континента составила 5,8%. Наша страна входила в пятерку самых важных торговых партнеров государств ЕС. В российском балансе картина была еще более явной.
Экспортеры продавали 36% всего экспорта в европейские страны, импорт в РФ из Евросоюза и Содружества составлял 36,5%. По информации Евростата на конец 2024 года, ввоз товаров из Европы упал на 86%, а общий товарооборот сократился в пять раз.
Европейцы ввели жесткие ограничения на поставку энергоносителей.
— Уголь запрещено продавать в Европу с 10 августа 2022 года. С 5 декабря 2022 года запрещено поставлять российскую нефть морским транспортом. С 5 февраля 2023-го запрещено поставлять российские нефтепродукты в Евросоюз. Мы были основным поставщиком для них, они для нас — основным рынком сбыта. И вот это, наверное, основной момент, — говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков
Вся торговля идет через Турцию. Страна Эрдогана превратилась в крупнейший рынок сбыта углеводородов. Помимо того что «Турецкий поток» остался единственной ниточкой для «Газпрома», связывающей его с некогда премиальным рынком, через Босфор идут и главные поставки, например топлива из России.
— Сейчас, по сути, дизельное топливо поставляется в Турцию, но они ровно такие же объемы стали перепродавать в Европу. Они, конечно, говорят, что это не то же самое, они наше потребляют на своем внутреннем рынке, высвобождая произведенное на своих НПЗ. Но объемы полностью совпадают. Получается, что это посредник и что он забирает часть денег. Естественно, нам более эффективно было бы продавать напрямую, — указывает на потери российских ВИНКов Игорь Юшков.
«Газпром» несет убытки от простоя газопроводов. Фото: 24.ua
Прямых поставок нет, а построенная за десятилетия инфраструктура, как нефтяная, так и газовая, простаивает. Не работают нефтепроводы, газопроводы либо разрушены, либо не эксплуатируются. Затраты на поддержание неработающей инфраструктуры несут российские компании.
Это неизбежно приведет к росту тарифов, говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в интервью изданию «Нефть и капитал»:
«Перед компанией два варианта. Первый — оптимизировать транспортную инфраструктуру, часть которой простаивает и является убыточной. Содержать ее сейчас невыгодно. Но „Газпром“ всегда был консервативен в этом плане и вот так просто избавляться от активов не готов. Второй вариант — продолжать давить на правительство с целью дальнейшего поднятия цен на тарифы за газ и транспортировку».
Для нефтяной отрасли вопрос стоит менее остро, чем для газовой, но никто не хочет складывать яйца в одну корзину, считает Игорь Юшков:
— Если бы они разрешили, то наша нефть вернулась бы на европейский рынок. Может быть, не вся, часть осталась бы на индийском рынке, поскольку там долгосрочные контракты. Но существенная доля вернулась бы на европейский рынок.
Британские страховые компании не страхуют российские суда. Фото: Николай Михайличенко. newizv.ru/ТАСС
Теневой флот российских танкеров под вопросом
Вопреки общему мнению о том, что санкции против российских торговых судов вводили американцы, и от них зависит, будет ли флот РФ белым или останется в тени, ситуация не так однозначна.
Действительно, Джо Байден ввел санкции против 187 судов теневого флота, однако европейцы контролируют морские пути, по которым груз идет в Азию. Северный морской путь так и не стал главной торговой артерией страны. Президент Путин хотя и рассказал о росте перевозок за десять лет в девять раз, однако итоговая цифра за прошлый год составила 38 млн тонн, что только на 2 млн превышает показатели 2023 года.
Остается путь через Европу.
На ту же сельскохозяйственную продукцию, о которой говорили в Эр-Рияде, официального запрета нет.
— Запрета на поставки нет, зато есть запрет на суда, которые работают с нами. Их не страхуют и им запрещено входить в порт. Это все, что обеспечивает транзит наших грузоперевозок морем, — говорит Александр Сафонов.
Порт Роттердама. Фото: ТАСС
«Нам нужны европейские рынки сбыта»
Европа всегда была хорошим покупателем для российских товаров. Конечно, европейский рынок меньше китайского, однако, в отличие от Поднебесной, экспортеры имели дело не с одним клиентом, да еще таким капризным, как Китай, а с тремя десятками. Это многократно увеличивало маневр и позволяло добиваться хороших цен и условий.
Пока согласия между американцами и европейцами не наблюдается. Администрация Трампа столкнулась с европейской фрондой. Одной рукой США пытаются закончить самый большой после Второй мировой войны конфликт на континенте и принуждают все стороны к миру. С другой стороны, они исключают европейцев из переговорного процесса и вводят против их товаров новые пошлины. Со 2 апреля производители автомобилей заплатят 25% на ввезенные из Мексики и Канады машины. А кто там производит авто? Те же немцы и французы. И как они должны ответить на предложение снять санкции против России? Ответ очевидный.
Эксперты говорят, что РФ нужны европейские рынки сбыта. Российские чиновники рассказывают о длинной очереди из концернов, которые хотят вернуться на наш рынок. Однако проблему экспорта эти обнадеживающие сигналы не решают. Нужно говорить с европейцами.
Комментарии