Антропофагия не является уделом только первобытных племён
История человечества началась с каннибализма. То, что сегодня квалифицируется как умышленное убийство с особой жестокостью, на заре человечества выглядело вполне естественным. Но далеко ли мы ушли от наших первобытных предков? Онтогенез повторяет филогенез*. Фантазии и психике детей присуще то же самое, что и человечеству в первобытные времена.
Есть мнение, что возникновение сознания связано с тем, что человек впервые испытал стыд, вызванный поеданием себе подобного. Осознание себя людоедом, критическое к себе отношение, чувство стыда, появление некой самоцензуры сделали антропофага человеком. Вместе со стыдом появилась и зависть – бескровное людоедство.
Рудименты первобытного состояния сохранялись очень долго и всё ещё кое-где живучи, например, во внутренней части Африки и кое-где в Меланезии. Народ короваи, населяющий юго-восток Папуа Новой Гвинеи, считается последним в мире людоедским племенем. Оттуда и пошло: «Короваи, короваи, кого любишь, выбирай!». С тех пор, как зародились религиозные представления, существует и религиозный каннибализм, связанный с верой в то, что сила и другие выдающиеся качества убитого переходят к человеку, поедающему его части тела. Обряд евхаристии, при котором христиане вкушают тело и кровь Христа под видом хлеба и вина и таким образом соединяются с Богом, обретают его силу, есть не что иное, как отголосок первобытных верований, символический каннибализм, теофагия. Неудивительно, ведь «символ столь же древен, как человеческое сознание вообще».
Теофагия архаична. «В таинствах Митры приносился в жертву мальчик, тело которого съедалось присутствовавшими; у ацтеков Мексики был религиозный обычай съедания Бога, который чествовался в течение года в образе красивого юноши». Самые лучшие обожествлялись, а потом съедались. У красоты особая роль, жертвенная. Вот так раньше заканчивались конкурсы красоты, в которых, наверное, участвовали не по своей воле! Ни тебе телевизора в подарок, ни компьютера, так ещё и жизни лишают. Впрочем, мне кажется, что если бы у нас на конкурсах красоты возродились традиции ацтеков, то всё равно нашлись бы желающие в них участвовать, даже под страхом быть скушанными, ведь другого способа обратить на себя внимание, для многих из них просто не существует.
Одной из побудительных причин людоедства является голод. «Удлинённая свинья» служила, порой, единственным источником пищи в дальних плаваниях, при осадах, кораблекрушениях, в занесённых снегом горах, в тюрьмах, на войне и т.д.
Каннибализм был и формой мести. В начале 19 века в Новой Зеландии 66 человек с бригантины «The Boyd» были убиты и съедены маори за то, что одного, отказавшегося работать на судне туземца из Австралии, высекли кнутом. Вот вам последствия принудительного труда. Недавно олигарх Прохоров предложил увеличить рабочую неделю до 60 часов. Вряд ли это вызовет в стране энтузиазм. Зачем же превращать русский народ в маори?
Ярость, желание уничтожить врага – ещё один мотив каннибализма. История знает примеры, когда культурные народы, превратившись в разъярённую толпу, убивали ненавидимого ею человека и пожирали его органы. Среди дикарей разных времён и этносов такие случаи, понятное дело, не редкость.
Потом ярость эта стала называться благородной и за неё начали давать награды.
В 17 веке в Британии получили известность легенды карибских аборигенов, которые создали им репутацию людоедов. Легенды эти отношения к реальной жизни не имели. Британская колониальная политика объявила рабство незаконным, с одной оговоркой: когда народы неспособны к нормальному существованию, то положение рабов для них лучше, чем свобода. Такие законы привели, разумеется, к злоупотреблениям. Колонизаторы «преувеличивали распространение людоедских традиций, кое-что о туземцах сочиняли, чтобы продемонстрировать недееспособность этих племён» и извлечь выгоду из рабского положения людей. Не наблюдаем ли мы сегодня нечто похожее в России? Сворачивание демократических свобод оправдывается неспособностью русских людей к самоуправлению, к разумному, осознанному, ответственному выбору.
Обвинения в каннибализме используются против тех групп, о которых мало что знают или презирают. Например, кровавый навет на евреев, которых упрекали в убийстве христианских младенцев и использовании их крови в своих ритуальных целях. Кстати, до сих пор есть люди, которые верят в то, что такие убийства совершались. Например, некоторые польские католики убеждены в реальности этих ритуальных убийств и зачастую даже самые просвещённые католические священники при всём их авторитете не могут убедить свою паству в обратном.
Элитарный эстетический имморализм порой приводит к примитивной уголовщине. В 1981 году японский студент Иссэй Сагава, изучавший английскую литературу в университете Сорбонны, убил и съел свою знакомую 25-летнюю студентку из Голландии. Его состоятельный папаша добился экстрадиции сына-людоеда из Франции в Японию, где он, в конце концов, был выпущен на свободу. Опубликованные описания процедуры антропофагии сделали его знаменитостью. Сагава выпустил несколько бестселлеров и продолжал публиковаться в газетных колонках.
Антропофагия может иметь причинами познавательный интерес и эпатаж. Художник Марко Эваристти устроил обед для друзей, главным блюдом которого были пельмени «Анолотти», начинённые фаршем из его собственного жира, извлечённого при липосакции.
Мы видим, что каннибализм не является уделом только отсталых племён.
Людоедство нужно понимать и метафорически. Борьба за место под солнцем заставляет людей идти на всё ради своей выгоды, занятия своей экологической ниши. Примечателен рисунок 1984 года художника Дмитрия Учуваткина. На фоне прекрасного мира с сияющим солнцем, облаками, звёздами, луной, морем с дельфинами, бригантиной, готическим собором, фонтаном нарисован антропофаг, отбрасывающий на этот мир свою густую тень, которая оставляет на пейзаже пустоту. А рядом с ним на вешалке висит голова, съеденного им. Губы каннибала в крови. Лицо у него сытое и потому доброе, довольное и ... бессмысленное. Цель его жизни – пожирать себе подобных, а не делать этот мир прекрасным. Людоед успешен и добр! Но какова цена этого успеха и этой доброты хищника? Чья-то загубленная жизнь. Чья-то безвестность. Антропофаги в прямом и переносном смысле среди нас. Часто мы боимся скандалов, конфликтов, революций и предпочитаем ублажать людоедов, жертвуя, как правило, лучшими людьми.
Максим Ефимов
*Онтогенез и филогенез. Первое относится к развитию индивида, второе - к развитию рода или вида.
Комментарии