Как переговоры в Эр-Рияде давят на Европу?
На модерации
Отложенный

Европейцам, европейской части НАТО, придется набрать скорость, если они не хотят полностью отстать. Прошло меньше недели с тех пор, как Дональд Трамп поговорил по телефону с Владимиром Путиным. После этого он заявил, что переговоры о мире на Украине должны начаться в ближайшее время. Президент США заранее не спросил об этом своих союзников.
Сегодня, буквально через несколько дней, в Саудовской Аравии уже начались первые переговоры. Среди прочего, министры иностранных дел США и России хотят проложить путь к прямой встрече Трампа и Путина в Эр-Рияде. До сих пор Соединенные Штаты в первую очередь стремились к тому, чтобы европейцы обеспечили мир на более позднем этапе.
Быстрая встреча в Париже
До сих пор быстрые решения не обязательно были парадной дисциплиной европейцев. По крайней мере, президент Франции Эммануэль Макрон в кратчайшие сроки назначил встречу в Париже. Это была возможность послать сигнал Саудовской Аравии, прежде там начнутся встречи.
За столом сидели главы государств и правительств основных членов ЕС, председатель Комиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Совета Антониу Кошта и генеральный секретарь НАТО Марк Рютте. После встречи не было недостатка в сообщениях, сигнализирующих о единстве, в сочетании с фотографией за круглым столом в Париже.
Люди, близкие к переговорам, позже заявили: «Мы готовы дать гарантии безопасности, условия которых будут обсуждаться со всеми участниками и в зависимости от степени американской поддержки». С одной стороны, это можно прочитать как готовность. В то же время это отказ от требования Трампа взять миротворчество на себя в основном в одиночку.
Не более чем символ?
Клаудия Майджор из Немецкого института международных отношений и безопасности в интервью tagesthemen называет встречу в Париже «важным символом», но все же осторожна в своей оценке. Только в ближайшие дни станет ясно, удастся ли собрать пакет: укрепить Украину, представить планы по самому прекращению огня и, наконец, сделать больше для собственной обороны.
По словам Мейджор, такой пакет является сильным сигналом: «Тогда увеличиваются шансы, что они не будут вести переговоры через голову, а смогут договориться. И это должно быть целью».
Сигнал в сторону Трампа все еще отсутствует
Время поджимает, но по-настоящему мощный сигнал Дональду Трампу еще не поступил. Это можно показать на двух примерах.
Первый: насколько велика готовность присоединиться к возможным миротворческим силам? Премьер-министр Великобритании Кир Стармер может представить себе предоставление наземных войск. Макрон уже выносил его на обсуждение в качестве варианта ранее.
Польша, с другой стороны, не планирует проводить опрос. Премьер-министр Дональд Туск: «Встреча не изменила нашу позицию».
Канцлер Германии Олаф Шольц говорит, что это «неуместные дебаты в неподходящее время и не на ту тему». Он не хочет участвовать в сценариях, в которых будут задействованы «европейские солдаты без полного участия США». А в Париже за столом села лишь малая часть членов ЕС. На это уже пожаловался премьер-министр Словакии Роберт Фицо. Всегда критически настроенная Венгрия также отсутствовала.
Как должна финансироваться оборона?
Второй пример: финансирование. Сделать больше для обороны стоит многие миллиарды евро. Как с этим должны справиться государства ЕС, которые уже находятся на грани или за пределами своих финансовых возможностей? Здесь есть различные варианты. Можно было бы использовать инструменты, существующие в Пакте стабильности и роста. Федеральный канцлер Шольц может представить себе дополнительную свободу действий для государств-членов, «если они захотят тратить на свою оборону более двух процентов». Это около двух процентов от собственного объема производства.
Такие страны, как Италия, Испания или Бельгия, еще не достигли этого предела. Когда Еврогруппа встретилась в Брюсселе в понедельник, было ощущение нежелания брать на себя публичное обязательство. Еще один вариант, как это часто бывает, – это идея новых совместных долгов. Однако не только Германия всегда выступала против этого.
Слишком медленно для ситуации
Так что встреча в Париже была промежуточным шагом. Для ЕС это традиция – искать компромиссы при принятии решений. Но это часто происходит очень и очень медленно. И вы не сможете себе этого позволить в данной ситуации. На Мюнхенской конференции по безопасности в кулуарах было сказано, что ЕС теперь должен действовать быстро, стратегически и уверенно. Дональд Трамп играет в «шахматы в реальном времени».
Времени на слишком долгосрочные контрстратегии нет. Наблюдатели, которые близко знакомы с президентом США, подчеркивают, что европейцы также должны подумать о том, кто будет передавать послания Трампу, кто сможет достучаться до его «сердца и мозга». В этом контексте упоминаются имена итальянцев Джорджи Мелони и Рютте.
«Украинское решение»
А если Трамп не проявит интереса к ответу европейцам и будет настаивать на том, чтобы действовать в одиночку? Специальный посланник США Кит Келлог был в штаб-квартире НАТО в Брюсселе в понедельник вечером. После переговоров там он заявил, что США не будут навязывать пострадавшей стране решение путем переговоров.
Информационное агентство AFP приводит его слова: «Решение украинцев — это решение Украины». Поначалу звучит неплохо, но: захотят ли европейцы в НАТО в одиночку поддержать Украину в войне в случае необходимости? "Столько, сколько нужно", как всегда говорили до сих пор?
Комментарии