Клин клиникой: медвузы испытывают сложности с целевым набором
На модерации
Отложенный
По данным «Известий», региональные медицинские вузы в приемной кампании 2024–2025 годов при огромном основном конкурсе испытали серьезную проблему с закрытием целевых квот на обучение. В некоторых случаях недобор целевиков составляет более 20%. При этом, если по общему конкурсу твердые пятерки по всем экзаменам не гарантируют поступление даже в региональный вуз, на целевое место может поступить откровенный троечник, который в итоге не справится с учебой. На этом фоне Минздрав собирается поставить целевиков в одинаковые условия с прочими студентами, введя систему обязательных отработок для всех, кто отучился за бюджетные деньги.
Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк
Сергей Гурьянов
Какова ситуация с целевым набором в медвузах
Как показали проанализированные «Известиями» данные о приеме абитуриентов в региональные медицинские вузы в 2024 году, целевые места остаются способом поступить с очень невысокими баллами. Более того, во многих вузах отмечается существенный недонабор по этой квоте.
Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко
Так, в Пермском медицинском университете планировалось набрать 285 студентов-целевиков по направлению «лечебное дело», но поступили только 222. На «педиатрию» зачислено лишь 88 целевиков вместо 135. Для поступления на специальность «лечебное дело» по целевому набору оказалось достаточно 133 баллов. Эта сумма формируется из результатов трех экзаменов ЕГЭ. Абитуриент набрал 42 балла по химии, 45 по биологии и 46 по русскому языку. Это тройки. А минимальный балл по основному набору — 231.
Похожая ситуация сложилась и в других вузах. Так, в Ростовском государственном медицинском университете из 410 мест по направлению «лечебное дело» 323 отведены под целевую квоту, но зачислены по ней оказались только 246. Низший балл, с которым удалось поступить абитуриенту-целевику, — 140. В то же время по общему конкурсу взяли всего 18 человек, и здесь самый низкий проходной балл — 263. В «педиатрии» аналогичные показатели: из 259 целевых мест занято 246, а низший балл — 125. По общему конкурсу поступили 56 человек, а абитуриент, «заскочивший в последний вагон», набрал 254 балла.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
В Дальневосточном государственном медицинском университете на 75 общих мест претендовали 537 человек, поступить удалось с баллом 217. В то же время по целевому приему недонабор: Хабаровский край запланировал обучение 115 будущих врачей, но зачислены оказались 103. А низший балл при поступлении составил всего 125.
В Красноярском государственном медицинском университете недонабор целевиков совсем небольшой — зачислено 225 из 235 запланированных по «лечебному делу». Но и тут видна огромная разница в качестве абитуриентов по общему конкурсу и целевой квоте: нижний проходной балл — 255 и 125 баллов.
Показательны цифры по зачислению студентов в Смоленский государственный медуниверситет: на «педиатрию» набор по общему конкурсу оказался больше, чем по целевому, 84 человека против 53. Но низший проходной балл в конкурентном основном наборе — 174, а по целевой квоте — 131.
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Средние проходные баллы абитуриентов по основному и целевому наборам серьезно отличаются в Рязанском государственном медицинском университете им. академика И.П. Павлова, да и в большинстве остальных региональных медицинских вузов. По целевой квоте поступить гораздо легче. Это вовсе не означает, что среди целевиков нет способных студентов. Например, по квоте Хабаровского края в Дальневосточном медуниверситете 21 студент-целевик набрал больше 200 баллов. Но еще 27 набрали меньше 160.
Сколько целевиков доходят до поликлиник
Минздрав сделал ставку в решении кадрового вопроса на целевой набор: в 2024 году 76% всех мест по направлениям «лечебное дело» и «педиатрия» в вузах были отведены именно под целевую квоту. При этом в октябре 2024 года спикер Госдумы Вячеслав Володин заявлял, что только 34% целевиков «возвращаются в больницы работать, пошли в профессию».
Он не уточнил, откуда взята эта цифра, однако его данные отчасти подтверждает исследование, которое в 2023 году опубликовали научные сотрудники Калининградского и Санкт-Петербургского университетов. По их данным, медвузы заканчивают около 70–74% общего числа принятых на обучение, а из всех выпускников до 30% в итоге не идут работать в практическое здравоохранение.
Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина всё равно считает цифры целевого приема в России довольно высокими, но признает, что высокими оказываются и число отчисленных на первом и втором курсах студентов-целевиков.
— Ребята там очевидно слабее. Многие из них не осваивают образовательные программы, их подготовки не хватает, — сказала она «Известиям».
При этом, как заявляла в прошлом году замминистра здравоохранения РФ Татьяна Семенова, здравоохранению в 2023 году не хватало 29 тыс. врачей и 63 тыс. средних медицинских работников.
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Добавим, что долгое время целевое обучение в стране действовало лишь номинально, но в последние годы всё чаще со студентов требуют компенсацию за отказ от договора. Так, на днях бывшая студентка Читинской государственной медицинской академии получила штраф в 415,4 тыс.
рублей за неисполнение обязательств по договору целевого обучения — она должна была пойти работать после обучения в Баунтовскую ЦРБ, но отчислилась по собственному желанию.
Отпугнет ли отработка от поступления в медвузы
Между тем на днях СМИ сообщили о намерении Минздрава ввести систему обязательных отработок для выпускников медицинских вузов и колледжей. Утверждается, что все студенты, сейчас обучающиеся за счет бюджета, должны будут два-три года отработать в государственной или частной клинике, которая включена в систему ОМС. Выпускникам дадут возможность самостоятельно выбрать регион и клинику, но если они не трудоустроятся в течение года после окончания учебы, придется компенсировать затраты бюджета на обучение в двукратном размере.
Одновременно предлагается увеличить штраф для студентов, которые отказались выполнять условия целевого договора на обучение. Сейчас они должны выплачивать полную стоимость обучения.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев считает такой подход полностью справедливым.
— Если система трудоустройства распространится на всех выпускников, окончивших вуз на бюджетной основе, это придаст дополнительный стимул к развитию системы целевого обучения и позволит достичь более значимых результатов, — заявил он «Известиям». — Целевые студенты изначально осведомлены о месте своей будущей работы и условиях труда еще на стадии поступления.
Профсоюз работников здравоохранения РФ выступил против такой меры. Его председатель Анатолий Домников заявил, что возникнет дискриминация студентов-медиков по сравнению со всеми остальными.
— Эта идея просто отпугнет абитуриентов, — сказал он «Известиям». — Лучше найти способ, как обязать всех целевиков отрабатывать деньги, потраченные на их обучение. Кадровый вопрос необходимо регулировать заработной платой — если она не будет высокой, мы никогда не решим проблему.
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Он добавил, что по целевой квоте учиться нередко идут выпускники школ, которые не уверены в собственных силах. А обязательная отработка может снизить и качество тех абитуриентов, которые готовы поступать по основному набору.
Зампред комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный сказал «Известиям», что если введут именно обязательное распределение, то целевое обучение вообще потеряет смысл. Он призвал довести до ума программу целевого обучения, а «не менять резко давно устоявшиеся условия для всех». А лидер думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов заявил, что введение обязательной работы по распределению нужно увязать с повышением зарплат и социальных льгот врачам, не допустив, чтобы молодые специалисты работали «в тяжелых условиях, да еще и за копеечную зарплату».
Другие эксперты, однако, соглашаются с инициативой Минздрава. Ирина Абанкина замечает, что практика отработки для подтверждения квалификации после окончания медицинских вузов — фактически, работа интернами — практикуется во многих странах. Она уверена, что эта мера не отпугнет абитуриентов, особенно тех, кто связывает свою дальнейшую жизнь с медициной. При этом она полагает, что молодым специалистам всё же стоит помочь с поиском работы: нужна некая форма распределения.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
ЛОР-врач, соучредитель МЦ «Моя Клиника» Мария Евдокимова также подчеркивает, что не видит ничего плохого в том, чтобы сразу после окончания вуза студенты отработали в системе ОМС.
— Система набора по целевому направлению, как мне представляется, имеет куда больше недостатков, — сказала собеседница «Известий». — Прием на целевые места выпускников с очень низкими баллами отнюдь не способствует тому, чтобы наша система здравоохранения улучшалась. Если речь будет идти об отработке обучения теми, кто учится на бюджете, а на бюджете при этом будут учиться высокобалльники, — это отличная идея. В медицинские вузы должны изначально поступать самые сильные выпускники.
Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович считает, что Минздрав этой инициативой не ставит перед собой задачу устранить дисбаланс между студентами-целевиками и теми, кто поступает по основному набору.
— Главная цель — решение проблемы кадрового дефицита, — уверена она. — Идея об обязательной отработке после окончания вуза за бюджетные деньги витает очень давно. Некоторые полагают, что это отпугнет абитуриентов, но, на мой взгляд, студенты, которые получают за бюджетные деньги образование, чтобы в дальнейшем не работать в отрасли, в общем-то, и не нужны.
Комментарии