Революция и святость

На модерации Отложенный


Tihon.jpg

Как только мы признаем патриарха Тихона центральной фигурой русской истории ХХ века, и он сделается для нас великим примером русского самостояния, уровень вменяемости нашего постсоветского общества сильно повысится. Увы, в этом заинтересованы далеко не все.

Игрокам-политтехнологам, прибравшим к рукам нашу общественную жизнь, такое развитие событий не нравится категорически. И потому накануне памятных дней, накануне 100-летия исповеднической кончины чтимого Церковью Предстоятеля, «конструктивные» силы пошли в наступление. Вбросили через подручных компромат на патриарха Тихона.

Компромат этот существует давно, о нём в своё время позаботилась сама большевистская власть, для которой церковный фронт был едва ли не главным фронтом Гражданской войны. Весной 1922 года обвиняемого в «контрреволюционной деятельности» главу Православной Церкви арестовали и, используя богатый набор средств воздействия, стали выбивать разного рода «откровенные признания».
Эти признания публиковались в советских газетах, и вот сегодня этими публикациями машут на своих ресурсах означенные подручные. Мол, прогнулся ваш архипастырь, проиграл великому кремлёвскому мечтателю и его верным чекистским нукерам.

Вся эта модная нынче (и прибыльная) неосоветская возня, как говорится, гроша ломаного не стоит.

Предстоятель был унижен своими мучителями. Опозорен и унижен. Всё, что от него требовали подписать, все, что он согласился подписать ради спасения Церкви было унижением…

Разумеется, он, патриарх Тихон, мог ничего не подписывать. Он мог избрать героическую смерть – подвиг борца с тираническим режимом. Для него, как для человека, это было бы, несомненно, предпочтительнее. Несомненно! Ведь мы, люди, почитаем героев, не правда ли? Но святые – это не герои, у них другой путь. Они следуют за Христом – на Голгофу…

«Как вы относитесь к патриарху Тихону?» - спросили как-то на допросе арестованного священника. И он ответил. Просто высказал то, что лежало у него на сердце: «Я реально ощутил его святость». Это отмечали многие, и миряне, и монахи, и священники. Весь церковный народ ощущал, что первосвятительское служение в тяжелейший, трагический момент русской истории вверено святому человеку, старцу.

Вот мы и добрались до самой сути. Ибо в этом – духовный смысл катастрофы 1917-го года, всех наших бесчисленных потерь и бедствий. Это главное и единственное поражение Ленина. Под мудрым ленинским руководством в России будет разрушено всё… Всё! – кроме Церкви. Он не смог одолеть и разрушить то, что защищал патриарх Тихон. Святость оказалась крепче революционной злобы и ненависти.

Ф. Разумовский