Воздушный транспорт — удел рисковых? Superjet 100, и так ненадежный, теперь останется без двигателей
На модерации
Отложенный
На фото: сборка турбореактивного двигателя для самолета Sukhoi Superjet-100 в сборочном цехе филиала ПАО «Компания «Сухой»
В России — очередное авиапроисшествие. Сегодня в очередной раз сломался очередной Superjet 100 авиакомпании «Азимут». На этот раз не повезло пассажирам рейса A45025, которые должны были вылететь из Сочи в Тель-Авив ещё в девять утра.
Superjet рейса RA-89079 в 12:20 выдвинулся к взлётной полосе, но до неё так и не добрался, вернувшись на место стоянки спустя 20 минут. Пассажиров высадили и вернули в аэровокзал. Было озвучено, что у самолета «техническая неполадка». Об этом сообщает телеграм-канал «Авиаторщина».
Снова «Суперджет»… В Росавиации утверждают, что «самолет готов к эксплуатации». Готов к эксплуатации про постоянных поломках, которые уже устали считать? Готов к эксплуатации после жуткого авиапроисшествия в Шереметьево 5 мая 2019 года, которое стоило жизни 41 человеку?
Только на эту неделю произошло 5 авиапроисшествий с Суперджетом. И — никаких выводов.
Утром 24 ноября экипаж «Суперджета» авиакомпании «Азимут», летевший из Уфы в Красноярск, сообщил диспетчерам о низком уровне жидкости в гидросистеме и запросил буксировку после посадки. Аналогичная проблема возникла у Суперджета «России» на маршруте Санкт-Петербург — Москва.
Через 2,5 часа SSJ-100 «Азимута» загорелся при посадке в Анталье, все пассажиры и экипаж были эвакуированы, никто не пострадал. Остальные два инцидента произошли ночью: в аэропорту Сочи лайнер Red Wings прекратил взлет из-за неисправности, а в Пулково экипаж другого SSJ-100 доложил о поломке конструкции шасси, после чего посадил самолет.
Казалось бы, в «Суперджетах» срочно надо что-то менять. Но вместо этого сегодня Минпромторг объявляет о сокращении поставки двигателей для самолетов SSJ-100, МС-21 и Ту-214 до 2026 года. Авиапроизводители получат только 128 двигателей вместо 192 запланированных до 2030 года.
По версии Минпромторга, в 2025 году планируется собрать 24 двигателя (шесть ПД-8, семь ПД-14 и 11 ПС-90), а в 2026 — 104 (44 ПД-8, 28 ПД-14 и 32 ПС-90). В пресс-службе министерства уточнили, что производство двигателей осуществляется согласно заключенным договорам поставки. Из-за текущего сокращения объемов, министерство планирует наверстать производство в 2027—2030 годах.
Двигатели ПД-8 предназначены для импортозамещенных SSJ-100. Именно на них, казалось бы, сейчас надо сосредоточиться. Но все произошло ровно наоборот.
Почему откладывается производство этих двигателей? С таким вопросом мы обратились в бывшему командиру корабля, специалисту по безопасности полетов Александру Романову.
— У нас вместо двигателей — одни бравурные проекты. Люди, которые управляют авиационной отраслью, по сути развалили ее. Цель у наших чиновников, похоже, одна — показуха. Рапортовали премьер-министру, что до 2030 года выпустят 1000 самолетов, а потом начали это число сокращать, а сроки — откладывать.
«СП»: Что, по-вашему, мешает наладить производство отечественных двигателей?
— Все происходит оттого, что разрушена вся авиационная отрасль, нет производственных мощностей, на авиазаводах — станки 60-х годов прошлого столетия.
Зато распил бюджета, судя по всему, происходит регулярно и успешно. У меня вообще такое впечатление, что наша авиационная отрасль превратилась в золотое дно для чиновников от авиации. И все это — за счет рисков для пилотов и сотен, тысяч людей!
Судите сами: сначала двигатели ПД-8 для аварийных, по сути, «Суперджетов» обещали к 2024 году, а теперь сдвигают сроки якобы «из-за текущего сокращения объемов», на 2027−2030 годы.
Сколько еще авиапроисшествий произойдет за это время? Предполагаю, что много, — резюмировал Олег Романов.
Почему такие проблемы возникают у нас именно с авиационными двигателями? Ведь Россия — авиационная держава, она входит в пятерку стран, которые сами способны производить двигатели для самолетов.
Главный вопрос — по двигателям ПД-8, потому что они должны заменить французский двигатель, установленный на «Суперджетах-100». Самых аварийных и самых, увы, распространенных в нашем отечественном авиапарке.
Почему их не могут срочно выпустить в нужном количестве и почему Минпромторг снова сдвигает сроки их выпуска? С таким вопросом мы обратились к заслуженному пилоту СССР, председателю комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олегу Смирнову.
— Главная причина в том, что двигатель ПД-8 на сегодня не сертифицирован, поэтому его нет в массовом производстве. А без сертификации двигатель не может считаться годным для эксплуатации изделием. На самолет устанавливают только сертифицированные детали.
То, что объемы двигателей ПД-8 сейчас надо сократить, подсчитали непрофессионалы. Они считают, что на ближайшее время хватит зарубежных «Боингов» и «Эрбасов», которые составляют основу нашего авиапарка. И таким образом они сэкономят миллиарды. Но вечно эти зарубежные самолеты летать не будут. На «Суперджете-100» французский двигатель фактически уже выработал свой ресурс. И они все чаще будут выходить из строя.
«СП»: Сколько еще лет мы сможем летать без риска для жизни на том авиапарке, которым сейчас располагает Россия?
— Лет 5 максимум. Но, возможно, и меньше. До 2030 года весь импортный авиапарк точно выработает свой ресурс и будет остановлен. Если в ближайшее время двигатель ПД-8 не будет сертифицирован, мы рискуем остаться вообще без воздушного транспорта. Или с аварийным воздушным транспортом.
«СП»: Когда, по-вашему, реально появятся отечественные самолеты?
— Сначала премьер-министру обещали, что это случится в 2021 году. Сейчас говорят, что к 2030 году. Ни одна программа вовремя выполнена не была. Поэтому никакого доверия обещаниям Минпромторга нет. Чтобы взлетели наши отечественные МС-21 и Ту-214, авиационную отрасль необходимо срочно переводить на мобилизационный режим с персональной ответственностью и отчетностью всех — от слесаря до министра.
«СП»: Вам не кажется, что отставание гражданской авиации объясняется отчасти военными заказами?
— И это тоже. Военные заказы — в приоритете. Их срыв грозит куда более суровыми карами, чем промахи в выпуске гражданских самолетов. На это тоже надо делать скидку. Но без гражданской авиации Россия рискует утратить единство пространства. Поэтому развитие нашей гражданской авиации — проблема политическая, -считает эксперт.
Частично проблемы, конечно, решаются. Так, правительство решило простимулировать отрасль и выделить 3,5 млрд рублей организациям воздушного транспорта, в том числе тем, кто осуществляет полеты из труднодоступных мест по льготным билетам. Об этом сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.
«Субсидии на авиаперелеты в отдаленные районы страны сохранят важные для людей рейсы, потому что без них авиакомпании закроют такие маршруты из-за их нерентабельности, — пояснил «СП» доцент Финансового университета при Правительстве России Дмитрий Журавлев.
— Если не будет помощи государства, билеты сильно подорожают, а число пассажиров уменьшится, что увеличит стоимость таких перелетов еще больше. И тогда маршрут прекратит свое существование. Получится замкнутый круг, который приведет к транспортному коллапсу.
Например, потеряется возможность попасть из Архангельска в Нижний Новгород напрямую. Придется лететь в Москву, и только оттуда потом — в Нижний. Маршрут становится в два раза дороже и длиннее, бьет по карману человека и отнимает его время. Льготы предусмотрены, чтобы не допустить такого сценария".
Ирина Мишина
Комментарии