Европейский саммит в непростых условиях после победы Трампа

На модерации Отложенный

Повестка дня была, но вряд ли кому-то в Будапеште она будет интересна. Доминирующей темой является возвращение Дональда Трампа. Европейцам придется разобраться с этим в первую очередь, считают в дипломатических кругах. Но Будапешт также мог бы стать тем местом, где можно с оптимизмом смотреть на саммит, где можно продемонстрировать способность действовать. Почти 50 глав государств и правительств со всей Европы, собравшиеся на главный саммит Европейского политического сообщества (ЕПС), заняли четкую позицию через два дня после триумфа Трампа. Это было бы одной из возможностей.

Если это и станет реальностью, то в сложных условиях: президент Франции Эммануэль Макрон приедет ослабленным, он вряд ли способен действовать внутри страны. А канцлер Олаф Шольц позволил своей правительственной коалиции рухнуть за несколько часов до саммита. Решающим фактором в споре с отправленным в отставку министром финансов Кристианом Линднером, как говорят, стала тема, которая также будет занимать саммит в Будапеште, а значит, и всех европейцев: как можно финансировать военную поддержку Украины в будущем.

В Будапеште ожидаются 47 глав государств и правительств со всей Европы. Помимо 27 государств ЕС, в них также участвуют такие страны, как Великобритания, Швейцария, Украина и Балканские страны, а также Грузия, Армения и Азербайджан.

Помимо непростых условий для успешного проведения саммита, принимающей стороной выступает премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. На самом деле, это не должно играть большой роли, ведущие на таких мероприятиях остаются в тени и следят за тем, чтобы все прошло гладко. Но Орбан не упустит шанс поставить свою личную повестку дня в центр максимального международного внимания.

Венгр уже давно является общепризнанным другом Трампа, и его поздравления были соответственно пылкими: «Возможно, это величайшее политическое возвращение в политической истории Запада, которого добился Трамп, блестящая победа. Для мира это означает надежду на мир, обрадовался Орбан. Затем последовало заявление: «Мы победим провоенные силы».

С точки зрения Орбана, за войну выступают не русские, а сторонники Украины. Трамп же обещал во время предвыборной кампании, что может закончить войну за 24 часа. Сам Орбан уже пытался сделать это летом. К великому неудовольствию других европейцев, он поручил себе мирную миссию, но без видимого успеха. То, что пошло не так летом, может приобрести другие масштабы после явной победы Трампа на выборах.

Неравномерное распределение бремени помощи Украине

Для европейских дипломатов ось Орбан-Трамп представляет собой разрушительную опасность того, что альянс против Владимира Путина будет зажат с двух сторон: со стороны Вашингтона, где республиканцы в течение нескольких месяцев в этом году смогли предотвратить любые поставки оружия на Украину.

И внутри самого Евросоюза, потому что Орбан сразу после выборов двусмысленно спросил, сможет ли Европа в одиночку взять на себя финансовую и военную поддержку Украины.

Это действительно тот вопрос, который необходимо обсудить в Будапеште, даже если он не стоит на повестке дня. При президенте Джо Байдене американцы предоставили наибольшую часть военной помощи Украине, причем около половины оружия было предоставлено или профинансировано США. Без помощи Вашингтона, как проанализировал новый генеральный секретарь НАТО Марк Рютте вскоре после вступления в должность в октябре, Украина, вероятно, больше не существовала бы как суверенное государство.

А если Трамп резко сократит эту помощь? Или даже вообще отменит? На встрече EPG стоит вопрос – это будет первое испытание на единство на континенте. Что касается военной помощи Украине, то это может очень быстро стать конкретным. Дисбаланс в распределении бремени наблюдается не только в трансатлантических отношениях, но и между европейцами. Только в том случае, если крупные страны, такие как Франция, Италия и Испания, которые до сих пор неохотно предоставляли помощь оружием, будут готовы сделать больше, доля европейцев для Украины может значительно и заметно увеличиться.

Послание единства Москве и Вашингтону

Ведь после победы Трампа они скоординировались быстро: Шольц и Макрон первым делом с утра поговорили по телефону, поздравления были согласованы и отправлены в Вашингтон с очень похожим посланием. Суть в том, что они рассчитывают на хорошее трансатлантическое сотрудничество, уважают американские интересы, но также ожидают взамен уважения к европейским интересам. Последний пункт, скорее всего, будет предостережением против новых таможенных препятствий: если Трамп их установит, говорят в Брюсселе, он должен ожидать чувствительных контрмер со стороны ЕС.

Макрон является изобретателем Европейского политического сообщества. Через несколько месяцев после начала СВО на Украине он запустил новый политический формат. Его рассуждения: исторический долг не только ЕС, но и всех европейских стран – объединиться как сообщество ценностей. Это было задумано как сигнал Путину о том, что они хотят продемонстрировать единство.

Спустя два года речь по-прежнему идет о стойкости против России. Но добавилась и вторая цель, речь тоже идет о единстве в направлении Вашингтона – победа Трампа на выборах обеспечила это и поставила под вопрос трансатлантическое партнерство, которое долгое время считалось безопасным.