«Есть чувство правды в сердце человека...». Интервью с Николаем Бурляевым

На модерации Отложенный

Нина КАТАЕВА:

15 октября к 210-летию поэта в прокат выходит фильм Николая Бурляева «Лермонтов» 

Фильм снят в 1986 году, в октябре зрители увидят отреставрированную киноконцерном «Мосфильм» и студией «Золотой Витязь» совместно с прокатной компанией «Кинотайм» версию поэтического фильма. Охватывающего недолгую жизнь великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841).

Картина показывает становление его характера, драматические столкновения с высшим светом. О непростой судьбе картины мы попросили рассказать сценариста, режиссёра и исполнителя главной роли, депутата Госдумы, народного артиста России Николая Бурляева. Сегодня режиссёр и депутат Госдумы — гость «Камертона».

Н.Катаева: Николай Петрович, ваш фильм «Лермонтов» выходит в прокат спустя почти сорок лет после того как был снят, с какими чувствами встречаете это событие?

Н.Бурляев: С чувством радости, причём, точно с таким, какое испытывал, когда мы делали этот фильм. Да, прошло сорок лет, но фильм выходит к людям, и я этого дождался. Больше всего доволен тем, что идеи, которые заложил в картине, для России вне времени, и новому поколению необходимо постичь их. Молодые люди должны увидеть образ настоящего героя нашего времени, первого офицера российского спецназа, который осознанно пожертвовал своей жизнью за Бога, Отечество и Русское слово. На одной пресс-конференции наше время назвали временем Лермонтова, и я согласен с этим. Конечно, после того как объявлена СВО и практически идёт война, пришло другое время, в котором Россия, как заявил перед всем миром наш президент, встала против мирового сатанизма. Возврат в прошлое, в затаённый либеральный мирок русофобов, невозможен, некоторым чиновникам, руководящим разными отраслями, как бы они не таились, придётся перестраиваться. 

Если бы вы сегодня снимали этот фильм, изменили бы что-то в нём?

- Конечно, когда смотрю «Лермонтова», который существует для меня как данность, вижу, что кое-что сделал бы иначе. Как режиссёру мне не хватило жёсткости, видел же, что одного важного персонажа надо было направить в иное русло, но махнул рукой — пусть так и играет. Моментов этих немного, но они есть, а в основном подписываюсь абсолютно под всем, что сделано. Версию, которую увидят зрители, неправильно называть «осовремененной», это авторская версия, та самая, которую я создавал в 1986 году, и которую бросились уничтожать коллеги, побежавшие впереди так называемой перестройки, и потребовавшие положить фильм на полку. Когда мне предложили сделать поправки, я воспользовался опытом Андрея Тарковского, которого также заставили «править» «Андрея Рублёва», и он якобы «поправил», а на самом деле оставил то, что хотел сделать в первой версии. Также поступил я с «Лермонтовым». 


Пресс-конференции на "России сегодня"


Что же бесило тех, кто требовал расправы над вами и Сергеем Бондарчуком, позволившим снять фильм в его студии?

В сценарии я не прописывал то, что заложил в фильме, понимая, что если скажу о заговоре против Пушкина и Лермонтова, осуществлённом одним и тем же кругом лиц, мне не дадут снять мой фильм. В круге этом значились Нессельроде, состоявший в переписке с Геккереном, «усыновившим» 25-летнего Дантеса при живых родителях, дабы ввести его в общество, где он участвовал бы в писании подмётных писем, травле Пушкина и его убийстве. А дальше те же люди начали вытеснять из жизни Лермонтова. Сегодня фильм более актуален. Тогда он опережал время, и моих оппонентов раздражали слова о том, что у России много врагов. Сегодня это очевидность, да ещё крест на груди Лермонтова бесил моих коллег, когда они судили фильм в Союзе кинематографистов СССР. Элем Климов, который вёл секретариат, сказал тогда: «Вы всё превращаете в судилище». Не могли пропустить этот фильм русофобы и «перестроечные либералы», а они всегда были в нашей стране и в нашем СК. Тогда, при перестройке, они одержали победу. 
Всегда буду благодарен Бондарчуку, которого и не посвящал в то, что снимаю, и только на V съезде кинематографистов, когда начали уничтожать наш фильм, он всё понял. А в зале сидели Горбачёв, Яковлев, Рыжков и слушали, что «Лермонтов» — позор советской кинематографии. Было ужасно стыдно, и я ушёл из зала. Через три дня навестил Сергея Фёдоровича, и за чаем он мне сказал: «Мыкола, вот ты ушёл, а я остался, и поговорил с двумя критиками, обсуждавшими твой фильм, он назвал очень известные имена. Спросил их, видели ли они картину. И одна из дам ответила: «Да, Серёженька, видела, Коля такой чудный мальчик, но он ещё так молод». — А я ей в ответ: «А вы знаете, что это первый фильм, который показал ту силу, которая всем нам жить не даёт?!» — Мне было радостно, что он понял, о чём мой фильм. 

Если коснуться отношения царя к Лермонтову, почему оно было таким резким и нетерпимым, чем объясняются его отказы поэту уйти в отставку и заняться творчеством? Отсылая Лермонтова на Кавказ, он практически отправил его на гибель. 

В стихотворении «1831-го, июня 11 дня» Лермонтов писал: «И не забыт умру я. Смерть моя / Ужасна будет; чуждые края / Ей удивятся, а в родной стране / Все проклянут и память обо мне». Признаю, что здесь, в принципе, есть моя недоработка — в плане оценки действий царя: мол, пусть едет на Кавказ, прочистит там свои мозги и т.п. С этими отношениями нам ещё предстоит разобраться. 

Что вы думаете о дуэли Лермонтова, что там произошло?

Это была не дуэль, а убийство, заговор против поэта. Последние два года жизни его окружал «Кружок шестнадцати» — цифра определённой организации. Как написано в Лермонтовской энциклопедии, они собирались по ночам и говорили обо всём так, как будто Третьего отделения не существовало. То есть тогдашнего КГБ для них не было, я анализировал это. Известный литературовед Юрий Селезнёв говорил мне, что этот «Кружок шестнадцати» был «организацией по ликвидации Лермонтова», но это отдельная тема, и с ней, как и со многим другим, будем ещё разбираться. 
Как я уже сказал, запретную тему — тайного общества, работавшего по вытеснению из жизни наших пророков, мы не афишировали, но в фильме всё есть. Папочку с известными символами понимающие мой намёк сканировали и устроили беспрецедентную компанию травли, даже с Тарковским такого не было. Там был один звонок Суслова, и «Андрей Рублёв» оказался на полке, а «Лермонтова» вся пресса обливала грязью, не печатали ничего положительного, а свои отзывы приносили Арсений Тарковский, Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин, Юрий Бондарев, лермонтоведы, профессура МГУ. Всё блокировалось: мол, Бурляев идеализирует образ Лермонтова, кресты да берёзки…, а где же «немытая Россия»?!

Действительно, стих о «немытой России» до сих пор приписывают Лермонтову, сильнейший фейк, неужели нет силы, способной уничтожить его?

Фейк этот появился через двадцать лет после убийства Лермонтова, и поставщиком его в две редакции был писатель Бартенев. В одной утверждал, что стихотворение ему читал сам Лермонтов, а во второй, что оно списано с подлинника. Но Лермонтов, ушедший в Вечность, уже не мог этого подтвердить, а автографа этого стишка никто никогда не видел. Кем-то из литературоведов «немытая Россия» была внесена в основное наследие Лермонтова, и в наше время можно было услышать, как эти строки, будто бы лермонтовские, цитировались российскими политиками. Однажды их упомянул и наш президент, после чего я сразу же позвонил его советнику и предостерёг от недостоверного утверждения, послав серьезный анализ, развенчивающий фейк. Это бездарные стихи, а слово «немытая» отсутствует в лексиконе поэта, нашли его разве что в одном из его писем, где он говорит о «немытых девках». А вот слово «люблю», «любить» Лермонтов за краткую свою жизнь написал не менее тысячи раз: «Я вижу, что любить, как я, — порок, / И вижу, я слабей любить не мог». В первом томе моего трёхтомника — «Мой Лермонтов» опубликован не только литературный сценарий фильма, но и дневник режиссёра с описанием этой детективной истории, который я вёл шесть лет. Очень ждём оценки картины зрителем. 
Также прошу считать официальным в этом интервью моё — пока устное — обращение к главе Следственного комитета Александру Ивановичу Бастрыкину по поводу необходимости расследования заговора и убийства Лермонтова на так называемой дуэли. Всего один пример. Когда мы снимали фильм, я интервьюировал всех лермонтоведов, в том числе кандидата баллистических наук, полковника бронетанковых войск Виктора Кузенева.

Он ездил на место дуэли с баллистическим прибором, измерял. Оказалось, что наибольший угол наклона там — три градуса, это ровная поверхность, и если бы стреляли прямо, пуля бы и попала прямо в тело, но, как известно, она попала в тело Лермонтова под углом почти 40 градусов, этого не могло быть на ровной поверхности. Обязательно подниму эту тему, я уже обращался к лермонтоведам, и они меня поддержали. А сейчас есть приборы, с помощью которых можно получить ответы на все эти вопросы. Пора открыть истину о заговоре и убийстве пророка России. А убивают пророков одного за другим — Пушкин, Лермонтов, Есенин, Игорь Тальков... Причём на пошлой эстраде убили именно того певца, который пел о России. Убийца уехал в Израиль, откуда, как с Дона, выдачи нет.


З.а.России Дмитрий Золотухин, сыгравший дедушку Миши Лермонтова


Какими Вам представляются отношения Лермонтова с бабушкой и отцом?

Как во многих семьях, в семье Лермонтовых шла борьба за душу маленького человека, один тянул к себе, другой к себе, и бабушка одолела. Она изгнала из имения отца Лермонтова после смерти его матери, поставив условие, что если он не откажется от сына и не уедет, лишит Мишеньку наследства. Отец пожертвовал собой, и травма, которую пережил маленький Лермонтов, осталась у него на всю жизнь: «Ужасная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть», — писал поэт. Бабушка была властная — «мой внук», да ещё имела состояние, так что по-человечески тут тоже всё непросто.

Кого из своих соратников вспоминаете прежде всего, когда говорите о фильме?

Потрясающего художника Виктора Юшина, который построил все декорации. Оператор Олег Мартынов, получив изначально задание, что каждый кадр должен поражать красотой, выполнил его. Художник по костюмам Татьяна Чапаева со своим юным ассистентом Серёжей Стручёвым совершили настоящий подвиг при минимальных средствах. У нас отняли одну серию и половину бюджета, тем не менее мы справились со всеми балами, боями на Кавказе и массовками. За шесть лет в работе над фильмом участвовало до пяти тысяч человек. Директор Александра Демидова, работавшая с Тарковским, Панфиловым, Захаровым, придя в группу, сказала: «Лермонтов — мой любимый поэт», и подтвердила своей работой это признание. Её можно было озадачить: раздобыть к завтрашнему бою при речке Валерик сто всадников и не волноваться, будет ли задание выполнено. 
Над музыкальным оформлением работали молодые специалисты — дирижёр оркестра кинематографии Сергей Скрипка и композитор Борис Петров, с которым мы шесть лет работали над драматургией музыки. И вот представьте его волнение: для оркестра кинематографии он человек новый, а там опытные музыканты, Баха и Моцарта с листа сыграют. Репетируют, и после исполнения первого же номера оркестранты приветствуют 30-летнего композитора. После исполнения каждого номера оркестр приветствовал всё настойчивее. После шестого номера идём с Борисом в оркестр. Немолодой оркестрант спрашивает, много ли ещё музыки. Борис напрягается и отвечает, что один номер. А оркестрант вздыхает: «Как жаль, редко играешь такую хорошую музыку». Когда музыку Петрова я показал Георгию Свиридову, мастер сказал: «Родился новый русский классик». Мне очень жаль, что Борис живёт сейчас во Франции. 
Безмерно благодарен Карену Шахназарову за то, что на «Мосфильме» дали вторую жизнь фильму, отреставрировав его. Благодарен руководителю прокатной фирмы «Кинотайм» Елене Фисенко, выпускающей «Лермонтова» в общероссийский прокат.

Как проявляли себя зрители тех лет?

На родину Лермонтова в Пензу с премьерой фильма поехали группой человек двадцать. Были народные артисты Инна Макарова и Марис Лиепа. Все мы ещё не видели фильма до того момента. И вот сидим, смотрим, и по ходу действия трижды звучат аплодисменты, чувствую, что фильм принимают. А когда вышли на сцену, началась овация, длившаяся минут семь, кто-то утверждал, что пятнадцать. Хлопали, не давая говорить. Потом было обсуждение, и одна женщина сказала, что будет воспитывать своих детей патриотами России на этом фильме.
Я был одним из шести режиссёров, которые хотели делать фильм о Лермонтове. У меня был дебют, а моими конкурентами были известные режиссёры. Но гендиректор «Мосфильма» Сизов сказал: «Делать будешь ты, у тебя лучший сценарий». Соперников не называю, но один из них, ставший с перестройкой секретарем Союза кинематографистов и поднял компанию травли фильма. 

Критиковали вас за многое, в том числе за семейственность, и действительно, кроме того, что вы сыграли главную роль, Наталья Бондарчук сыграла мать Лермонтова, Инна Макарова — бабушку, а ваш девятилетний сын Ваня — поэта в детстве, как отбивались?

Да никак. На одной из пресс-конференций Наталья Бондарчук сказала, что если Чарли Чаплин снимает своих, то это не семейственность, а если Николай Петрович, то да, и я согласен с ней. Кроме того, она заметила, что Бурляевы-Бондарчуки не пирожками торгуют, и в том, что бабушку Лермонтова Елизавету Алексеевну Арсеньеву сыграла народная артистка СССР Инна Макарова, любимая зрителями за десятки своих ролей, она не видит никакой крамолы. А про Ваню, должен сказать, что он мало того, что был очень похож на маленького Лермонтова, не всякий ребёнок так чётко выполнил бы режиссёрское задание, как это сделал Иван. На пробе я попросил его зайти в комнату, сесть за рояль, секунд пять подумать об умершей матери и заплакать. Сказал, что включу музыку Баха, которого Ваня, ученик школы при Консерватории, очень любил. И вот Ваня заходит, садится за рояль, секунд пять сидит задумавшись, и — по его лицу текут слёзы. Я в «Ивановом детстве» так заплакать не мог. Но это — кинопроба, сделает ли он это для фильма? Пришло время снимать: заходит, садится, Бах, пять секунд и вновь — слёзы. Не исключаю, что сказались уроки Льва Дурова, у которого Ваня учился работать перед камерой в «Детстве Бемби».


Рук. дистрибьютерской компании "Кинотайм" Е.Фисенко


Что было самым сложным для вас в исполнении роли Лермонтова, не пируэты ли с лошадью, в фильме вы лихо скачете верхом? 

О нашем фильме говорю, что это шесть лет каждодневного труда с попыткой открыть в себе дух поэта. Во всяком случае, так было для меня. А что касается пируэтов, Лермонтов был уникальный джигит, и все трюки в фильме я хотел делать сам. На лошади и до фильма ездил хорошо, меня в 13 лет на конезаводе посадил в седло Никита Михалков. И придумал я трёхсекундный трюк, чтобы зрители увидели живого Лермонтова, а не каскадёра, в тот самый момент, когда он прочитал известие, что его любимая Варенька Лопухина вышла замуж... Я тогда три месяца тренировался в цирке у блестящего наездника Ирбека Кантемирова. Сказал ему: «Мне нужна лошадь, которая смогла бы пойти в галоп, как только подойду к ней и возьмусь за луку седла». — А такого не бывает, вначале лошадь идёт шагом, переходит на рысь и наконец пускается в галоп... А Кантемиров говорит: «Есть такая лошадь!..» И в кино увидите кадр с ней. Прочитав записку на крупном плане, отхожу к стоящей за спиной лошади, рядом с которой стоит сам Кантемиров, хватаюсь за луку седла, лошадь срывается в галоп, и я вскакиваю в седло. 

В советское время школьников водили на фильмы о героях, вот была прививка патриотизма, как бы всё это возродить?

В Госдуме работаем над этим. Добьёмся законодательно, чтобы детям в школах раз в неделю показывали хорошие фильмы, а потом обсуждали их, писали сочинения. Намечены слушания, на которых предложим список сотни фильмов. 

Что из творчества Лермонтова вам наиболее близко?

Признаюсь, что дорастаю сейчас до одной его вещи. В фильме о Тарковском я утверждал, что смерти нет, и Тарковский об этом писал, хотя мы никогда с ним это не обсуждали. То, что я думал об этом, совпало с тем, что написал он. В его фильме «Жертвоприношение» в последней сцене отец говорит маленькому сыну, что смерти нет, и если бы люди знали об этом, всё было бы иначе. А её действительно нет. И вот читаю у Лермонтова: «Есть чувство правды в сердце / человека, / Святое вечности зерно: / Пространство без границ, теченье / века / Объемлет в краткий миг оно». — И вдруг вижу, что я «испытал» это там, в мире горнем, когда оставлял тело и отправлялся туда душой, и мне в один миг открывалось всё, что было, что есть, и что будет... И Лермонтов писал именно об этом... 

 
Иван Бурляев