"Врать нельзя - молчать преступно"

На модерации Отложенный


На фронте при странных обстоятельствах погибли два русских "штучных спеца". Военблогеры обсуждают, как такое остановить, и говорят: "Врать нельзя - молчать преступно".

"Врать нельзя - молчать преступно" - с такой подачей сейчас в русском сегменте Сети обсуждают гибель в зоне СВО, на фронте, "штучных спецов" (как называют таких особенных профессионалов в своём деле) с позывными "Эрнест" и "Гудвин". Блогеры, журналисты, военные думают, как это остановить

Гибель операторов

Если вкратце (а подробно и нельзя - секретность), то "Эрнест" и "Гудвин" служили в знаменитом отряде операторов БПЛА. Дроноводы были хорошо известны в Сети: часто делились опытом, видео и описанием своей работы. Имели отличный послужной список и перебили уйму украинских националистов и их техники.

Но в какой-то момент, при совершенно странных обстоятельствах, их отряд операторов беспилотников был расформирован, а все уникальные военные специалисты переведены в разряд штурмовиков. А после брошены в бой. Из того боя "Эрнест" и "Гудвин" не вернулись…

Масла в огонь обсуждений этого трагического события подлило и видео, записанное "Эрнестом" и "Гудвином" накануне боя. Они не понимают причин расформирования отряда дроноводов и обижены на командира… Более того, бойцы уверены, что в штурмовики их отправили за правду - дескать, командование их части погрязло в коррупции, дело даже пахло, по их словам, наркотиками.

"Воюйте за Родину, а не за свой карман", - говорит на камеру "Гудвин". Больше он уже ничего никому не расскажет.

Таких примеров много

Ветеран ополчения Даниил Безсонов с ходу вспомнил аналогичные случаи. По его словам, командиры в русских частях нередко пытаются добиться субординации драконовскими мерами, не имея при этом должного контроля сверху в плане несения потерь их подразделениями.

"Злоупотребления командиров будет до тех пор, пока не будет жёсткой ответственности за потери личного состава. К сожалению, таких случаев немало в разных подразделениях", - пишет Безсонов в своём телеграм-канале.

Он вспомнил случай с группой морского спецназа под командованием офицера с позывным "Комендант". Именно он и его ребята перебили украинский десант на Тендровской косе. Но "Комендант", говорит Безсонов, конфликтовал с начальством. А потому награды достались совсем другим людям.

Ещё более схожий случай: в Донецке на штурм отправили группу хакеров, до этого активно и очень эффективно работавших против врага именно в своей области. Они добыли кучу секретной информации. Но были переведены в штурмовики и уже несут потери.

"Всё это знают все. И не только в армии, но и на гражданке. Это подрывает не только боеготовность в войсках, но и влияет на принятие решения подписать контракт потенциальными добровольцами.

Молчать об этом преступно. Ситуация стала тенденцией", - сокрушается Безсонов.

Самодурство в системе?

Автор телеграм-канала WarGonzo военный журналист Семён Пегов "Эрнеста" и "Гудвина" знал лично. Снимал с ними сюжеты, общался. Но призывает не обвинять всех подряд в их гибели.

"Обстоятельства… гибели пока неясны и вызывают много болезненных вопросов, как и неясны мотивы перевода профессионалов воздушной разведки в штурмовые подразделения - этим пусть занимаются компетентные органы. Мы можем сказать только одно: наша армия потеряла один из лучших, полностью автономный расчёт БПЛА. Никто и ничто не будет забыто. Быть воином - жить вечно", - пишет Пегов.

Блогер Юрий Подоляка, так же как и многие военные эксперты, тоже близко к сердцу принял эту историю. Он уверен, что проблема носит не частный, а общий для русской армии характер. Самодурство возводится в систему. Блогер напоминает, что в РККА времён Великой Отечественной войны для борьбы с подобным пришлось пойти на крайне жёсткие меры, но они дали свой результат, пусть и не сразу.

Теперь же, сокрушается Подоляка, в штурмовики отправляют только чем-то провинившихся бойцов, много умничающих, толковых командиров, способных поспорить с командованием. Но так, как это делалось в годы ВОВ, ни с кого из "командиров-мясников" не срывают погоны и не отправляют в те же штурмовые отряды.

"И так победить НЕЛЬЗЯ. Вернее, можно, но цена при этом будет заплачена огромная. А потому с этим надо что-то срочно делать. И при этом я за дисциплину. Но нельзя путать дисциплину и самодурство. Дисциплина приводит к победе, а самодурство - к поражению", - уверен Юрий Подоляка.

Идёт расследование

Я знаю разные истории. И как командир говорил: "Я иду, кто со мной?" И из строя выходили штурмовики-добровольцы. И как бойцы соглашались на должность повара и водителя, лишь бы попасть в штурмовой отряд, в котором по штатке свободных мест не было. Шли на штурм осознанно. В 22-м на штурм отправляли всех подряд от безысходности, латая дыры в линии фронта. Но в какой момент самая тяжёлая и опасная работа вдруг превратилась в наказание?

- задаётся вопросом в своём телеграм-канале военкор "Комсомольской правды" Александр Коц.

В разгар споров вокруг этой истории стало известно, что после гибели "Эрнеста" и "Гудвина" начато расследование. Тот же Подоляка заверяет, что идёт проверка, причём по всем фактам, которые "Эрнест" и "Гудвин" успели изложить в своём последнем видео.