Об оборонных заказах - наболевшее

На модерации Отложенный

Максим Калашников
 
Военпреды, говорите? А МО РФ как?
 
Сперва – исходное сообщение:
 
«Военные представительства на предприятиях ОПК обяжут обосновывать свое мнение о цене госконтрактов
 
Коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации подготовила проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
 
Новый документ более подробно регулирует вопрос заключения о цене на продукцию, которое готовит военное представительство в составе предложения о цене, а именно устанавливает:
 
• порядок выдачи военным представительством заключения о цене;
• сроки выдачи военным представительством заключения о цене;
• какой именно орган власти и в каком порядке будет определять форму заключения о цене продукции;
• обязательное мотивированное обоснование несогласия военного представительства с ценой продукции, предложенной организацией, а в случае применения организацией затратного метода определения цены – мотивированное обоснование причин несогласия с предложенными размерами затрат и обоснования сумм изменения затрат по каждой статье (подстатье) калькуляции единицы продукции со ссылкой на соответствующие нормативные документы…»)
 
МК: господа, военпреды и так дают заключения о цене продукции, ибо сидят на заводах и видят нужды промышленности, как и состояние дел на заводах. Главные проблемы начинаются в ДОГОЗ (Департамент обеспечения гособоронзаказа) и ДАГК (Департамент аудита государственных контрактов) в Москве, в МО РФ. Именно там - главное торможение. Там норовят срезать зарплаты рабочим и инженерам при выполнении ГОЗ (а чой-то у вас заработки выше среднерегиональных?). Там норовят урезать оплату в случае повышения производительности труда на предприятиях. Именно там создана чудовищная бумажная волокита, вынуждающая исполнителей оборонзаказов держать одного клерка на двух производительных работников. ГОЗ стал токсичными деньгами и «уголовно-дело-емким». Прекрасно знаю, как едва не загремели те героические люди, что смогли модернизировать САУ (203-мм) «Гиацинт», сумев возобновить его производство после того, как погибли прежние поставщики – заводы на Украине, в Прибалитке и РФ.
 
 
***
 
Такая система ГОЗ делает практически невозможным дело задействования волонтеров-энтузиастов и частников, создающих прорывные образцы военной техники для нынешней войны («народный ВПК»). Она довела до бешенства главу «Ростеха» Чемезова - https://www.rbc.ru/interview/economics/17/05/2024/664215389a7947dc93772782
 
«У Министерства обороны задача — получить качественное и эффективное вооружение, экономика для военных — дело десятое. Проблем у нас в этом направлении, конечно, накопилось огромное количество. Рентабельность производства продукции у нас сегодня составляет всего 2,28%.
— А должна быть?
— Минимум 5%, а вообще от 5 до 10%. С текущим показателем рентабельности трудно развиваться. Мы создаем новую современную технику, только если Министерство обороны нам выделяет на ОКР или НИОКР прямое финансирование. Без этого многие предприятия находятся в состоянии «лишь бы выжить»…»
 
«Многие директора оборонных предприятий просто не заинтересованы повышать производительность. Потому что, если он добьется сокращения расходов на производство той или иной продукции, со следующего года ему Министерство обороны поставит ту цену, которую он достиг. То есть если он будет делать все, чтобы сэкономить, и сэкономленные средства направит на какие-то свои нужды, ему скажут: «Нет, я все это забираю». Поэтому мы хотим встретиться с новым министром [обороны] и поговорить о том, чтобы все-таки не от достигнутой себестоимости рассчитывать стоимость контрактов, а на какой-то период дать возможность сохранить те средства, которые предприятие сэкономило. И эти средства нужно направить на развитие производства, на создание новой современной техники…»
 
«Понятно, что просто взять кредит под 18–19%, а то и под 20% — это бессмысленно. Понятно, что ни одна компания этот кредит не вернет. И банки это прекрасно понимают. Поэтому все кредиты, если мы берем под производство нашей продукции, под гособоронзаказ, — это, как правило, при условии субсидирования со стороны государства процентной ставки либо это льготный кредит наших банков, в пределах 5–6%. Только так…»
 
«— Частные собственники эффективны в сфере ВПК?
— Конечно. «Ростех» не является монополистом. Головные производители — у нас, но дальше идет огромная «юбка» компаний, которые занимаются производством и материалов, и комплектующих всевозможных. А это, как правило, частные предприятия…»
 
***
 
Вывод: может, сперва не военпредами нужно заниматься, а наведением порядка в системе оборонного заказа и в МО РФ?