Урок Торы
На модерации
Отложенный
Читая Хумаш (Пятикнижие), некоторые из учеников, только что приступившие к учебе, пренебрежительно относятся к любым сведениям, полученным из толкований (мидрашей) приводимых учителем. Дескать, все это «притянуто за уши», а поэтому не надо знать ничего, кроме того что написано в тексте.
Но умеем ли мы правильно читать? Может быть, Мидраш (толкование) основывается на том, что написано в тексте, только мы не умеем получить эту информацию?
Вот один из примеров.
В 28 главе книги Берешит (Бытие), начиная с 5-го стиха и дальше, читаем: «И отослал Ицхак Яакова, и пошел тот в Падан-Арам к Лавану… Увидел Эсав, что Ицхак, благословив Яакова… приказал ему не брать жену из кенаанских дочерей… Понял Эсав, что дочери Кенаана противны Ицхаку, его отцу. И пошел Эсав к Ишмаэлю, и взял себе в жены Махалат, дочь Ишмаэля, сестру Невайота».
Простой текст, простая история.
Из того, что сказали Ицхак и Ривка Яакову, понял Эсав, что не следует также и ему жениться на кенаанках. Пошел и женился на близкой родне — на дочери Ишмаэля, своего двоюродного дяди, сына Авраама. Уж против такого брака Ицхак точно возражать не будет. (Так рассуждал Эсав.)
Не будем заниматься глубокими вопросами — в чем виноват Эсав, каким образом в этом эпизоде проявился его характер. Будем говорить только о самых простых вещах.
Например, почему написано «Махалат, дочь Ишмаэля, сестра Невайота»? Любой, кто читает Тору, не уча ее, не пытаясь найти в ней ответы на вопросы, диктуемые жизнью, читая ее, как читают художественную литературу, ответит: написано и написано, никакой особой информации здесь нет.
Посмотрим, верно ли это.
Итак, почему написано «сестра Невайота»?
Из предыдущих глав известно, что первенца Ишмаэля звали Невайот (см. 25:13).
Зачем Тора второй раз говорит об этом?
Кому вообще нужна информация о том, как звали детей Ишмаэля, если в целом Тора рассказывает о родословной еврейского народа? Оказывается, из этой незатейливой фразы можно извлечь весьма полезные сведения.
Во-первых, отсюда следует, что Яаков, перед тем как прийти к Лавану, 14 лет проучился в ешиве (духовная школа) Эвера, потомка Ноя, спасшегося от вод Потопа.
Во-вторых, в свою очередь из того факта, что Яаков много лет провел в ешиве, прежде чем создать семью и произвести на свет 12 сыновей, — из этого простого факта следуют практические указания, касающиеся нашей с вами жизни.
Но рассмотрим все по порядку.
Откуда известно, что Яаков 14 лет учился в единственной ешиве того времени?
Об этом можно узнать не заглядывая в Мидраш.
Когда в Письменной Торе сообщается, что кто-то взял в жены дочь кого-то, обычно приводятся и имя жениха, и имя невесты вкупе с именем отца, который ее выдает замуж.
Если отец умер, то приводится имя ее брата, который выдает ее вместо отца.
Поскольку в нашем случае приведены два имени — и отца, и брата, — следует, что выдавали ее оба, т.е. Эсав договорился о браке с Ишмаэлем, но тот вскоре умер, так что ввел ее под свадебный шатер уже брат.
Итак, видим, что Ишмаэль умер в том же году, когда Эсав женился на Махалат, дочери Ишмаэля.
Еще мы знаем, что женился Эсав сразу как только услышал, что Ицхак отправляет Яакова в Падан-Арам (см. начало статьи). Следовательно, Яаков покинул родной дом в год смерти двоюродного брата своего отца, Ишмаэля.
Ишмаэль прожил 137 лет (см. 15:17).
Ему было 14 лет, когда Сара родила Ицхака. Откуда это нам известно?
Авраам обрезался сам и сделал обрезание Ишмаэлю, когда тому было 13 лет (17:25). Через год родился Ицхак, как и было обещано Аврааму посланцами, гостившими у него на третий день после его обрезания (18:10 и 21:2).
Значит, Ишмаэль старше Ицхака на 14 лет. Когда он умер, Ицхаку было 123 года.
Зная, сколько лет было Ицхаку при рождении Яакова и Эсава (ровно 60 лет, см. 25:26), получаем, что в год смерти Ишмаэля Яакову и Эсаву было по 63 года.
Итак, факт первый: Яаков покинул дом отца и пошел в Харан к Лавану в возрасте 63 лет.
Яаков прожил в доме Лавана в общей сложности 20 лет:14 лет, работая за жен, дочерей Лавана, и 6 лет, работая за скот (31:41).
Как только родился первенец Рахели, Йосеф, Яаков решил возвращаться домой (30:25). Из его разговора с Лаваном (гл.30), видно, что Йосеф родился на исходе 14-го года пребывания Яакова в доме тестя.
Вычислим, сколько было лет Яакову, когда появился Йосеф. Так мы узнаем, в каком возрасте пришел Яаков к Лавану.
Яакову было ровно 130 лет, когда он вместе с семьей спустился к Йосефу в Египет (47:9).
Сколько лет тогда было Йосефу? Египтом он стал править в 30-летнем возрасте (41:46).
Прибавим к ним 7 лет урожая и 2 года голода.
Получается, что Йосефу было 39 лет, когда он встретил пришедшего к нему отца.
Вычитаем 39 из 130, получаем, что в момент рождения Йосефа его отцу исполнился 91 год.
К Лавану же он пришел за 14 лет до этого, т.е. в возрасте 77 лет.
Это второй факт. (Все расчеты взяты из комментария Раши на приведенный в начале стих Торы.)
Итог: Яаков покинул Ицхака в 63 года, а пришел к Лавану в 77.
Что он делал 14 лет? Мидраш отвечает — учился.
Обратите, внимание, не Мидраш сообщает нам, что он 14 лет провел у Эвера в ешиве, а сама Тора.
Мидраш только поясняет, чем он занимался все это время.
Итак, из простой фразы, что Эсав взял в жены сестру Невайота, мы извлекаем важные сведения. Яаков 14 лет учился!
А теперь самое время вспомнить, что Тора, рассказывая о наших праотцах, показывает, как следует поступать нам.
Перед вступлением в брак ты должен уделить серьезное время занятиям Торой.
Имея семью, придется заниматься насущными вопросами — и тогда будет трудно выкроить час-два в день для постоянного урока по Торе.
Об этом знают все отцы, отдавая сыновей — до женитьбы! — в серьезные ешивы или посылая их учиться в Израиль. Так надо поступать и нам.
Комментарии
Интересно, особенно о возрасте.
Неожиданные выводы.
Отцы и матери, которые делают Бога первым в своих семьях и учат своих детей, что начало мудрости - страх Господень, прославляют Бога перед ангелами и людьми, представляя миру хорошо организованную, дисциплинированную семью - семью, которая любит Бога и повинуется Ему, но не восстает против Него. Христос близок этим семьям; дом носит Его имя, в нем Он почитается и прославляется. Ангелы радуются в доме, где верховным правителем является Бог и где детей учат уважать религию. Библию и своего Творца. Такие семьи могут претендовать на обетование: «Тех, кто чтит Меня, и Я почту». Из такого дома отец идет исполнять свои ежедневные обязанности с духом, смягченным и покоренным общением с Богом?.
Лишь присутствие Христа может сделать людей счастливыми. Все воды жизни Христос может обратить в небесное вино. Тогда дом становится, как блаженный Едем, семья - как прекрасный символ небесной семьи10.