«Жертва аборта», или главные мифы российского родовспоможения

На модерации Отложенный

 

Миф первый: «Роды – это лотерея».

Какое смирение, не правда ли? Так говорят те, кому вдруг повезет именно с врачом (его квалификацией, настроением, а также вообще с его наличием или отсутствием во время родов рядом). Так говорят те, кому вдруг повезет во всем – роды будут стандартные, вес ребенка будет соответствовать ширине таза, здоровье матери будет в норме и врачу останется говорить: «дыши» и «тужься».

А может не повезти. Может все пойти не так. Вариантов тут – тысячи. И вот именно здесь роженице необходим хороший специалист.

Например, что нужно было сделать медикам, чтобы идеальная по всем показателям беременность двойней (все до единого анализы в норме, хороший гемоглобин, активные шевеления, прекрасные сердцебиения), относимая всегда, тем не менее, к группе риска, чуть не закончила в родах гибелью одного из детей?

Отвечаю:

1. ошибиться, как минимум, в трех УЗИ из пяти, которые не показали критической разницы в весе детишек (почти в 1 кг!!!). УЗИ делал «лучший» специалист в городе,

2. не принять никаких мер к ускоренному родоразрешению (в 38 недель, когда стало известно о СФФТ - синдроме фето-фетальной трансфузии, или внутриутробной конкуренции, при которой один плод питается за счет другого) в течение целых 10 дней,

3. вынужденно применить вакуум в ходе родов для извлечения первого плода, поскольку головка застряла в родовых путях и находилась там в течение нескольких часов. Страдал плод, страдала мать, страдал второй плод.

Согласие на вакуум (его краткий смысл: «если что не так, претензий не имею») роженице подсунули прямо на кресле, когда, после 5 часов безуспешных схваток, она была уже почти не в себе. И она подписала. И если бы малыш погиб, вся бригада была бы в шоколаде.

Ребенок выжил. Он заработал внутренние и внешние гематомы, затяжную желтуху и другие проблемы. Это – результат идеальной беременности матери (этому есть все документальные подтверждения), которая 9 месяцев заботилась о своем здоровье и здоровье будущих детей. Она не пошла в суд, она не стала жаловаться в горздрав – с двумя детьми, один из которых нуждался еще и в поправке здоровья, ей и так было не поднять головы. Но, по ее словам, все равно этой «мафии» ничего бы не сделали: при поступлении в роддом каждая женщина подписывает согласие с методами ведения беременности и лечения в данном учреждении. Вот так. То есть мы заранее согласны на мучения и гибель наших детей.

Миф второй: «Встретилась первый раз с парнем – готовься к боли».

Это – буквальная цитата одной акушерки, которую я слышала лично.

В первом мифе еще советской, а теперь и российской медицины родовспоможения идеология проста: женщина всегда виновата во всем. А боль ей завещал еще сам Бог. Поэтому сегодня, несмотря на наличие качественных обезболивающих препаратов (которые показаны большей части женщин), никто из медиков палец о  палец не ударит, чтобы чем-то вам помочь. Женщинам ставят жидкую но-шпу, от которой появляется железный привкус во рту и жар в сердце, но не появляется никакого обезболивания. Когда спрашиваешь, почему не стало легче, отвечают: так роды – это же боль.

Во всем мире есть средства, позволяющие женщине рожать с минимальным дискомфортом и уменьшить страдания.* Возможно, при таком подходе количество родов увеличилось бы в разы. Но долой мечты. Только представьте: вы в родовом блоке обычного роддома, идут тяжелые схватки. Вы смело так говорите акушерке – хочу эпидуральную анестезию! Имею право! Противопоказаний нет! Ответ можете себе представить.

Антимиф: «Предел компетентности»

Здесь самое время вспомнить о науке управления. Главный принцип, выведенный некогда Л.Питером («Принципы Питера»), гласит: «В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности». Это значит, что человек, работник, некогда профессионал, доходит в своем пути до предела компетентности. Он начинает движение назад: в этой точке невозврата он не может справиться с рабочими задачами, которые вывели бы его на новый уровень профессионализма. Не может принимать решения, вести переговоры, разрабатывать новые схемы и т.д. и т.п. Не может принять сложные роды. Потому он перестает быть профессионалом и остается на этой должности бесконечно долго, без возможности карьерного роста. В идеале он должен покинуть  систему.

В наших роддомах все не так. Там работают не те, как классически полагал Питер, кто еще пока компетентен, а однозначно некомпетентные люди. Иными словами, за достаточно большое время – примерно за 20 постперестроечных лет – большинство должностей в иерархической системе родовспоможения заняты некомпетентными сотрудниками. Это факт. Однако дальше у Питера система естественным образом прекращает своё существование, так как в ней никто не будет работать нормально. На практике, конечно, чаще всего остаются люди, не достигшие еще предела своего профессионального развития – они-то и тянут на себе всю махину, принимают решения, стараются думать и предвидеть, а не работать автоматически, насколько хватает его никогда необновляемой версии программы.

Но эти сентенции – не про врача-акушера. Он  – демиург. Он творит в процессе работы, позволяя Человеку появиться на свет. Он должен каждый раз принимать нестандартные решения, т.к. одинаковых родов не бывает. Поэтому в простых и стандартных случаях предел компетентности не ощущается.

Предел компетентности акушера-гинеколога означает невозможность адекватно сработать в сложных родах.

В соответствии с принципом Питера - пределом компетентности - ответственность в нашей гинекологии и акушерстве, как и во всех других сферах, перекладывается с одного на другого. Удивительно, что кто-то вообще роды принимает – там просто дальше уже переложить не на кого. Из районной женской консультации стремятся как можно быстрее спихнуть в роддом. Там говорят: куда вы так спешите? Придете, когда приспичит. Но, если быть честными, от шанса упрятать в дородовую патологию роддома никогда не откажутся – за каждый день лежания будущей матери страховые компании осуществляют финансирование. Оно там – царь и бог.

Принцип Питера сработал и в истории про близнецовые роды. Как справедливо заметил в одном интервью д.м.н., профессор В.Н. Демидов,** великие возможности УЗИ в акушерстве ограничиваются «человеческим фактором» – надежность результата исследования зависит от квалификации специалиста и качества аппарата. Настоящим диагностом можно стать лишь в результате многолетней практики в крупном медицинском центре, где есть возможность «встречи» с самыми разными клиническими случаями. Что это, как не иллюстрация предела компетентности? Только ценой могла бы стать жизнь  или жизни. В других роддомах по всей России так и происходит – женщины успешно вынашивают, а затем успешно хоронят своих детей, погибших в родах или незадолго до них.

Также и с обезболиванием. За рубежом женщине ставят эпидуральный катетер, как только она поступает в родильный зал. Без этого она не рожает. Это стандарт. Но эпидуральная блокада – дорогостоящая манипуляция. К тому же для ее выполнения требуются  высококвалифицированные и специально обученные специалисты. Где они у нас, ау?

 

Кто-то скажет: так такой бардак у нас везде. Да. Но речь идет о появлении детей на свет. Я думаю, здесь ни у кого не возникнет вопросов: так быть просто не должно.

Кто-то скажет: выбирали бы платную клинику или отдельно договаривались на платное (читай – неофициальное) ведение родов с врачом, который, по слухам, еще ничего (что-то умеет). Отвечу: а у многих есть эти лишние деньги? У меня лично не было, ад и сколько с новорожденным предстоит трат! И до каких пор мы будем баловать рублем некомпетентных врачей? Разве это как-то повысит их профессионализм?

Поэтому на вопрос, что делать и как быть, я могу ответить так.

Первое – не рожайте. Это не шутка. Многие, родив одного ребенка через боль и безразличие врачей, никогда не решатся на второго. А особенно чувствительным хватит и чужих страданий, чтобы не захотеть своих. И я таких людей знаю. Потому что ответственность за появление дитя на свет в нашей стране, как показывает практика, несет, в конечном итоге, только мать. Врачи всегда найдут оправдания.

Второе – перепроверяйте врачей всегда и во всем. Вот уж на это действительно не стоит жалеть последних денег. Делайте УЗИ у разных специалистов и в разных местах. Пересдавайте анализы, особенно если в них содержатся «приговоры» вашему будущему ребенку (типа синдрома Дауна – огромное количество ошибок перинатального скрининга связано с этим, и соответствующее число абортов идет именно после этого диагноза).

Третье – копите деньги на роды за рубежом.

 

К чему это я все пишу? Да к тому, что дети – это не безликая масса, на каждую единицу которой просто положен родовой сертификат, а на каждого второго - материнский капитал. Это не средство погашения ипотеки и увеличения статистических показателей. Это маленький божественный огонь, который разгорается по мере того, как ребенок растет. Принять роды правильно – это хотя бы не затоптать искру.

 

Предвижу, какой шквал негатива обрушат на меня медики или те, кому повезло пройти роды без проблем. Но если вы лично не столкнулись с проблемой – это не значит, что ее нет.



* 90 % женщин испытывают достаточно сильную боль в родах. А это неблагоприятно действует как на маму, так и на ребенка. При сильной боли у мамы вырабатывается гормон стресса катехоламин, который отрицательно влияет на сократительную деятельность. В результате схватки оказываются неэффективными, то есть не происходит раскрытия шейки матки. И второе, что пагубно воздействует на ребенка: сильная боль приводит к гипоксии плода.

 

 

 

** Руководитель отделения функциональной и ультразвуковой диагностики Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН