Терроризм бедных сменяется терроризмом среднего класса

На модерации Отложенный



Привычный портрет террориста как человека плохо образованного и низкого социального статуса устарел, уже прошло достаточно лет, чтобы говорить о новой тенденции — терроризм бедных сменяется терроризмом среднего класса, говорит исламовед Ахмет Ярлыкапов. Когда ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) начала активно вербовать людей на Северном Кавказе, в Дагестане исследователи обратили внимание на то, что уезжали очень грамотные, с университетским образованием люди, продолжает эксперт. По официальным данным на начало 2017 года, из Дагестана в ИГИЛ уехали 1,2 тыс. человек. Молодые люди на фокус-группах поднимали вопрос социальной справедливости, эмоционально говорили про коррупцию и «стеклянный потолок». Это были грамотные и рефлексирующие люди, и они тоже оказались подвержены пропаганде ИГИЛ. Так что уже несколько лет к террористической деятельности примыкают люди, которых напрямую не касаются проблемы, против которых они восстают, резюмирует эксперт, — РБК.

 

Комментарий: Анатолий Несмиян

Запрос на социальную справедливость - один из сильнейших мотивирующих запросов. В обществе с отключенной социальной мобильностью терроризм становится модусом операнди людей все более высоких страт, которые понимают невозможность продвижения по социальной лестнице, наглухо забитой бессменной правящей номенклатурой и их отпрысками. 
 В России, кстати, уже появился специальный термин, обозначающий второе поколение воровской касты - «принцы». 
 Когда терроризм «умнеет», это говорит только о тяжелейшей болезни и общества, и деградации государства, чьи механизмы разрешения социальных противоречий перестают работать. 
 При этом ситуация самовоспроизводящаяся, так как истребление самих террористов никак не устраняет причины, порождающие их появление. Более того - терроризм - это удел альтруистов в отличие от криминала, куда идут люди со схожим психическим типом, но заточенные на извлечение корыстной выгоды. А с альтруистами договориться невозможно в принципе - их этическая картина мира кардинально не совпадает с этикой правящего класса, тем более, что правящий класс представлен в основном криминальными личностями, заточенными исключительно на шкурные интересы.