Что думают россияне об эвтаназии и готовы ли наши медики проводить процедуру

На модерации Отложенный

Приветствую симпатичнейших обитателей Ньюсленда.

В третье воскресенье июня в России отмечается День медицинского работника. Наши поздравления всем причастным к профессии!

Однако тему для обсуждения я сегодня выбрал весьма спорную. Она имеет прямое отношение к медицине, но в то же время может служить критерием для оценки состояния общества с точки зрения этики и морали.

Речь об эвтаназии. Сомневаюсь, что кто-то впервые слышит это слово. Но на всякий случай поясню: эвтаназия – это процедура, когда человеку помогают безболезненно уйти из жизни, если он сам того пожелал из-за невыносимых страданий при неизлечимой болезни.

Отношение к эвтаназии в России

Сразу скажу, что активных дискуссий о легализации эвтаназии в российском обществе не ведётся.

Однако в 2019 году ВЦИОМ проводил опрос, и выяснилось, что половина россиян считает допустимым разрешить эвтаназию безнадёжно больным людям. Особенно в случаях, когда болезнь связана с неимоверными физическими страданиями.

При этом общество категорически против того, чтобы такое право было предоставлено всем желающим после 60 лет независимо от состояния здоровья.

В пользу эвтаназии для пожилых без всяких условий высказались лишь 12% респондентов, и больше всего сторонников добровольного самовыпиливания пенсионеров оказалось почему-то среди хорошо обеспеченных людей (20% от всех проголосовавших «за»).

Абсолютно не приемлют россияне в случаях, не связанных с медицинскими показаниями (из-за материальных трудностей, например, или несчастной любви).

Аргументы за эвтаназию

Сторонники легализации добровольного ухода из жизни с помощью медицинской процедуры утверждают: у человека в безнадёжной ситуации, когда болезнь неизлечима, а страдания невыносимы, должно быть право выбора.

Он должен знать, что в любой момент вправе прекратить собственные мучения и освободить родственника от не менее тяжёлых психологических мук.

Эвтаназия по отношению к такому человеку – это акт милосердия и проявление гуманизма, потому что позволяет ему безболезненно и легко отойти в мир иной.

А кроме того, легализация эвтаназии позволит полностью искоренить так называемые убийства из сострадания. В России ежегодно происходят случаи, когда родственники сами решаются прекратить страдания близких, и в итоге становятся преступниками. Как это случилось, к примеру, с бывшим полицейским в подмосковном Орехово-Зуево, задушившим собственную мать.

Женщина страдала от тяжёлой формы рака, мучилась от сильнейших болей, не могла себя обслуживать и дважды пыталась совершить суицид. В конце концов сын, который ухаживал за ней в одиночку, не смог больше переносить её страданий, и согласился помочь уйти из жизни.

И это, к сожалению, не единичный случай.

В числе аргументов в пользу легализации эвтаназии ещё и экономические плюсы, как бы цинично это ни звучало. Так, сторонники этой идеи говорят: чем раньше неизлечимо больные покинут этот мир, тем больше ресурсов будет для лечения пациентов, у которых есть шансы на выздоровление.

А ещё, говорят они, вернутся на работу люди, которые раньше вынуждены были месяцами, а то и годами ухаживать за беспомощными и смертельно больными родственниками.

Аргументы против эвтаназии

Противники легализации эвтаназии уверены: стоит, что называется, приоткрыть ворота, как очень скоро они распахнутся настежь.

Другими словами, со временем список ситуаций, в которых разрешено будет добровольно прибегнуть к «высшей мере» для себя, неизбежно расширится.

В конце концов, такие прецеденты уже есть в странах, где эвтаназия узаконена.

В Канаде, например, добровольно уйти из жизни предлагают инвалидам, у которых нет смертельных заболеваний. Люди просто жалуются на бытовые неудобства, а им в ответ официально предлагают инъекцию, которая навсегда избавит от проблем.

Такой же подход там и к малоимущим: нет денег на жизнь – воспользуйся возможностью бесплатно расстаться с ней.

А в Нидерландах решили, что депрессия – вполне себе причина, когда можно выписать путёвку на тот свет, как это было в случае с 29-летней Зорайе тер Бек. Девушка жаловалась на дискомфорт в общении с людьми из-за психического расстройства и вообще на разочарование в жизни. И ей одобрили самоубийство с помощью врача.

Противники эвтаназии, кроме того, беспокоятся, что недобросовестные родственники начнут давить и принуждать своих близких к согласию на эвтаназию.

Ну а что? Вполне может быть.

Кто-то устал тратить свои лучшие годы на уход за тяжелобольным, а кто-то на наследство рассчитывает.

А ещё нельзя исключать врачебной ошибки. Неблагоприятный медицинский прогноз не всегда сбывается, и многие с этим сталкивались. Иногда бывает достаточно поменять схему лечения, чтобы больной если не на поправку пошёл, то хотя бы оказался в стадии длительной ремиссии. А вот из могилы выхода уже точно нет.

Религиозные люди ещё указывают на недопустимость самоубийства. И в исламе, и в христианстве это самый тяжкий грех.

Готовы ли российские медики проводить эвтаназию

В 2020 году среди медработников в России был проведён опрос об их отношении к эвтаназии. В исследовании поучаствовали около 5 тыс. врачей разных специальностей.

Выяснилось, что сторонниками эвтаназии являются 58% респондентов.

При этом 43% из них сами не готовы принимать решения и проводить процедуру.

Способствовать добровольному уходу пациентов мир иной решились бы 31% врачей.

Ещё 19% опрошенных медиков из сторонников эвтаназии готовы одобрить «заявку на смерть», но не желают проводить такую процедуру.

Аргументы, которые выдвигали в пользу легализации эвтаназии врачи, сводились чаще к желанию избавить пациента от мучений.

Кроме того, медики считали правомерной эвтаназию, когда человек фактически не живёт, а существует на положении «овоща» лишь за счёт аппаратуры и медикаментов.

Некоторые упоминали ещё, что поддерживать жизнь на стадии умирания и в вегетативном состоянии – это очень дорого.

Помнится, святитель Лука называл врачевание первым из дел милосердия. Но можно ли считать милосердием, когда тяжело больной человек долго и мучительно умирает, не имея права прекратить свои страдания?