Чем речь неандертальцев отличалась от нашей?

На модерации Отложенный

Неандертальцы (Homo neanderthalensis) остаются центральным звеном в дебатах о природе рода Homo (широкая биологическая классификация, к которой относятся люди и их родственники). 

У нас с неандертальцами был общий предок около 600 000 лет назад. Они эволюционировали в Европе, в то время как эволюция людей проходила в Африке. Неандертальцы вымерли около 40 000 лет назад. Мы населили мир и продолжаем процветать. Одной из причин такого разного исхода ученые считают различия в языке и мышлении. Чтобы это произошло, наш вид должен был отличаться от неандертальцев архитектурой мозга.

Некоторые эксперты интерпретируют скелеты и археологические свидетельства как указывающие на такие глубокие различия. Другие считают, что их не было. А некоторые придерживаются промежуточной позиции.

Разногласия неудивительны, так как сложно вывести нематериальные данные из материальных останков. К счастью, недавние открытия в археологии и других дисциплинах добавили несколько новых частей к этой головоломке, позволив составить достоверную картину разума неандертальцев.

Новые анатомические данные указывают на то, что у неандертальцев были голосовые и слуховые пути, почти не отличающиеся от наших. Значит анатомической точки зрения они были так же способны, как и мы, к общению с помощью речи. Открытие генов неандертальцев у нашего собственного вида указывает на многочисленные эпизоды межвидового скрещивания, что подразумевает эффективную межвидовую коммуникацию и социальные отношения.

Но данные нейробиологии и генетики дают убедительные доказательства лингвистических и когнитивных различий между H. neanderthalensis и H. sapiens.

Цифровая 3D-реконструкция мозга неандертальца, созданная путем деформации мозга H. sapiens и встраивания его в слепок мозга (эндокаст) неандертальца, указывает на существенные различия в структуре. У неандертальцев была относительно большая затылочная доля, которая отводила больше мозгового вещества для обработки изображений и делала его менее доступным для других задач, таких как речь.

У них также был относительно небольшой мозжечок другой формы. Эта подкорковая структура, насыщенная нейронами, способствует выполнению многих задач, включая обработку речи. 

В 2016 году было сделано открытие, что мы храним слова, или, скорее, понятия, которые мы ассоциируем со словами, в обоих полушариях мозга и в кластерах, или семантических группах, похожих понятий в мозге. Это важно, потому что, как мы увидим, способ, которым эти группы идей связаны – или нет – вероятно, отличался у H. sapiens и неандертальцев.

Скорее всего, первые слова были произнесены Homo erectus около 1,6 миллиона лет назад. По мере того, как эти типы слов передавались из поколения в поколение, появлялись произвольные слова и правила синтаксиса, обеспечившие ранних неандертальцев и H. sapiens эквивалентными лингвистическими и когнитивными способностями.

Но, по мере того, как оба вида продолжали эволюционировать, они расходились. Мозг H. sapiens приобрел сферическую форму благодаря нейронным сетям, соединяющим то, что раньше было изолированными семантическими кластерами слов. Но в мозгу неандертальца они так и остались изолированными. Итак, хотя H. sapiens и неандертальцы обладали эквивалентными способностями к словам и синтаксису, они, по-видимому, по разному хранили идеи в семантических кластерах в мозге.

Связав различные кластеры в мозге, которые отвечают за хранение групп понятий, наш вид обрел способность мыслить и общаться с помощью метафор. Это позволило современным людям провести грань между совершенно разными понятиями и идеями.

Возможно, это был самый важный из наших когнитивных инструментов, позволяющий нам придумывать сложные и абстрактные концепции. В то время как базовые слова и синтаксис были общими для H. sapiens и неандертальцев, метафора изменила язык, мышление и культуру нашего вида, создав глубокую пропасть с неандертальцами. Они вымерли, в то время как мы заселили мир и продолжаем процветать.