Ценой в Аляску - во что обошлись России железные дороги и дворцы в Италии...

На модерации Отложенный

Долгое время среди историков велись споры, куда же все-таки делись деньги, которые Россия получила за продажу Аляски? Версий было великое множество, от "разворовали", до "ничего не заплатили"...

Точка в вопросе была поставлена в 2004 году, когда в журнале "Американский ежегодник", в 2002 номере, на страницах 291-292 была опубликована статья за авторством доктора исторических наук Александра Юрьевича Петрова, которая так и называлась: "Деньги, полученные от продажи Аляски США, пошли на железнодорожное строительство в России", - историк с документами в руках объяснил, куда и сколько ушло денег, вырученных от продажи огромной территории на американском континенте.

Что примечательно, финансировалась публикация в журнале за счет президентского гранта, о чем в журнале стоит особая пометка.

Замок Вальроз в Ницце, поглотивший часть денег от продажи Аляски.Замок Вальроз в Ницце, поглотивший часть денег от продажи Аляски.

На самом деле лично у меня вопросов нет, это на счет того, куда пошли деньги. Документ предоставленный Петровым сомнений не вызывает, он хранится в ГАРФ (Ф. 565. Оп. 3. Д. 17843. Л. 9.). Другой вопрос какая часть из этих денег действительно оказалась рельсами и шпалами, а что утекло в карманы эффективных менеджеров той эпохи.

Дело в том, что по самому чудесному совпадению, человек, занимавшийся сделкой по продаже Аляски, я говорю о министре финансов Михаиле Христофоровиче Рейтерне, занимался и распределением этих средств на строительство железных дорог.

А вот тут наступает то самое, интересное...

Не секрет, что Павел Григорьевич фон Дервиз (Дервизе), которого сейчас все называют меценатом, концессионером и строителем железных дорог в России, был, о чудо, школьным другом министра финансов Михаила Рейтерна.

Под его давлением и влиянием, строительство железных дорог было передано из государственного ведения частным компаниям. На кабальных для российской казны условиях.

Если кратко, то смысл был в следующем: казна гарантировала концессионерам их прибыль. Изначально определялась норма дохода, который должна была приносить железная дорога, после чего из казны поступало финансирование на ее строительство, а так же.., покрытие всех недоимок до установленной нормы прибыли...

В итоге это выглядело следующим образом, яркий пример: до начала строительства Уральской железной дороги была определена ее доходность в четыре миллиона рублей в год. Сумма была завышена более чем кратно, т.к. по факту железная дорога едва ли приносила в год триста тысяч рублей.

Но это не стало проблемой для "строителя железных дорог", которому современные монархисты поклоняются и ставят его в пример.

Согласно договору подписанному министром финансов со школьным товарищем, все недоимки концессионеров возмещались из казны. Тоже самое было и с другими железными дорогами, построенными Дервизе: Рязанско-Козловской, Курско-Киевской, Московско-Рязанской.

Впоследствии Сергей Юльевич Витте, министр финансов России писал, что Дервизе, цитирую: "нажил огромное состояние, после чего бросил службу в России, уехал в Италию, построил там дворец, вёл разгульную жизнь и совсем от этой роскоши рехнулся"...

И все это за те деньги, которые он попер из России.

Вот вам и вся Аляска, да, кое-что потратили на строительство дорог, но огромная часть этих денег ушла в карман концессионера Дервизе, его покровителя и приближенных. 

Ничего не напоминает из современной истории ?