Долги больниц растут, а доходы медработников падают

На модерации Отложенный

Аудит, проведённый экспертами Счётной палаты, показал, что в 2023 году долги медучреждений, работающих в системе ОМС, снова росли. Одновременно с этим стало больше регионов, где зарплаты медработников не соответствуют показателям майских указов. Государство пытается решать проблемы с доходами медиков точечно, в том числе за счёт повышения социальных выплат для отдельных категорий. Такая тактика приводит к текучке кадров и недовольству оставшихся без доплат сотрудников системы здравоохранения. Конечный результат – снижение качества оказания медицинской помощи.

Долги российских больниц продолжают расти

По итогам девяти месяцев 2023 года долги российских больниц увеличились на 40 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, следует из отчёта Счётной палаты. Суммарная задолженность повысилась на 10,2 млрд – до 25,6 млрд рублей. Более 64 процентов расходов медучреждений приходится на зарплаты сотрудников.

По результатам первого полугодия 2023 года требования к уровню зарплат врачей не исполнили 55 субъектов (в 2022 году – 27), среднего медицинского персонала – 32 (в 2022-м – 18), младшего персонала – 76 регионов (годом ранее – 60). Напомним, согласно майским указам президента от 2012 года, заработная плата врачей должна составлять 200 процентов от средней по региону, среднего и младшего медперсонала – 100 процентов.

Медицинский персонал 55 субъектов РФ не получил положеных выплат.Медицинский персонал 55 субъектов РФ не получил положеных выплат. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Собеседник «Октагона» из сферы здравоохранения Орловской области обращает внимание на то, что в 2023 году одновременно с ростом просроченной задолженности больниц резко увеличился объём неиспользованных субвенций, предоставляемых из бюджета ФОМС.

– Если на конец 2022 года объём неиспользованных средств составлял 51 миллиард рублей, то за девять месяцев 2023 года показатель достиг 175 миллиардов рублей, – отмечает он. – Это говорит о том, что финансирование есть, но медучреждение не может получить его, так как не оказывает медицинскую помощь в должном объёме. Причин тут может быть две. В случае с небольшими населёнными пунктами в первую очередь идёт речь о нехватке пациентов. Учёт их количества, а, соответственно, и норматива по оказанию услуг по ОМС отстаёт от реальности – в последние годы население всё активнее мигрирует в крупные города. При нынешней системе финансирования спасти такие медучреждения от банкротства может только оптимизация – слияние с другой, более крупной больницей. Вторая причина неполучения средств ФОМС – нехватка врачей, которые могут предоставить пациентам все необходимые услуги в срок.

Собеседник издания уточняет, что сложность с финансированием по системе ОМС состоит ещё и в том, что недофинансирование медучреждений возникает не только тогда, когда услуги не оказаны в полном объёме, но и в ситуациях, когда они оказаны сверх положенного. С этим чаще всего сталкиваются больницы крупных городов.

Получить дополнительные средства ФОМС почти невозможно, и это одна из причин, по которой пациенты вынуждены месяцами ждать очереди на операцию.

Аналитики Счётной палаты указывают: нехватка средств у больниц наблюдается в том числе из-за раздутого штата административного персонала. Проверка выявила, что в 2022 году в ряде регионов средняя доля административно-управленческого персонала превышала 40 процентов при доле врачей 11,1 процента. В разрастании больничной администрации видят источник проблем с зарплатами и сами медицинские работники.

– После того как у нашего медучреждения стала расти просроченная задолженность, медперсонал лишился премий и части надбавок, – рассказывает «Октагону» врач Александр Андреевич. – Но выписывать премии администрации руководство не забывает. Если раньше у главврача было два заместителя, то теперь их около десяти; сотрудников бухгалтерии не меньше, хотя в былые годы хватало одного главбуха. При этом, когда на врачей вешают дополнительную нагрузку по оформлению документов, за это не доплачивают и помощников не присылают.

Медики не могут достучаться до властей

По данным Росстата, на которые ссылаются в том числе аналитики Счётной палаты, зарплаты медиков по итогам года увеличились. Врач получает в среднем 105 455 рублей, средний медицинский персонал – 52 710 рублей, а младший – 44 965 рублей. Медработники утверждают, что такие зарплаты получают в основном сотрудники здравоохранения в Москве и на Крайнем Севере, в других же регионах цифры можно делить на два. Из-за низкой оплаты труда дефицит специалистов ежегодно повышается, а попытки решить проблему полумерами приводят к тому, что одна болевая точка сменяется другой.

После того как 1 марта был существенно поднят размер социальных выплат для ряда медицинских работников из сёл и малых городов, медики, для которых надбавки не были предусмотрены, стали массово записывать видеообращения к Владимиру Путину с просьбой устранить несправедливость.

Доплаты медикам стали горькой пилюлей

Для медиков из сёл, районных центров и малых городов с населением до 100 тысяч человек с 1 марта увеличен размер специальной соцвыплаты, введённой год назад. Кроме того, к 1 апреля главы регионов должны были довести долю окладов всех медработников в структуре заработной платы до 50 процентов. Дефицит врачей, среднего и младшего медперсонала растёт не первый год. По мнению самих медработников, предлагаемые Правительством меры не помогают системно решить вопрос: латание дыр в одном месте провоцирует их появление в другом.

Перейти к материалу

Президенту пожаловались более 70 отделений скорой помощи со всей страны, сотрудники стационаров и паллиативных отделений.

– Почему работникам скорой помощи не назначали социальные выплаты ещё в прошлом году, не понимает никто, – делится врач скорой помощи Татьяна Белякова. – Нагрузка у нас значительно выше, чем у терапевтов в поликлинике, а зарплаты копеечные даже при нагрузке в полторы-две ставки. Текучка на скорой помощи колоссальная: люди увольняются один за одним, чтобы устроиться на позиции, где положена надбавка. Вопрос: кто дальше будет спасать людей? Чиновники считают, что медработники, оставшиеся без соцвыплат, вместо надбавок получают хорошие квартальные и годовые премии, но это не так.

По свидетельству медработника, во многих субъектах страны после мартовского повышения окладов были урезаны стимулирующие выплаты. В результате в некоторых случаях персонал стал получать меньше. О медиках, работающих в паллиативных отделениях, региональные власти вспоминают ещё реже.

– Складывается парадоксальная ситуация: медики из поликлиник, стационара и неотложки получают социальные выплаты, а врачи и медсёстры из реанимации и скорой помощи, в руках которых находится жизнь пациента, – нет, – заключает собеседница.

«В некоторых медучреждениях лишили соцвыплат даже тех, кому они изначально полагались. С этой целью фельдшеров, например, переводят на полставки. Мы вынуждены унижаться, выпрашивая у властей надбавки, но на нас не обращают внимания».


Татьяна Белякова | врач скорой помощиТатьяна Белякова
врач скорой помощи

В отдельных случаях медработники лишились положенных надбавок только лишь из-за названия медучреждения. В Касимове (Рязанская область) центральная районная больница в 2018 году была переименована в межрайонный центр. В связи с этим сотрудники больницы в городе с населением менее 50 тысяч человек не могут получить выплаты.

– В поликлинике нашего медучреждения надбавки выплачиваются. Теперь зарплата у местной медсестры выше, чем у врача стационара, – сообщает один из врачей медучреждения.

В больницах встречаются случаи несправедливого распределения зарплат между сотрудниками.В больницах встречаются случаи несправедливого распределения зарплат между сотрудниками. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

В конце апреля председатель Госдумы Вячеслав Володин резко отреагировал на доклад главы Минздрава Михаила Мурашко о модернизации системы здравоохранения. По словам министра, 2,7 тыс. медучреждений получили новое оборудование и средства на развитие инфраструктуры. Володин поинтересовался, кто на этом оборудовании будет работать: «Во многих районных центральных больницах оборудование стоит на складе, в пакете, потому что нет специалистов. Это главный вопрос».

Между тем на съезде Федерации независимых профсоюзов России Владимир Путин объявил, что в 2025 году начнётся внедрение новой системы оплаты труда работников здравоохранения и образования. В 2027 году она должна распространиться на всех работников бюджетной сферы страны. Реализация пилотного проекта должна была начаться в 2021 году, но сроки неоднократно переносили. Суть нового подхода заключается в том, что базовый оклад должен стать единым для всех регионов, а дополнительные выплаты начисляться по прозрачной и понятной схеме.

Светлана Цикулина