Тарифная вакханалия

На модерации Отложенный

11 апреля в Госдуме состоялся «разбор полётов». Заваленные письмами граждан с жалобами на непомерный рост платежей за обслуживание газового оборудования в многоквартирных и частных жилых домах, депутаты решили выяснить, в чём дело.

  Оказалось, что всему виной утверждённая правительством методичка минстроя, которую ведомство разработало, пользуясь принятыми в прошлом году поправками в федеральное законодательство. Методуказания содержали такой простор для «творчества» газораспределительных организаций (ГРО), что те стали включать в оплату за техобслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВД(К)ГО) любые производственные и хозяйственные издержки, вплоть до командировочных расходов и покупки канцтоваров. Росту тарифов способствовало и то, что по изменённым нормам закона ГРО получили фактически монопольное право на обслуживание домов, потеснив мелкие компании, доверие к которым снесло взрывной волной многочисленных ЧП.

Итак, методичка минстроя после вступления в силу с 1 января 2024 года поправок в закон о газоснабжении и Жилищный кодекс вызвала настоящую тарифную вакханалию. Например, на Сахалине техобслуживание газового оборудования подорожало на 25—28%, в Калужской и Московской областях — на 30%, в Воронежской — на 20—75%, в Ханты-Мансийском автономном округе — на 51%, в Астраханской области — на 144% и далее разновеликими скачками по всей стране.

Громче всех вдарила по коммерческим струнам Самарская область, где 90% рынка принадлежит частной структуре — «Средневолжской газовой компании» (СВГК), связанной с фамильным бизнесом местного олигарха Владимира Аветисяна. В результате если раньше самарцы, живущие в многоквартирных домах, «опекаемых» СВГК, платили в месяц за обслуживание газовой плиты 165 рублей, то после пересмотра тарифов вынуждены были выкладывать 527 рублей. Обслуживание водонагревателей подорожало с 318 рублей до 1097 рублей.

Не отстали и другие компании. «Сызраньгаз», например, оценила обслуживание газовой плиты в многоквартирном доме в 770 рублей вместо прежних 318, а обслуживание водонагревателя — в 1634 рубля вместо 636. В среднем расценки на обслуживание внутридомового газового оборудования в Самарской области повысились в 2,5 раза, а внутриквартирного — на 150—330%, за что, по мнению Михаила Матвеева, должны нести ответственность и местные власти. «Тем более что и действующий губернатор, и ныне арестованный председатель правительства Самарской области (по обвинению в превышении должностных полномочий при строительстве станции метро. — Ред.) в своё время были директором и замдиректора той самой частной монополии СВГК, — заметил депутат.

Выйдя на трибуну Госдумы для выступления от фракции КПРФ, Михаил Матвеев зачитал выдержку из полученного им с утренней депутатской почтой письма от самарского пенсионера:

«В советское время проверяли газ раз в квартал, потом с перестройкой и торжеством демократии и капитализма проверок вообще не стало. Несколько лет назад появилась в платёжках графа «ВДГО». Раньше по ней выходило немного, но теперь ежемесячно 73 рубля начисляют. За год пенсионерам набегает заметно, причём это якобы за то, что газовик трубы и краны хорошо в подъезде обслуживает, один раз в год ходит по квартирам, проверяет утечку газа. И вот новая напасть: «ТО ВДГО». Один газовик будет ходить по подъезду, а другой раз в год на 2 минуты заглянет в квартиру. Удовольствие оценили в 280 рублей, для «хрущёвок», где установлены водонагреватели, дороже — уже в 527 рублей. Если по этому пути пойдут, то вскорости появятся газовые службы по ТО задвижек, ТО кранов, ТО труб, ТО шлангов и так далее. А чем электрохозяйства хуже? Они тоже могут пойти по этому пути, а там и поставщики воды и тепла подтянутся. Уже сейчас на коммуналку уходит 60—70 процентов пенсии. Не хочется думать, что нововведение направлено на быстрейшее вымирание населения».

Наверное, подобные письма приходили и другим депутатам. Поэтому многие парламентарии, обеспокоившись, стали направлять депутатские запросы в ФАС, минэнерго, минстрой, прокуратуру, губернаторам, понимая, однако, что у государства не так много рычагов, способных исправить ситуацию. Тарифы ведь поднимались на вполне законных основаниях, и их госрегулирование не предусмотрено.

«При принятии этого закона мы вам говорили об экспертной оценке, — припомнил коммунист Евгений Бессонов, обращаясь к парламентскому большинству, — и вы проголосовали за этот закон, передав утверждение тарифов «дочкам» «Газпрома»... Сейчас мы пожинаем плоды. Но вы же опять не прислушиваетесь. Мы вам говорили, служба по тарифам должна регулировать, отдайте ей. И Генпрокуратуру надо подключать, ведь если повышение больше инфляции, это необоснованное обогащение».

Как показало обсуждение вопроса, не только «дочки» «Газпрома» импровизировали с тарифами, но и все газораспределительные организации, получившие доступ к кошелькам граждан.

«Создаётся впечатление, что, пользуясь своим монопольным положением на рынке, решили возместить упущенную выгоду с 2019 года, когда они были исключены из процесса взимания оплаты услуг по газораспределению и ТО ВДГО... взвинтив цену на услуги без какого-либо экономического обоснования», — заметил Михаил Матвеев.

Долго запрягали контролирующие органы. Наконец стало заметно кое-какое движение. В день рассмотрения Госдумой вопроса о ситуации, сложившейся с тарифообразованием на техобслуживание газового оборудования, на сайте Управления ФАС по Самарской области появилось сообщение, что выданы преду-преждения ООО «Средневолжская газовая компания» и ОАО «Самарагаз» в связи с «нарушениями антимонопольного законодательства», «выразившимися в злоупотреблении доминирующим положением путём навязывания невыгодных условий договоров о техническом обслуживании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». На следующий день такое же предупреждение поступило и в адрес ООО «Газпром газораспределение Самара». Хорошо, конечно, если удастся хотя бы отчасти приструнить самарских буржуа, оседлавших газовую трубу, но и в других регионах люди требуют справедливости.

Поэтому, пользуясь возможностью парламентского контроля, Госдума приняла постановление, внесённое комитетом Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, обратившись к министру строительства и ЖКХ Иреку Файзуллину с просьбой рассмотреть вопрос о возможности пересмотра методических указаний по расчёту размера платы за техобслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а также об организации совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ мониторинга размера платы за техобслуживание и ремонт ВД(К)ГО.

По всей видимости, обращение депутатов будет услышано, и минстрой скорректирует злополучную методичку. Однако вопроса госрегулирования цен, который является краеугольным в проблеме тарифообразования, это, увы, не решит.

Вообще почаще надо с народом советоваться, считают во фракции КПРФ. Внесённый Анжеликой Глазковой законопроект об изменении закона о референдуме разрывал путы, которыми стреножено сегодня народное волеизъявление: ограниченные сроки проведения референдума, суженный перечень вопросов, разрешённых для вынесения на всенародное обсуждение, и, напротив, необоснованно завышенное требование к количеству его инициаторов.

По действующему законодательству референдум не может проводиться в последний год полномочий президента, Госдумы, в период общефедеральной избирательной кампании, а также в течение трёх месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения. Депутат Глазкова предложила исключить эти положения из действующего закона. «Что плохого, если подготовка референдума совпадает с проведением предвыборной кампании и агитации? Ведь и сейчас региональные референдумы по разным вопросам совмещаются с выборами, тем самым экономится бюджет», — заметила депутат.

В соответствии с действующим законом о референдуме число инициаторов должно быть не менее 2 миллионов, причём необходимое количество подписей надо собрать в течение 45 дней, то есть больше чем по 44 тысячи в день. Глазкова предложила сократить количество собираемых подписей с 2 миллионов до 500 тысяч, увеличить срок сбора подписей с 45 дней до 60 и снизить с 40 до 10 процентов количество проверяемых подписей. Автор законопроекта обратила внимание думского комитета по госстроительству и законодательству, давшего отрицательное заключение на законопроект, что количество подписей для выдвижения кандидата в президенты было сокращено с 1 миллиона до 200 тысяч и проверке подвергается только пятая их часть.

Сегодня на референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении и продлении срока полномочий президента, депутатов Госдумы, а также о проведении досрочных выборов президента и депутатов Госдумы. Депутат Глазкова считает, что это — необоснованное сужение прав граждан. Она предложила исключить данные положения закона.

«Действующий федеральный конституционный закон сделал проведение референдума фактически невозможным», — заявила Анжелика Глазкова. Поэтому вот уже на протяжении 30 лет референдум в нашей стране не проводится. Последний раз это было в 1993 году, когда принималась Конституция РФ. Отчуждение народа от решения судьбоносных вопросов не делает чести демократическому государству.

К числу таких вопросов, бесспорно, относится и вопрос о передаче в государственную собственность природных ресурсов и ключевых отраслей экономики, который в 2005 и 2011 годах КПРФ выносила на свой — Народный — референдум! Свыше 96 процентов принявших в нём участие поддержали позицию КПРФ. Имей Народный референдум юридическую силу, не было бы таких взрывоопасных тарифных встрясок, что случилась сегодня по вине газовых монополистов.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.