«Поджигатель и пожарный»: смогут ли США сдержать Израиль после нападения Ирана
На модерации
Отложенный
Вашингтон – Реакция администрации президента США Джо Байдена на историческую ракетную атаку Ирана и беспилотников на Израиль была двоякой: Вашингтон вновь подтвердил свое обещание всегда поддерживать своего «железного» союзника Израиля, а также обратился к правительству премьер-министра Израиля Бенджамина. Нетаньяху не предпринимать дальнейших действий, которые могут втянуть регион в более широкую войну.
Грядущие дни покажут, совместимы ли эти два варианта, или же приоритеты двух правительств находятся на пути к коллизии, сообщили аналитики телеканалу «Аль-Джазира».
В краткосрочной перспективе иранское нападение 13-14 апреля является удачным ходом как для Израиля, так и для его сторонников в Соединенных Штатах. С их точки зрения, это дает новое оправдание военной поддержке Израиля, одновременно ослабляя внимание мира к предполагаемым злоупотреблениям, совершенным в секторе Газа за семь месяцев войны, по мнению Триты Парси, исполнительного вице-президента вашингтонского Института ответственного государственного управления Куинси.
Но неповиновение Нетаньяху призывам США к сдержанности может привести к тому, что администрация Байдена будет еще больше скована своими политическими и идеологическими обязательствами перед Израилем, что в конечном итоге может втянуть Вашингтон в более широкую войну, добавил он.
«Байден посоветовал израильтянам принять это как победу и остановиться на этом», — сказал Парси телеканалу «Аль-Джазира». «Хотя это и полезно, это ни в коей мере не является достаточно сильным и ясным, учитывая систематическое игнорирование Нетаньяху советов и предупреждений Байдена в частном порядке в течение последних семи месяцев».
«Это момент – учитывая тот факт, что мы смотрим в пропасть с точки зрения региона – что Байден должен быть намного яснее и сильнее, проведя красную линию для Израиля и Нетаньяху, чтобы не втягивать весь регион в войну. ».
Операция «Истинное обещание»
Байден прервал поездку на выходные и вернулся в Вашингтон, округ Колумбия, в то время как Иран в субботу запустил сотни беспилотников и ракет в сторону Израиля в ходе операции, которую Тегеран назвал «Истинное обещание».
Это нападение стало первым случаем, когда Иран когда-либо напрямую атаковал Израиль, и иранские официальные лица заявили, что оно было направлено на установление «сдерживания». Это стало прямым ответом на израильский удар 1 апреля по иранскому консульству в Дамаске, Сирия, в результате которого погибли восемь человек, в том числе два иранских генерала, и который был широко осужден за нарушение дипломатических норм. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях посольства стран приравниваются к их суверенной территории: юридически бомбардировка иранской дипломатической миссии в Сирии была приравнена к нападению на иранскую землю.
Однако некоторые аналитики предположили, что нападения Тегерана потенциально могли быть сигналом Вашингтону. США и Израиль заявили, что почти все из более чем 300 запусков были перехвачены, при этом сообщалось лишь о незначительном ущербе. Таким образом, атака позволила Тегерану провести то, что многие считали неизбежным ответом на удар Израиля по его консульству, одновременно устранив некоторые из переменных, которые могли возникнуть в результате более внезапного нападения или действий марионеточных сил, что, в свою очередь, потенциально могло спровоцировать менее контролируемый конфликт, по мнению Халила Джахшана, исполнительного директора Арабского центра в Вашингтоне.
«Я не склонен к заговору, но у меня такое чувство, что за последние несколько дней между сторонами наблюдалась некоторая координация по этому вопросу», — сказал Джахшан «Аль-Джазире», отметив, что, как сообщается, это произошло через третьи стороны в регионе.
«Между Тегераном и Вашингтоном было передано много информации. Так [the attack] это не было сюрпризом… Это своего рода политический театр, но другими способами».
В воскресенье информационное агентство Reuters со ссылкой на представителя администрации Байдена сообщило, что США имели контакты с Ираном через швейцарских посредников как до, так и после нападения. Однако чиновник отрицал, что Иран дал «уведомление» перед запусками, которые, по утверждению чиновника, были направлены на «уничтожение и причинение жертв».
«Поджигатель и пожарный»
После нападения миссия Ирана при ООН дала понять, что дальнейших планов ответных мер против Израиля не существует, заявив в своем заявлении, что «вопрос можно считать решенным».
«Однако, если израильский режим совершит еще одну ошибку, ответ Ирана будет значительно более суровым», — говорится в заявлении, предостерегая США «держаться в стороне».
Со своей стороны, высшие должностные лица США и Израиля провели несколько часов после нападения на шквал звонков, причем Байден, как сообщается, заявил Нетаньяху, что Вашингтон не поддержит последующий удар Израиля по Ирану. По словам представителей администрации, Байден подчеркнул силу, которую Израиль продемонстрировал для защиты от нападения, стремясь при этом разрядить дальнейшие боевые действия.
По словам Брайана Финукейна, старшего советника программы США в Крайсис Груп, ответ администрации Байдена воплотил в себе «микрокосм их общего подхода с седьмого октября».
Этот подход «заключается в том, чтобы играть роль поджигателя и пожарного в Израиле-Палестине и на Ближнем Востоке», сказал он.
Администрация Байдена продолжала оказывать материальную и политическую поддержку Израилю во время войны в Газе, даже несмотря на то, что она столкнулась с растущим внутренним давлением с требованием обусловить помощь на фоне широко распространенных обвинений в нарушениях со стороны Израиля в анклаве. По данным властей Газы, с начала войны было убито по меньшей мере 33 729 палестинцев.
Администрацию критиковали за то, что в последние недели она оказывала в основном риторическое давление на правительство Нетаньяху, отказываясь при этом использовать материальные рычаги воздействия. Однако израильская забастовка 1 апреля в Газе, в результате которой погибли семь сотрудников гуманитарных организаций Всемирной центральной кухни, включая граждан США и их союзников, привела к тому, что администрация Байдена заняла самую жесткую позицию в отношении Израиля.
Тем не менее, Финукейн объяснил, что американское оружие в течение многих лет позволяло Израилю наносить удары по всему региону, «возможно, в нарушение законодательства США».
«Удары Израиля в Сирии, включая удар в Дамаске 1 апреля, который спровоцировал этот конкретный кризис, были нанесены с использованием военных самолетов, поставленных США», — сказал он, отметив, что это использование может нарушить Закон о контроле над экспортом вооружений, который гласит, что американское оружие должно использоваться только в целях законной самообороны.
Джошуа Лэндис, директор Центра исследований Ближнего Востока в Университете Оклахомы, указал на противодействие со стороны США, Великобритании и Франции заявлению Совета Безопасности ООН в начале апреля, в котором осудился бы израильский удар по консульству Ирана, который он назвал это «эскалацией нарушения обычных дипломатических правил».
«США заявили, что пришло время остановить эту эскалацию», — сказал Лэндис телеканалу «Аль-Джазира». «Но на самом деле оно подливает масло в огонь, так однобоко принимая сторону Израиля и нарушая международные нормы».
Прислушается ли Нетаньяху?
Текущая ситуация оставляет следующий шаг полностью в руках Израиля, сообщили телеканалу «Аль-Джазира» несколько аналитиков.
Нетаньяху и другие израильские официальные лица еще не дали понять, будут ли они реагировать и каким образом, хотя некоторые члены правительства призвали к твердому ответу.
«Я думаю, совершенно очевидно, что Вашингтон и Тегеран, по иронии судьбы, ближе в своих целях. Оба не хотят эскалации по своим собственным причинам», — сказал «Аль-Джазире» Фирас Максад, старший научный сотрудник Института Ближнего Востока.
«Нетаньяху здесь является дикой картой. И опасность для США заключается в том, что это должно [Israel] если не прислушаться к их призывам к спокойствию, они могут оказаться втянутыми в войну и вынуждены прийти на помощь Израилю, возможно, неохотно», — сказал он.
По мнению Андреаса Крига, старшего преподавателя Школы исследований безопасности Королевского колледжа Лондона, как в США, так и в Израиле внутренняя политика, скорее всего, будет определять дальнейшее развитие событий.
«Нетаньяху срочно нужен победный нарратив; ему срочно необходимо продемонстрировать какую-то силу своим избирателям», — сказал Криг телеканалу «Аль-Джазира».
«Так что это делает его наиболее склонным к дальнейшей эскалации кандидатом», — сказал он. «Он, конечно, всегда был весьма склонен к риску, когда дело касалось его политического выживания… Так что на самом деле речь идет не об интересах безопасности Израиля, а о его собственном политическом выживании».
Премьер-министр Израиля стал объектом регулярных и крупных протестов внутри Израиля, многие из которых призывали к его отставке. Некоторые аналитики полагают, что лучший вариант для Нетаньяху остаться у власти — это продолжать войну.
Между тем, нападение Ирана уже активизировало усилия по оказанию большей военной помощи Израилю после нескольких недель растущего давления на администрацию Байдена с целью выставить условия по оказанию помощи своему ближневосточному союзнику. В воскресенье спикер Палаты представителей США Майк Джонсон заявил, что позднее на этой неделе он проведет голосование по вопросу об увеличении помощи Израилю.
«[The attack] изменил повествование. Мы обсуждаем сегодня Израиль, подвергающийся беспрецедентному нападению со стороны Ирана, мы не говорим о голодающих детях в секторе Газа», — заявил Финукейн из Крайсис Груп. «Мы не говорим об ударах дронов по сотрудникам гуманитарных организаций в Газе, что было предметом обсуждения неделю назад».
И хотя политическое давление на Байдена будет продолжаться, чтобы добиться прекращения войны, Нетаньяху также осознает, что Байден, вероятно, считает, что политические издержки разрыва с Израилем в год выборов будут еще более значительными, добавил Лэндис из Университета Оклахомы.
«В конечном счете, из всего этого вытекает плохая новость: Израиль приготовился к очень длительной войне в секторе Газа», – сказал он.
Джахшан из Арабского центра заявил, что из-за давней политики США он не может представить себе сценарий, при котором Байден порвал бы с Нетаньяху, независимо от того, какой курс действий предпримет израильский лидер и каковы могут быть его региональные последствия.
«Исходя из моих личных знаний [Biden] – наблюдая за ним и общаясь с ним на протяжении десятилетий, – я думаю, что он не способен довести разногласия с Израилем до окончательного решения», – сказал он.
«Может быть, больше многословия и двусмысленности, но серьезное изменение политики? Я этого не предвижу»
Комментарии
«Нетаньяху срочно нужен победный нарратив; ему срочно необходимо продемонстрировать какую-то силу своим избирателям»,
Да, как и у каждого политика. Но не это самое главное. А главное то что арабские страны которые заключили договора с Израилем учувствовали в отражение атаки и сейчас ждут действие Израиля, что бы знать с кем они и кто может остановить Иран в его желании навязать свой радикализм всему региону. А остановить его может, только Израиль.
я не знаю, Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что страна ответит на атаку Ирана «с умом, а не интуитивно». «Им нужно находиться в состоянии стресса, так же, как они заставили нас испытывать стресс», — считает он