Как целый год живет Германия без атомной энергетики

На модерации Отложенный

15 апреля 2023 года, незадолго до полуночи, последние три ядерных реактора в Германии были окончательно отключены от сети. После многих лет дискуссий о сроках отключения АЭС все еще остаются спорные моменты по поводу поэтапного отказа от атомной энергетики год спустя.

Например, на Platform X (бывшая Twitter) постоянно утверждается, что Германия просто заменила свою собственную ядерную энергетику импортной. Политик от ХДС Йенс Шпан (Jens Spahn) охарактеризовал федеральное правительство как «угольную коалицию» в этом контексте. Он написал: «Закройте атомные электростанции без выбросов CO2 и вместо этого верните в сеть одну угольную электростанцию за другой». Но так ли это? В каком положении находится Германия после года без атомной энергетики?

Германия произвела 476 тераватт-часов электроэнергии за двенадцать месяцев до поэтапного отказа от атомной энергетики. Эти цифры относятся к так называемой общественной чистой выработке электроэнергии, т.е. к электрическому балансу, который фактически вырабатывается из розетки дома. В течение года после отказа от атомной энергетики, то есть в период с 16 апреля 2023 года по 15 апреля 2024 года, в Германии было произведено 425 тераватт-часов.

Согласно цифрам, последние три атомные электростанции Emsland A, Isar 2, Neckarwestheim 2 произвели 29,5 тераватт-часов электроэнергии в последний год работы до апреля 2023 года. Согласно отчету, за этот период они покрыли 6,3 процента так называемого бремени. Под нагрузкой понимается потребляемая мощность плюс потери в сети.

Однако, с другой стороны, в течение года после отказа от атомной энергетики нагрузка была ниже, т.е. в Германии потреблялось меньше электроэнергии. Например, в год до поэтапного отказа нагрузка составляла 468 тераватт-часов, а через год после поэтапного отказа — 459. Бруно Бургер, эксперт по энергетике из Института систем солнечной энергии Фраунгофера (Fraunhofer Institute for Solar Energy Systems ISE), видит в этом следствие высоких цен на электроэнергию из-за войны в Украине и сокращения поставок природного газа из России.

В интервью ARD Бюргер заключает: «У нас были большие скачки цен из-за войны в Украине и нехватки газа, а также из-за атомных электростанций во Франции, которые не работали».

В результате цены в 2022 году непомерно выросли. Это, в свою очередь, привело к инвестициям в энергосберегающие процессы и устройства, а также в солнечные системы – как в промышленности, так и в частном секторе. Такое развитие событий наблюдалось не только в Германии, но и по всей Европе.

По словам Бургера, Германия компенсировала поэтапный отказ от атомной энергетики за последние двенадцать месяцев за счет возобновляемых источников энергии. При этом Бюргер опирается на цифры ISE, согласно которым 269 тераватт-часов было произведено возобновляемыми источниками энергии в течение года после поэтапного отказа от атомной энергетики, что на 32 больше, чем в прошлом году за счет ядерной энергетики.

По данным Федерального сетевого агентства, доля возобновляемых источников энергии в структуре потребления Германии, то есть генерации, включая внешнюю торговлю, значительно выросла: в период с 1 апреля 2022 года по 15 апреля 2023 года, когда АЭС еще работали, доля составляла 48,7 процента. В период с 16 апреля 2023 года по 31 марта 2024 года она составила 58,3 процента.

Еще одним аспектом, по словам Бургера, является снижение мощности так называемых защищенных электростанций. Это указывает на сумму выработки электроэнергии без учета колебаний возобновляемых источников. Из-за того, что ветер дует непостоянно, солнце не всегда светит одинаково. Кроме того, по словам Бургера, в марте была остановлена угольная электростанция, которая была выведена из резерва в связи с энергетическим кризисом. Этот срок закончился в марте.

Закрытие этих угольных электростанций еще больше снизит гарантированную мощность электростанций, объясняет Бургер. «С другой стороны, в настоящее время в сеть входит все больше и больше систем хранения энергии, в том числе крупных систем хранения энергии, которые затем также могут снова включиться, параллельно с гидроаккумулированием, поэтому я пока не вижу дефицита», — добавляет эксперт по энергетике. Хауке Херманн. Он говорит: «Электроснабжение не зависит от отдельных электростанций, а обеспечивается механизмами рынка электроэнергии и резервными электростанциями, которые уже существуют».