Цены на кофе могут вырасти из-за засухи во Вьетнаме

На модерации Отложенный  На бирже цены на сорт робуста бьют рекорды. Стоимость майских контрактов уже приближается к 4 тысячам долларов за тонну. Это впервые в истории. 

 

У кофеманов по всему миру появился повод для тревоги. Урожай кофе во Вьетнаме – крупнейшем поставщике робусты – под угрозой из-за засухи. На этом фоне биржевые цены на этот сорт зерен взлетели до максимума и уже тянут за собой арабику. Как это отразится на стоимости чашки ароматного кофе в любимом кафе или дома, выяснила корреспондент "Известий" Анна Ничуговская.

Больше 80 тонн кофе в месяц продает компания в Сыктывкаре. На складе тысячи мешков из разных уголков планеты. Есть и из Вьетнама, вот только в этом году поставки из страны могут уменьшиться в разы. Кофейные плантации не выдержали палящего солнца. Вместо ярких ягод фермеры Вьетнама собирают выжженные плоды и подсчитывают убытки. Страна – лидер по продаже робусты в мире – по прогнозам, недосчитается 20 процентов экспорта. Этот сорт чаще используют в производстве растворимых напитков.

"Деревья гибнут и засыхают. Их трудно спасти. Даже если в какой-то момент вода найдется, дерево все равно не выживет, потому что в самих листьях больше нет воды", – сказал фермер Нгуен Хак Чинь.

На бирже цены на сорт робуста бьют рекорды. Стоимость майских контрактов уже приближается к 4 тысячам долларов за тонну. Это впервые в истории. Еще в начале года цена была чуть ниже 2 тысяч 800 долларов. Ситуация во Вьетнаме уже отразилась на мировом балансе.

"Если происходит нехватка сорта робуста, то тогда производители вынуждены искать альтернативные продукты, в этом случае мы говорим о сорте арабика", – объяснила Мария Гаврилина, руководитель отдела категории напитков и кофейного зерна сети кофеен.

Из-за плохого урожая робусты подорожала и арабика – этот сорт чаще используют для варки свежемолотого кофе. Такой скачок на бирже эксперты объясняют паническими покупками обжарщиков, которые боятся дефицита сырья. Еще одна причина – спекулянты.

Они перепродают продукт и зарабатывают на повышении цен.

"Любую плохую новость относительно производства кофе для спекулянтов необходимо развернуть в повышение цен и сделать это повышение цен как можно более основательным. Заодно, может быть, и сгенерировав какие-нибудь еще дополнительные плохие новости", – заметил экономист Василий Колташов.

Вьетнам производит 20 процентов мирового потребления кофе, Бразилия – 40. Зеленые зерна в Россию также везут из Индии, Индонезии, Эфиопии, Уганды, Колумбии и Эквадора – всего больше 20 стран. В Россию экспортируют и обжаренный кофе. Но предприниматели предпочитают обжаривать зерна сами – это позволяет и сэкономить, и быть уверенным в качестве продукта.

Ростер – специальная машина для обжарки кофе, сюда загружают зеленые зерна. Это смесь арабики из Бразилии и Колумбии, а рядом робуста из Индии. У каждого обжарщика свой рецепт, который помогает раскрыть неповторимый вкус и аромат напитка.

У оптовых компаний пока еще остается кофе по старой цене. Крупные операторы заключают контракты на полгода-год. И даже если они начнут закупать кофе по более высокой стоимости, любители бодрящего напитка вряд ли заметят разницу.

"Количество граммов кофе, которое используется при заваривании в чашке кофе, оно небольшое, это где-то 18 граммов. Поэтому увеличение стоимости килограмма на 20-30 процентов повлечет удорожание себестоимости чашки кофе на 2-3 рубля", – объяснил Тимофей Долгополов, собственник компании по обжарке кофе.

Несмотря на плохой урожай во Вьетнаме, эксперты уверены, что цены снизятся, как только начнется сбор урожая в других странах.

"Сейчас в Бразилии ожидается довольно неплохой урожай робусты. Надеемся, что во второй половине года цены скорректируются и будут ниже, чем сегодня", – отметил Рамаз Чантурия, генеральный директор ассоциации "Росчайкофе".

Российские компании постоянно ищут новых поставщиков в странах Африки и Азии, чтобы у кофеманов был выбор. Только за прошлый год в розницу в нашей стране продали порядка 186 тысяч тонн. Сбавлять темпы игроки российского кофейного рынка не собираются.