271. Объясните подробно, как сделан этот ролик из "Аполлона-16"?

На модерации Отложенный

Один товарищ мне написал письмо с просьбой объяснить, как был снят так называемый проезд по Луне в сериале "Аполлон-16". 

Это длинный план на 5 с половиной минут, где мы видим проезд (движение съёмочной камеры) по серой поверхности, усеянной мелкими камешками. 

На переднем плане в кадре расположено некое устройство с проводком, обёрнутое золотой фольгой, а в левом верхнем углу торчит кусок сетчатой антенны.

Один товарищ мне написал письмо с просьбой объяснить, как был снят так называемый проезд по Луне в сериале "Аполлон-16".

Этот проезд снят 16-мм кинокамерой объективом с фокусным расстоянием 10 мм (широкоугольным объективом). 

А вот это нечто, обёрнутое фольгой, по замыслу НАСА - ТЕЛЕкамера:

Расположение телекамеры обведено красной окружностью.Расположение телекамеры обведено красной окружностью.

Вот расположение телекамеры и 16-мм плёночной кинокамеры на схеме ровера:

Один товарищ мне написал письмо с просьбой объяснить, как был снят так называемый проезд по Луне в сериале "Аполлон-16".-3

Я с удовольствием расскажу, как был снят этот план, поскольку хорошо знаком с процессом киносъёмок. 

Впервые на 8-мм любительскую кинокамеру начал снимать в далёком 1974 году, ещё в школьные годы. 

А с 1984 году стал работать в профессиональном кино (будучи студентом ВГИКа), на картине "Жил отважный капитан". 

Работал ассистентом кинооператора на фильме про войну. 

Фильм снимался на широкоформатную 70-мм киноплёнку и вышел в прокат в 1985 году.

В Белом море на съёмках фильма "Жил отважный капитан", 1984 г.В Белом море на съёмках фильма "Жил отважный капитан", 1984 г.

Так вот, с точки зрения своего опыта, могу сказать следующее о киноролике НАСА. 

Этот ролик проезда по Луне снят на самом деле в павильоне с помощью миниатюр. 

Завёрнутая в золотистую фольгу телекамера была совсем маленькая, кукольная. 

И на сером песке были разложены крошечные камешки. 

Самое интересное здесь - способ съёмки. 

Проезд снят покадрово, как снимают мультфильмы.

Наиболее близкий по способу съёмок - пример из кукольного мультфильма "Чебурашка". 

В финале третьей серии ("Шапокляк") Крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк едут на крыше поезда и Гена поёт свою песенку "Голубой вагон". 

Мимо (на заднем плане) проносятся столбы высоковольтной линии и мелькают изоляторы крепления электропроводов.

Один товарищ мне написал письмо с просьбой объяснить, как был снят так называемый проезд по Луне в сериале "Аполлон-16".-5

В конце мультфильма поезд удаляется. 

При этом кукольные персонажи Чебурашка и Шапокляк время от времени двигают головой, а Гена продолжает играть на гармошке.

Один товарищ мне написал письмо с просьбой объяснить, как был снят так называемый проезд по Луне в сериале "Аполлон-16".-6

Надеюсь, всем понятно, что движение поезда снималось покадрово. 

Сняли аниматоры один кадрик, передвинули немного поезд, поменяли слегка растяжение мехов гармошки и положение пальцев крокодила на кнопках гармошки - и сняли другой кадрик. 

И вот так кропотливо, кадр за кадриком снимали весь этот проезд.

И вероятнее всего, на съёмку финального 17-секундного плана удаляющегося поезда ушёл целый съёмочный день. 

Но, скорее всего, времени для съёмки этого плана потребовалось больше.

Так вот, проезд по серому песку в ролике НАСА снят точно таким же способом, как и кукольный мультфильм про Чебурашку и Крокодила Гену - покадрово. 

Разница с мультфильмом про Чебурашку заключается лишь в одном.

Процесс анимации кукольных персонажей. В кадре художник Леонид Шварцман.Процесс анимации кукольных персонажей. В кадре художник Леонид Шварцман.

В нашем мультфильме съёмочная кинокамера стояла на штативе неподвижно, она была 35-мм и относительно большой по размеру. Вот фотографии из музея мультипликации:

Один товарищ мне написал письмо с просьбой объяснить, как был снят так называемый проезд по Луне в сериале "Аполлон-16".-8Один товарищ мне написал письмо с просьбой объяснить, как был снят так называемый проезд по Луне в сериале "Аполлон-16".-8-2Один товарищ мне написал письмо с просьбой объяснить, как был снят так называемый проезд по Луне в сериале "Аполлон-16".-8-3

А НАСА использовало 16-мм компактную кинокамеру.

Крепление 16-мм кинокамеры на ровереОдин товарищ мне написал письмо с просьбой объяснить, как был снят так называемый проезд по Луне в сериале "Аполлон-16".-9-2Крепление 16-мм кинокамеры на ровере

Вот сравните размеры кинокадра на 35-мм кинопленке и на 16-мм.

Один товарищ мне написал письмо с просьбой объяснить, как был снят так называемый проезд по Луне в сериале "Аполлон-16".-10


Киноплёнка у НАСА была по ширине уже, камера компактнее.

16-мм кинокамера НАСА "Маурер"16-мм кинокамера НАСА "Маурер"

Вот как выглядело расположение 16-мм кинокамеры во время показательных тренировок на Земле:

Кинокамера укреплена в середине ровера, спереди в золотистой фольге - телекамераКинокамера укреплена в середине ровера, спереди в золотистой фольге - телекамера

Как видите, реальная 16-мм кинокамера очень маленькая по размеру. 

Поэтому для съёмки проезда мультипликаторы НАСА просто поставили эту 16-мм кинокамеру на небольшую тележечку, перед широкоугольным объективом на некотором удалении укрепили имитацию телекамеры в фольге, и в покадровом режиме стали снимать проезд.

Вы здесь не видите никакого ровера, поскольку его не было вообще. Вы видите только маячащую на переднем плане игрушечную телекамеру и бутафорскую крошечную антенку.

Замечание перед просмотром видео: 16-мм кинокамера звук писать не могла, поэтому аудиодорожка была наложена на изображение сравнительно недавно, может быть, лет 5 назад.

Весь лунный пейзаж вмещался на съёмочной площадке размером с футбольное поле. 

На съёмку этого проезда, на мой взгляд, ушло 5-6 дней и много-много дней подготовки бутафорского пейзажа.

Поскольку съёмка велась покадрово с большими интервалами во времени, вы не увидите здесь излюбленного приёма НАСА - разлёта пыли. 

Не увидите даже смазки изображения во время резких наклонов кинокамеры.

 Здесь вообще нет никаких признаков, что это снималось в реальном времени. 

Зато наоборот, есть все признаки того, что все кадры во время съёмок были совершенно статичны.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!