ПЕРЕЗАГРУЗКА
На модерации
Отложенный
Аудитория, кафедра, большой, похожий на лекционный зал… и град вопросов аттестационной комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
За кафедру вызывают начальника того или иного районного или городского отдела, ранее аттестованного на эту должность. И тот уже представляет ближайших соратников «по борьбе» – своих заместителей. Эдакий «поручитель», «лоббист» за кафедрой зачитывает характеристику на своего будущего подчинённого.
Претендент на номенклатурную полицейскую должность, в свою очередь, предстаёт перед лицом органа, который за пять минут может изменить его жизнь, со стандартной формулировкой, которую мне нередко приходилось слышать и произносить на комиссиях для призывников в военкоматах:
– Товарищ председатель аттестационной комиссии, подполковник Володченко для… на… очередную аттестацию прибыл. С текстом аттестации ознакомлен. С выводами согласен, – изрядно волнуясь, представляется первый из «экзаменующихся», кандидат на должность заместителя начальника отдела МВД РФ по Калининскому району.
Именно он первым из длиннющего списка (более 200 человек за день) предстаёт перед лицом председателя АК – заместителя начальника главка Вячеслава Болгова.
После краткого приветствия в «стойке смирно» подполковник занимает место в аудитории и ждёт, пока его «поручитель» расскажет комиссии обо всех его достоинствах и, может быть, недостатках. Затем наступает время ответов на специфические вопросы о номерах и содержании приказов по линии Министерства внутренних дел. Подполковник отвечает на все, судя по реакции присутствующих, правильно.
– У членов общественного совета будут вопросы? – обращается к наблюдателям Вячеслав Болгов.
– Скажите, с какими молодёжными организациями в районе вы работаете? – оживился Игорь Бабак.
– Скажем так, в районе нет ни одной организации молодёжи, на которые следовало бы обратить внимание. Мы ведь с ними не взаимодействуем, а препятствуем созданию объединений экстремистского толка, – вместо «экзаменуемого» отвечает его начальник.
– Рекомендую вам местное отделение «Молодой Гвардии «Единой России» – очень позитивная организация, – продолжает зачем-то Игорь Бабак.
Впрочем, больше при мне члены ОС вопросов не задавали.
– Почему на заседаниях аттестационной комиссии не видно председателя общественного совета при ГУВД Михаила Саввы? – задаю вопрос руководителю пресс-службы краевого главка Игорю Желябину.
– Председатель АК не посчитал его присутствие нужным… Как видите, другие члены этого совета присутствуют, – поясняет он.
Аттестуют ещё несколько человек. Процедура всё та же. И для меня она распадается на отдельные фразы: «Ну, знаем, идёт на понижение – справится», «Давайте весь текст не зачитывать», «Ну, что я хочу сказать, текст рекомендации такой же, как у предыдущего сотрудника».
Бывший замначальника Кущевского района претендует на аналогичную должность в соседнем Ленинградском районе.
– Взыскания есть? – задаёт вопрос председатель.
– Три взыскания. Как и у всех, – следует ответ.
– Маловато. Недоработали, – комментирует кто-то из зала.
Конечно, юмор, что называется, специфический, но в результате большинством голосов (три против) кущёвский милиционер отправляется в ленинградскую полицию.
Дальше всё шло как по маслу, на аттестуемых сыпались вопросы на знание нового закона типа: «Что такое полиция?», «Какие у неё функции?», «Как вести себя при задержании?», «В каких случаях возбуждается уголовное дело, в каких нет?». Все отвечали исправно. Готовились ведь. Только время от времени к председателю подходил человек в штатском.
– Это сотрудник службы собственной безопасности. Пока идёт аттестация, идёт дополнительная работа по проверке каждого из претендентов на номенклатурные должности в городах и районах края. А вдруг есть данные, что у них есть, допустим, собственный бизнес. Правда, таких здесь уже не бывает. Все отсеиваются на начальных этапах. Но проверка всё равно идёт постоянно, – поясняет Игорь Желябин.
Когда я уходил из зала, меня не покидало посетившее ранее сравнение с госэкзаменами. Выпускник вуза получает диплом, но документ гособразца ещё не показатель профессионализма. Так и с полицейскими. Аттестовать-то аттестовали, но способны ли взрослые, сложившиеся люди изменить себя и те привычки, из-за которых, собственно, и затеяли эту «перезагрузку»?
Василий Бабак, член Общественного совета при ГУВД по Краснодарскому краю:
– Что бы там ни говорили, но моё впечатление от аттестации самое что ни на есть положительное. Я видел, как не утверждали те или иные кандидатуры. А иных, кого можно было аттестовать и без приглашения на комиссию, вызывают. Но только в случае возникновения каких-либо сомнений. На одном из первых заседаний, на которое меня пригласили, меня поверг в шок один полковник, у которого на груди красовался целый «иконостас» наград. Заслуженный, одним словом, мент. Так вот он от переживаний не мог вымолвить ни буквы, ни слога, ни фразы. А после был почти в предобморочном состоянии.
Владимир Шеверницкий, член Общественного совета при ГУВД по Краснодарскому краю:
– Видно, что идёт большая работа. Меня приглашали на подобные мероприятия в различные подразделения главка. И ни на одном из них я не увидел ничего, что позволило бы мне усомниться, скажем так, в чистоте экзамена. Кстати, и вопросы потенциальным полицейским задают не формальные, а действительно по существу – проверяют знание Закона «О полиции». Да и нам не дают «заскучать» – постоянно требуют задавать вопросы аттестуемым. И ещё один несомненный плюс: происходит какая-никакая ротация кадров. Бывшего милиционера могут «перебросить», например, из Усть-Лабинска в Сочи. И наоборот.
«НГК»: – Волновались?
– Ну конечно. Перед лицом многих начальников. Не каждый день столько «звездочек» перед собой видишь, – говорит новоиспечённый начальник УВД Западного округа управления полиции по городу Краснодару подполковник, Александр Кучмин.
«НГК»: – Много испытаний пришлось пройти, перед тем как ступить на ковёр в качестве аттестуемого?
– Проверка действительно была разносторонней – психолог, детектор лжи, количество взысканий за годы службы, подробнейшее изучение личного дела. А также собеседования со многими непосредственными начальниками из структуры краевого главка.
«НГК»: – То есть аттестация в данном контексте – простая формальность?
– Нет, конечно. Вы же видели, как волнуются коллеги – подкашиваются колени, дрожат руки у взрослых мужчин, как сбивчиво они отвечают. Это показатель того, что мероприятие действительно серьёзное. К тому же к заседанию аттестационной комиссии нужно, как и к любому экзамену, серьёзно готовиться. А это приобретение новых знаний.
Комментарии
Да они живут и служат так же - увидел преступника или честного работника из Собственной безопасности - подкашиваются колени, после рабочего дня принял - вечером и на утро дрожат руки, а сбивчиво излагать свои мысли - так это у них постоянно, так как грамотно и логично излагать свои мысли их не учили никогда.
А вот насчет приобретения "новых знаний" - это мне понравилось очень. По перечню вопросов для тех, кто уже не менее 10 лет служит в органах:
«Что такое полиция?», «Какие у неё функции?», «Как вести себя при задержании?», «В каких случаях возбуждается уголовное дело, в каких нет?».
Не знаю, может, это я чего-то недопонимаю в этой жизни? Разъясните, граждане, не дайте помереть полным дураком!