Предтечи

На модерации Отложенный

Слово в защиту «Нового Мирового Порядка» А. Ледяева


"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под  солнцем". Еккл 1,9

"Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези  Богу нашему". Ис 40,3



Тема настоящей статьи заслуживает глубокой и тщательной разработки, поэтому вниманию читателя представлен конспективный вариант, предельно краткий и ни в коей мере не претендующий на полноту и законченность.

Затрагиваемые вопросы имеют большее значение для людей, не принимающих  программу А. Ледяева «Новый Мировой Порядок» (далее – НМП), нежели для него самого и движения «Новое Поколение». Автор попытался лишь наметить пути раскрытия духовной и национальной основы откровения, полученного Ледяевым, показать закономерность того, что сегодня Бог обращается к человечеству именно через русского проповедника, избрав на сей раз представителя совершенно новой духовной формации, нового учения, нового подхода к христианству, служителя несомненно одаренного и испытанного, чуткого к голосу Святого Духа и любящего Бога.

Иисус сказал: «По делам их узнаете их. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы  греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» (1). «Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего» (2). Если человек искренне интересуется феноменом Ледяева и «Нового Поколения», он последует совету: «пойди и посмотри» (3). В свое время это сделал автор настоящей статьи. В свое время это сделаете Вы, читатель. Если захотите. И тогда у Вашего суждения будет реальное основание.

Поднимает веру тот факт, что более 100 лет назад русские христиане говорили о том же, о чем говорят сегодня русские христиане. И не только говорят, но и делают. То, чего не делали – 100 лет назад! Тело Христово,  «составами и связями будучи соединяемо и  скрепляемо, растет возрастом Божиим» (4). Связями, протянувшимися через века.

Слово становится плотью (5).

«И наступило время, чтобы царством овладели святые» (6).

«Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия» (7) –  это обещание Божье, это Его воля, это то, что произойдет, хотят ли этого отдельные личности, или нет. Это означает подлинное духовное единство всех истинно верующих во Христа Иисуса людей независимо от их конфессиональной, национальной и социальной принадлежности. Рано или поздно, опрокидывая отпор сынов противления (8), Бог сделает то, что Ему нужно. Мы верим, что это происходит. Это началось.

Очерчивая круг затрагиваемых проблем и исторических личностей, с ними связанных, следует отметить, что речь пойдет об идеях, высказанных в разное время своей жизни Ф. М. Достоевским, Вл. Соловьевым, Н. А. Бердяевым и некоторыми другими представителями русской культуры и искусства – идеях и мыслях, непосредственно связанных с содержанием программы А. Ледяева НМП, отдельные фрагменты текста которой будут служить, во-первых, неким стержнем, на который будут нанизываться цитаты, а во-вторых, отправным пунктом в наших рассуждениях. В сущности, настоящая статья скорее компиляция, нежели нечто самостоятельное, автор лишь «сшивает» чужие мысли, предоставляя читателю самому делать выводы.

Отметим: если библейские пророки, один за другим, повторяют пророчество о грядущем Мессие, то это не воспринимается, как плагиат, но означает, что Бог хочет сказать человечеству нечто очень важное. Поэтому, если христиане в разное время высказывали и высказывают сходные мысли, то не означает ли это, что сущий в них Дух Христов (9) стремится донести до нашего с вами сознания  информацию, которая послужит для общего блага?

«Вторжение и Экспансия – вот главная стратегия церкви последнего времени. <...> Насколько  Церковь способна реализовать себя в обществе – настолько она и нужна обществу. <…> Реки воды живой (10) – это стратегические откровения вторжения Царства Божьего на территорию нашего неустроенного проклятого мира», А. Ледяев, НМП.

Не секрет, что находятся люди, для которых эти мысли не просто новы и непривычны, более того – еретичны и крамольны. Мы далеки от того, чтобы спорить с кем бы то ни было, оттачивая аргументацию, пытаясь «обратить в свою веру». Наше дело – утверждать истину такой, какой видим ее мы, «если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (11). И только ли мы одни видим это? Быть может, подобные идеи звучали и ранее?

«Сущность истинного христианства есть перерождение человечества и мира в духе Христовом, превращение мирского царства в Царство Божье <...>. Осуществление самого Царства Божия зависит не только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом; оно есть дело, на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешать. <...> Смысл христианства в том, чтобы по истинам веры преобразовывать жизнь человечества. Это и значит оправдывать веру делами», Вл. Соловьев, «Об упадке средневекового миросозерцания».

«Если мы христиане, то мы не можем не хотеть, чтобы общество было максимально христианским, но реально христианским, а не призрачно христианским. <...> Христианство может быть лишь силой реально осуществляющейся правды Христовой. Новое вино вырабатывается в христианском мире и его нельзя вливать в старые меха», Н. Бердяев, «Царство Божие и царство кесаря».

«Ибо кроме сущностного взращивания добра и вытеснения им зла, кроме непосредственной жизни в Боге, у человека есть иная задача: выполнения в мире трансцендентной воли Бога путем ограждения мира от зла и бережения в нем сил добра, через соблюдение истинного, соответствующего этой цели,  порядка   жизни», С. Л. Франк, «Религиозные основы общественности».

Иисус сказал, что Дух Святой напомнит нам, если мы что-нибудь вдруг забудем (12).

«Маршруты Пробуждения неизбежно проследуют через различные государственные структуры – министерства, Конгрессы и Парламенты. В этом нет ничего удивительного, потому что Божьи пророки и священники – представители небесной власти. Политические вожди – представители земной власти. Небо всегда управляло землей, а священство – царями. Это Божий порядок, который Бог восстановит и утвердит в последнее время», А. Ледяев, НМП.

«Как первосвятитель церкви есть вершина благочестия, а государь христианский – вершина милости и правды, так истинный пророк есть вершина стыда и совести. <…> Истинный пророк есть общественный деятель, безусловно независимый, ничего внешнего не боящийся и ничему внешнему не подчиняющийся. <...> Действительным носителем полной свободы, и внутренней и внешней, может быть только тот, кто внутренно не связан никакою внешностью, кто в последнем основании не знает другого мерила суждений и действий, кроме доброй воли и чистой совести», Вл. Соловьев, «Оправдание добра».

«Бог многообразно говорил отцам нашим» (13). Тому подтверждение – идеи Ф. М. Достоевского, Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева, а раньше – реформы Петра I, а еще раньше – крещение Руси князем Владимиром, и еще раньше – проповеди Иоанна Златоуста.

Цари ходили к старцам потому, что старцы были близки Богу – и отого были праведны.

Близость к Богу дает авторитет. Отчего зависит близость человека к Богу? От стремления человека к этой близости, от степени посвященности человека этой задаче – приблизиться к Святому.

Почему никому не приходит в голову выяснять, кто «правей» – Блаженный Августин или Преподобный Сергий?

Духовное Тело Иисуса Христа в принципе неделимо и понятие «раскола» – это реакция сознания на новое. По молитвам протопопа Аввакума Бог творил те же чудеса, что и по молитвам Серафима Саровского, несмотря на то, что Аввакума сожгли, а Серафима канонизировали.

Почему экстрасенсы могут договориться, а христиане не могут? Не могут ли, в самом деле? Наступает время, когда Бог опровергнет это.

НМП – не выдумка, не фантазия конкретной личности, это мечта Бога. Божьи мечты, в отличие от человеческих, имеют свойство сбываться. Через деятельность конкретных личностей.

«Чем меньше христианского содержания в стране, тем безобразнее и примитивнее общество. Чем больше христианского содержания в стране, тем оно прогрессивнее и цивилизованнее. Реформы, лишенные нравственного Библейского основания повергают общество в пучину хаоса и беспорядка. Реформы, как следствие Духовного Возрождения обеспечат в стране Новый Порядок», А. Ледяев, НМП.

«Все те разнообразные пути, по которым шла европейская мысль в стремлении обойтись в своем построении жизни без Бога, – все они пройдены до конца. Это унылое и горькое сознание не может быть ослаблено ни экономической, ни технической мощью современной культуры, – наоборот, на этом фоне еще более горько ощущает себя современная ищущая душа», В. В. Зеньковский, «Автономия и теономия».

«Русский нигилизм, который стал миросозерцательным базисом русского социализма, был религиозным феноменом. <…> То была религия без религиозного объекта, с объектом, недостойным религиозного поклонения, и религия эта имела роковые последствия, предсказанные Достоевским, мы пожинаем плоды ее в русском коммунизме. Но не смеют осуждать эту безбожную религию интеллигенции те христиане, которые ничего не делали для осуществления христианской правды в жизни и не способны были ни к каким жертвам», Н. А. Бердяев, «О характере русской религиозной мысли XIX века».

«Если правительство закрыто для христианства – оно будет открыто для оккультизма, а это – опасный симбиоз, корневище тоталитарных систем и авторитарных режимов. <…> Пока христиане ограничено рассуждают о своей непричастности, «смиреномудренно» обходя стороной политические вопросы – дьявол успешно оккупирует кабинеты власти. А потом мы удивленно разводим руками: А по какому праву Церковь ограничена в правах? С какой стати она вдруг стала сектой? Почему в СМИ регулярно льется грязная клевета, искажая и уродуя в сознании людей подлинное представление о Церкви?  Почему антирелигиозная травля превращается в систему, отгораживая и без того отгороженных христиан в обществе, обрекая их на полнейшую социальную изоляцию? Почему это происходит? Да потому что Церковь добровольно сдает позиции, создавая великолепную возможность Антихристу контролировать законодательную власть», А. Ледяев, НМП.

«Антихрист с большей энергией обнаруживает свое лже-творчество. И если не будет христианского творчества и христианского строительства жизни, христианского строительства общества, то антихристианское и антихристово творчество и строительство будет захватывать все большие и большие районы, будет торжествовать во всех сферах жизни. <…> Христианское возрождение предполагает новое духовно-общественное творчество, созидание реального христианского общества, а не условно-символического христианского государства. <…> Церковь есть жизнь, жизнь есть движение, творчество. Невозможно долее терпеть, чтобы творческое движение оставалось внецерковным и противоцерковным, а Церковь была бездвижной и лишенной творческой энергии», Н. А. Бердяев, «Спасение и творчество».

«Итак, нормальное отношение между Церковью и государством состоит в том, что государство признает за вселенскою Церковью принадлежащий ей высший духовный авторитет, обозначающий общее направление доброй воли человечества и окончательную цель ее исторического действия, а церковь предоставляет государству всю полноту власти для соглашения законных мирских интересов с этою высшею волей и для сообразования политических отношений и дел с требованиями этой окончательной цели, так чтобы у церкви не было никакой принудительной власти, а принудительная власть государства не имела никакого соприкосновения с областью религии», Вл. Соловьев, «Оправдание добра».

«Христиане, опомнитесь! В то время, как социалисты, мусульмане, мунисты и буддисты возводят свое учение в ранг национальной доктрины, провозглашая своего бога – богом своих народов, христиане, прочно оккупируя задворки всеобщего развития, прячут голову в песок и раздраженно заявляют: «Это не для нас!» Фарисейство извращает людей и превращает их жизнь в театр. «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся», 2Тим 3,5. Ревизируя и упрощая отдельные тексты Писания, они провоз­гла­ша­ют свое «пролетарское» евангелие. «Призрак ходит по Европе – призрак Пробуждения».  У них все призрачно: и Бог, и чудеса, и церковь. В основном, все в духе и условно. Погружаясь в пучину религиозного мазохизма, воспевая боль и слабость, смиряясь и самоустраняясь, они изолируют себя от общества, ради которого Церковь и была создана. Взявши ключи Царства Божьего, сами не входят и другим не позволяют»,  А. Ледяев, НМП.

Возможно, кому-то тон Ледяева кажется слишком резким. Будьте любезны, прочтите-ка вот это: «Но если христиане по имени изменяли делу Христову и чуть не погубили его, если бы только оно могло погибнуть, то отчего же нехристиане по имени, словами отрекающиеся от Христа, не могут послужить делу Христову? В Евангелии мы читаем о двух сынах; один сказал: пойду – и не пошел, другой сказал: не пойду – и пошел. Который из двух, спрашивает Христос, сотворил волю Отца (14)? <…> Дух дышит, где хочет (15). Пусть даже враги служат ему. Христос, нам заповедавший любить врагов (16), конечно, Сам не только может любить их, но и умеет пользоваться ими для Своего дела. А номинальным христианам, гордящимся своею бесовскою верою (17), следовало бы вспомнить еще кое-что из Евангелия – историю двух апостолов: Иуды Искариота и Фомы. Иуда словом и лобзанием приветствовал Христа (18). Фома в лицо заявил ему свое неверие (19). Но Иуда предал Христа и «шед удавися» (20), а Фома остался апостолом и умер за Христа (21)», Вл. Соловьев, «Об упадке средневекового миросозерцания».

Здесь затрагивается очень важный вопрос, болезненный по-особенному. «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и  фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (22). Почему по-особенному? Бог дорожит каждым из нас и утратить любого для Него – это боль, которой нам не познать. Но отголоски, тень ее, слабое эхо страдания Великой Личности, умершей за каждого из нас, доносится порой. «В XIX веке христианская церковь, оскудевшая святостью и еще более мудростью, оказалась лицом к лицу с могучей, рационально-сложной и человечески доброй культурой. Перед ней прошел соблазнительный ряд «святых неверующих в Бога». Для кого соблазнительных? Для немощных христиан, – а как мало было сильных среди них! В панике, в сознании своего исторического бессилия и изоляции, поредевшее христианское общество отказалось признать в светских праведниках – заблудших овец Христовых, отказались увидеть на лице их знамение «Света, просвещающего всякого человека, грядущего в мир» (23).

В этом свете почудилось отражение люциферического сияния антихриста. Ужаснувшись хулы на Сына Человеческого, впали в еще более тяжкую хулу на Духа Святаго (24), Который дышит, где хочет, а говорит устами не только язычников, но и их ослиц (25)», Г. П. Федотов, «Об антихристовом добре».

Это для тебя и меня, сегодняшних христиан, звучит это предупреждение, чтобы мы не повторяли ошибок тех, кто прошел прежде нас по этой земле, которая, не зная того, так нуждается в Спасителе.

«Коммунистическая доктрина отделения Церкви от государства гораздо прочнее засела в религиозном сознании, чем откровение о Великом Поручении и спасении погибающего мира. Подмешивая ленинскую философию к своему «пролетарскому» евангелию, они (христиане – С. П.) продолжают упорно отделять Церковь от государства, добиваясь полнейшей автономии», А. Ледяев, НМП.

«Революции в христианской истории всегда были судом над историческим христианством, над христианами, над их изменой христианским заветам, над их искажением христианства. Именно для христиан революция имеет смысл и им более всего нужно его постигнуть, она есть вызов и напоминание христианам о неосуществленной ими правде», Н. А. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма».

«Удавшееся преступление, конечно, хуже неудавшегося. Но великая милость Провидения состоит в том, что революции никогда не удаются, также как и тирании: они разрушаются тираниями, также как и тирании разрушаются революциями. <…> Достаточно какой нибудь революции провозгласить: «хлеб, мир и свобода» (а это провозглашали все революции), – как начинается голод, война и тирания! В этом «Мне отмщение и Аз воздам» (26), в этом великая милость Божья, не дающая человеку успокоиться на преступлении и плодах его», Б. Вышеславцев, «Парадоксы коммунизма».

Криминальные ценности, воровские законы, зековский кодекс чести – вот наследие тоталитарного режима, так любившего гноить в тюрьмах собственный народ. Что мы видим сегодня, какие каноны проповедуются с экранов ТВ, «стильно-взрослыми» радиостанциями, прессой всех цветов радуги? Удачливые грабители, импозантные убийцы, благородных кровей путаны, философствующие карманники, добрейшей души медвежатники, которым все сходит с рук, в том числе кровь и слезы невинных людей. «Блатняк», возведенный в ранг кумира и образца жизни: «Смачного, вельмишановнi!» Смещение ценностей – нет, их обращение: был негатив, стал позитив. Нам предлагается если не соучаствовать, то молча смотреть на растление наших детей, нам предлагают добровольную духовную лоботомию, каждый день понемногу разъедая сознание эрото-криминально-оккультным коктейлем. Кто сказал, что герои веры превратились в криминальных авторитетов?! Борьба только начинается. Пробуждение – смертный приговор бесам и демонам коррупции, разврата и оккультизма – уже потрясает эту землю. И очень скоро криминальные авторитеты будут становится воинами Иисуса Христа. Самые страшные тюрьмы – духовные – будут взорваны и сметены наступающим ураганом славы Божьей. И святая вера проникнет во все сферы общества, пропитав его, как губку. От нашего слова в сердцах людей будет загораться огонь, который Иисус так хотел принести на землю (27). Он принес этот огонь, горящий сегодня в наших сердцах. И мы несем его другим. Если это есть в тебе и во мне, это будет везде! Дьяволу пора «рвать когти». Если,  как пел А. Макаревич, «цель одна и в радости, и в горе», то хотелось бы уточнить: цель одна, но не в горе, а в радости во Святом Духе (28).

«Только любя Церковь и служа ей, можно воистину послужить своему народу и человечеству. Ибо нельзя служить двум господам (29). Служение ближнему должно совпадать со служением Богу, а Богу нельзя служить иначе, как любя то, что Он сам возлюбил, – единственный предмет любви Божией, Его возлюбленную и подругу, то есть Церковь (30)», Вл. Соловьев, «Заметка в защиту Достоевского от обвинения в «новом» христианстве».

Удивительное ощущение, когда чувствуешь связь всех верующих в Сына Божьего, протянувшуюся от Голгофского креста в день и час, когда пишутся эти строки. Ступив на путь преображения жизни вокруг себя, человек дает возможность Богу с удесятеренной силой изменять его внутреннюю жизнь.

«Я не могу спасаться сам, в одиночку, я могу спасаться лишь вместе с моими братьями, вместе со всем Божиим творением, и я не могу думать лишь о собственном спасении, я должен думать и о спасении других, о спасении всего мира», Н. А. Бердяев, «Спасение и творчество».

«Ограничивая дело спасения одною личною жизнью, псевдохристианский индивидуализм должен был отречься не только от мира в тесном смысле – от общества, публичной жизни, – но и от мира в широком смысле, от всей материальной природы. В этом своем одностороннем спиритуализме средневековое миросозерцание вступило в прямое противоречие с самою основою христианства. Христианство есть религия воплощения Божия и воскресения плоти, а ее превратили в какой-то восточный дуализм, отрицающий материальную природу как злое начало. <...> Представители псевдохристианства, отчасти сами уподобляясь верующим бесам в своем догматизме, а отчасти в своем ложном спиритуализме, утративши действительную силу духа, не могли подражать Христу и апостолам и прибегли к обратному приему. Те изгоняли бесов для исцеления одержимых, а эти для изгнания бесов стали умерщвлять одержимых», Вл. Соловьев, «Об упадке средневекового миросозерцания».

«Как в прежнее, славное время, бесы будут с криком выходить из людей, больные будут вставать с колясок, слепые открывать глаза и славить, славить, славить драгоценного Спасителя Иисуса Христа! В этом потоке смешаются все титулы, звания, чины и сословия. Всякое колено склонится перед именем Иисуса Христа в глубоком сокрушении и раскаянии. У множества уверовавших снова будет одно сердце и одна душа. И снова главным сокровищем человека будет страх Господень», А. Ледяев, НМП.

«Если в Христе, как говорит апостол, живет полнота Божества телесно (31), а в каждом верующем живет Христос (32), то где же тут место для неравенства?», Вл. Соловьев, «Оправдание добра».

Церковь – это люди. Не имеет значения, какого цвета их кожа, на каком языке они молятся и где собираются. В их жизни – живой Иисус. Святой Иисус. Царь Иисус. «И Царству Его не будет конца» (33). Ибо написано: «И наступило  время, чтобы царством овладели святые» (34). Написано. Ты слышишь, дьявол? Написано! «Примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки  веков» (35)!

В начале статьи был сделан акцент на том, что А. Ледяев – русский проповедник. Безусловно, откровение о Новом Мировом Порядке имеет общечеловеческое значение. Но я глубоко убежден, что это – чисто русский феномен и не русским он быть не мог. В его основе в большой мере лежит «всечеловечность русского национального духа» (36).

«И не надо, не надо возмущаться сказанным мною, «что нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру» <...>. Я просто только говорю, что русская душа, что гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себя идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия. Это не экономическая черта и не какая другая, это лишь нравственная черта, и может ли кто отрицать и оспорить, что ее нет в народе русском?»,  Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя».

«О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!», Ф. М. Достоевский, «Пушкин».

Многие называют НМП А. Ледяева утопией, несбыточной мечтой, беспочвенным прогнозом. Употребляют и более сильные выражения. Странно. Неужели речь идет об абстрактных арифметических выкладках? Ведь духовная жизнь человека и общества невероятно многомерна, а порою и просто чудесна. Применять в качестве инструмента ее познания, а тем более  развития лишь «рацио», не оставляя места вере, бесперспективно, как минимум. «Парадоксальным, но глубоко истинным и важнейшим принципом жизни является то, что для того, чтобы достигнуть какой-то определенной цели, следует стремиться не к самой этой цели, но к чему-то еще более возвышенному, находящемуся за пределами этой цели», А. Дж. Тойнби, «Постижение истории».

«Люди факта живут чужой жизнью, но не они творят жизнь. Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми, – они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества», Вл. Соловьев, «Три речи в память Достоевского».

Хотелось бы закончить еще одной прекрасной цитатой: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (37).

Ссылки:

1                      Ин 15,24

2                      Ин 8,38

3                      Ин 1,46

4                      Кол 2,19

5                      Ин 1,14

6                      Дан 7,22

7                      Еф 4,13

8                      Еф 2,2

9                      1Пет 1,11

10                    Ин 7,38

11                    Фил 3,15

12                    Ин 14,26

13                    Евр 1,1

14                    Мф 21,28-31

15                    Ин 3,8

16                    Мф 5,44

17                    Иак 2,19

18                    Мф 26,48-49

19                    Ин 20,24-29

20                    Мф 27,5

21                    По преданию, Фома был убит стрелой из лука во время молитвы

22                    Мф 5,20

23                    Ин 1,9

24                    Лк 12,10

25                    Чис 22,21-33

26                    Рим 12,19

27                    Лк 12,49

28                    Рим 14,17

29                    Мф 6,24

30                    Еф 5,25

31                    Кол 2,9

32                    Гал 2,20

33                    Лк 1,33

34                    Дан 7,22

35                    Дан 7,18

36                    Н. А. Бердяев

37                    2Кор 3,18

 
Литература:
 
А. Дж. Тойнби, «Постижение истории», М.: «Прогресс», 1991.

Ф. М. Достоевский, О русской литературе. – М.: «Современник», 1987.

В. С. Соловьев, Сочинения в двух томах, М.: «Мысль», 1990.

Н. А. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма». М.: «Наука», 1990.

«Н. Бердяев о русской философии», Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.

Журнал «Путь» (сентябрь 1925 - январь 1927 гг), репринтное издание, Книга 1,  «Информ-Прогресс», М., 1992 г.