Злодейское убийство Царя-Освободителя

На модерации Отложенный

Незадолго до мартовского покушения секретные службы предупреждали Государя о серьезных намерениях революционеров. Император, по-видимому, имея в виду шесть ранее не удавшихся на него покушений, заметил, что находится под Божественной защитой.
Несмотря на малочисленность кадров, российские спецслужбы в целом работали весьма эффективно. Многих боевиков-злоумышленников удалось арестовать и нейтрализовать ещё до покушения. Сразу после задержания их вожака Желябова, оставшиеся на свободе боевики во главе с Перовской, решили перейти к незамедлительным действиям.

Первоначально они предполагали заложить бомбу под проезжей частью на Малой Садовой улице. В том случае если бы адская машина не сработала, четверо террористов, загодя расставленных на улице, должны были бросить бомбы в карету Императора сопровождавшуюся казачьим конвоем. В том случае если Александр II и после этого еще останется жив, Желябов должен был лично зарезать царя.
В роковой день 1 марта Александр II отправился из Зимнего дворца в Манеж в традиционном немногочисленном сопровождении. По завершении встречи Император возвращался в Зимний дворец через Екатерининский канал, что едва не нарушило планы смутьянов. В пожарном порядке было принято решение, что четыре бомбометателя встанут вдоль канала и после сигнала Софьи Перовской попробуют поразить карету с помощью мощных ручных взрывных устройств.
Первый взрыв не повредил карету и не причинил вреда Государю. Однако привел к губительной остановке движения кортежа. Император Александр II опрометчиво вышел из кареты, чтобы взглянуть в глаза бросившему первую бомбу Рысакову. Этим замешательством и невольной паузой сполна воспользовался другой бомбист Игнатий Гриневицкий, незаметно для растерявшейся охраны сблизившийся с царем и метнувший самодельное взрывное устройство прямо под ноги Императору.

Прогремел мощный взрыв. Ноги Государя были изуродованы и почти оторваны. Участь Императора была предрешена. Находясь в полном сознании и не теряя присутствия духа он распорядился отвезти его в Зимний дворец, чтобы там, в окружении близких, встретить свою смерть. Так оно и вышло, Император скончался вскоре после того, как его доставили в Зимний. Основной причиной кончины Государя стала обильная кровопотеря.
Всего в результате двух взрывов во время покушения из числа свиты и конвоя ранения получили 9 человек. Из числа чинов полиции и посторонних лиц, оказавшихся на месте теракта, ранено было 11 (из них один мальчик 14 лет, умер на третий день 3 марта). Смертельные ранения получил и метнувший снаряд Гриневецкий.
Вскоре задержали и всех главных участников заговора, во главе со вторым номером группы боевиков Софьей Перовской. Оставшиеся в живых непосредственные участники покушения были повешены 3 апреля 1881 года. Общее настроение пока вменяемой, еще не отравленной революционной сивухой части общества выразила газета «Страна», спустя два дня после злодейского теракта поставившая риторический вопрос: «Какое преступное нетерпение дерзало винить лично монарха, сделавшего столь много, за то, что он не сделал ещё больше?» Как показали будущие десятилетия, вопрос повис в воздухе…
Принявший мученический венец Государь не только отменил крепостное право и провёл целый ряд великих реформ, изменивших облик Российской Империи, но и собирался разрешить подзаконную политическую деятельность, расширить институт народного представительства.

Илья Рябцев