Бомбисты. Теракты, как оружие борьбы

На модерации Отложенный


 До сих пор во многих городах России можно встретить улицы, и даже площади названные в честь бомбистов, так называемых революционеров, болевших всей душой за счастье трудового народа, при этом их даже не смущало то, что от взрывов их бомб гибли простые обыватели из числа этого самого трудового народа, ради которого бомбисты все это и затевали.

Первой наиболее серьезной террористической организацией в России стала знаменитая «Народная воля», созданная в 1878г. именно члены этой организации первыми задались целью смести царскую власть путем террора, из различных источников известно, что эта организация насчитывала всего около 500 человек активных членов, подпольщики рассчитывали что, уничтожив  царя физически можно будет тем самым дезорганизовать и всю деятельность царского государственного аппарата, по их мнению  народ сразу восстанет и возмутиться, однако,  первое же неудачное покушение на Александра II осенью 1879г. к их удивлению показало, что народ действительно возмутился, но только тому, что кто то посмел поднять руку на помазанника божьего - царя, а схваченного живым террориста, полиции с большим трудом удалость отбить от разъяренной толпы обывателей, а  террорист тем временем кричал: «люди, люди!  я это сделал во имя  Вас!»  Но русским людям в то время, оказывается, были не нужны прелести свободы полученной при помощи револьвера и взрывчатки.

И тем не менее охота на царя продолжилась, если кто то из нас живет на улице С.Н.Халтуриа то возможно знает что данная личность 5 февраля 1880г. при помощи взрывчатки отправила на тот свет 11 человек не в чем не виновных солдат гвардии которые несли караульную службу в Зимнем дворце, все погибшие были героями недавно закончившейся русско-турецкой войны и  за своё отличие на войне были зачисленными на службу в императорский дворец. Совершив покушение «герой» революционной борьбы сбежал в Одессу, где после очередного покушения и был схвачен.

И все-таки Александр II был обречен, террористы вцепились в него смертельной хваткой и вот уже 1 марта 1881г. как говорится в различных учебниках и энциклопедиях, российский революционер белорусского происхождения И.И.Гриневицкий,  действуя как он вероятно считал конечно же во благо простого русского народа подорвал царя и самого себя на самодельной бомбе, улицы названные в честь этого «героя» тоже до сих пор кое-где еще попадаются.
Представители «Народной воли»  после удавшегося покушения воспрянули духом и даже направили молодому государю  Александр III, своеобразный ультиматум, предложив ему  отойти от власти и «посвятить себя культурной работе на благо родного народа», однако революционеры бомбисты,  по всей видимости, еще не вникли, кто пришёл на смену царю-реформатору, а пришел во власть жесткий государственник, который приступил к наведению порядка в стране жесткой рукой, так  уже  к 17 марта все участники убийства Александра II были арестованы, а затем преданы суду.   
Суд был скорый и уже 3 апреля 1881 года все пятеро террористов А. И. Желябов, С. Л. Перовская,Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов    и Н. И. Рысаков были повешены, эти имена тоже многим знакомы, правда,  в основном по штампам прописки в паспортах, а не по свершенным ими деяниям, об их деяниях знают в основном только историки.

Теперь уже Александр III достал всех тех, кто был причастен к убийству его отца,  так всего в 1879-1883 гг.в России прошло более 70 политических народовольческих процессов, по которым привлекалось около 2 тыс. чел. Энергичное противодействие деятельности организации со стороны властей привело к её идейному и организационному кризису. Оставшиеся в живых члены «Народной воли» были приговорены к длительным срокам заключения и вышли на свободу лишь в период революции 1905—1907 гг. И что самым неприятным было для народовольцев, это то, что  убийство Александра II, вопреки предположениям их теоретиков, сторонников так называемого   народнического социализма, не привело к революции - наоборот, оно породило слухи о том, что царя-освободителя убили дворяне ради восстановления крепостного права, таким образом, убитый народовольцами царь среди большинства простых русских людей вдруг приобрел все черты царя пострадавшего за народ.

Наступило спокойное царствование Александра III, в ходе которого на долгих 15 лет прекратились взрывы и покушения, все стали уже забывать про так называемый революционный террор в России и тут наступил жестокий и кровавый 20 век. Все негативные силы в стране почувствовали слабину во власти, слабину и полную безнаказанность.
Поражение в русско-японской войне, кризис всего русского общества все это привело к первой русской революции и к настоящему размаху революционного террора, среди студенческой молодежи стало модным ненавидеть царскую власть и быть революционером, а революционером боевиком, распоряжаться жизнями других людей вдвойне престижно, заниматься революцией и устраивать различные, в том числе и террористические акции стало уделом студентов, курсисток из числа  экзальтированных личностей и других многочисленных авантюристов различных толков тысячами заполонивших Россию того времени. В числе террористических организаций главную роль заняли социалисты-революционеры (эсеры).
Партия была основанна в 1902 году. Главным идеологом партии стал Виктор Чернов.

В программу партии вошли социализация земли (её национализация и превращение в общенародное достояние), установление демократической республики и признание государством гражданских прав и свобод. Партия, в начале XX века впервые во всеуслышание провозгласившая террор частью своей официальной политики, намеревалась спровоцировать правительство на ответные репрессивные меры, тем самым вызвав народное недовольство — а возможно, и революционное восстание. С этой целью при Центральном комитете партии была образована так называемая «Боевая организация» — наиболее законспирированная партийная структура, устроенная по образцу исполнительного комитета «Народной воли».

Из книги американского историка Анны Гейфман «Революционный террор в России, 1894— 1917» известно,   что в России в первое десятилетие 20 века политические убийства и революционные грабежи были действительно массовыми явлениями. Только за один год, начиная с октября 1905-го, в стране было убито и ранено 3611 государственных чиновников. К концу 1907 года число государственных чиновников, убитых или покалеченных террористами, достигло почти 4 500. 
Гибли, становились калеками  в основном простые граждане,  которые жили своей обыденной жизнью, которые были далеки от всех этих революций  и просто волею случая, которые оказались в это время в приемной чиновника по своим мирским делам или проходили по улице в соседнюю скобяную лавку или булочную за хлебом, таких в период с 1905 по 1907гг.

революционеры-убийцы  убили   2 180 человек  и 2 530 покалечили, сделали инвалидами, а общее количество за два года террора составило более 9 тыс. человек.  Самым кровавым годом террора оказался 1907 г. в течение, которого, по некоторым данным на счету террористов было в среднем 18 ежедневных жертв, количество убийств оставалось почти таким же, как в разгар революционной анархии в 1905 году.
Картина поистине ужасающая. Террористы не останавливались и после подавления революции, так  с начала января 1908 года и по середину мая 1910 года было зафиксировано 19 957 терактов и революционных грабежей, в результате которых погибло 732 государственных чиновника и 3 051 частное лицо, а 1 022 чиновника и 2 829 частных лиц были ранены. За весь этот период по всей стране на счету террористов было 7 634 жертвы. Факты говорят о том, что под удар террористической бойни больше всего попадало обыкновенных обывателей.
Подсчитывая общее число жертв, необходимо принимать во внимание не только случаи политических убийств, совершенных до 1905 года, но также и теракты 1910 и 1911 годов, кульминацией которых стало смертельное ранение премьер-министра Столыпина 1 сентября 1911 года, и все последующие предприятия террористов, вплоть до последних зафиксированных террористических заговоров в 1916 году.

Таким образом, историк А.Гейфман считает  вполне вероятным, что в общем хаосе революционной ситуации значительное число терактов местного значения не было нигде зафиксировано, не попав ни в официальную статистику, ни в хронику революционного движения.   В своей книге по исследованию террора в России А.Гейфман также утверждает, что за это время в период с 1894 по 1917гг. жертвами революционного террора стали всего около 17 тыс. чел.  граждан Российской империи.

Эти цифры не отражают ни числа политически мотивированных грабежей, ни экономического ущерба, наносимого актами экспроприации, которые стали после 1905 года источником постоянного беспокойства властей. По словам одного либерального журналиста, грабежи совершались каждый день «в столицах, в провинциальных городах, в областных центрах, в деревнях, на больших дорогах, в поездах, на пароходах… (экспроприаторы) забирают суммы в десятки тысяч, но не брезгуют и отдельными рублями». Известно, что в октябре 1906 года в стране было совершено 362 политически мотивированных грабежа, а в один только день 30 октября департамент полиции получил 15 сообщений об актах экспроприации в различных государственных учреждениях. Согласно подсчетам Министерства финансов, только с начала 1905 и до середины 1906 года революционный бандитизм нанес имперским банкам ущерб более чем в 1 миллион рублей. В течение одного года, с октября 1905-го, был совершен 1 951 грабеж, из которых 940 были направлены против государственных и частных финансовых учреждений. В 1 691 случае революционеры сумели избежать ареста, что прибавило им смелости в совершении крупных экспроприации; считается, что в этот период времени экспроприаторы присвоили 7 миллионов рублей. Как и в случае с политическими убийствами, даже после некоторого успеха в борьбе правительства с революционными грабежами последние продолжали совершаться на территории всей империи, теряя в конце концов связь с политическими событиями и с массовыми беспорядками. За две недели с 15 февраля по 1 марта 1908 года приблизительно 448 000 рублей попало в руки революционеров. Со временем челены террористических организаций приобрели опыт и умение, позволявшие им в некоторых случаях захватывать сотни тысяч рублей единовременно (А.Гейфман «Революционный террор в России, 1894-1917»).</p>

               

Революционный терроризм в России» известен и социальный состав членов боевых организаций, так например,  за все годы существования БО (боевая организация) ПСР (1901 – 1911 гг.) в ее состав входило  91 человек из них 72 мужчины и 19 женщин.
       Сословное происхождение членов БО было следующим: 20 лиц было дворянами, 6 – почетными гражданами, 6 – детьми священников, 13 – детьми купцов, 37 – мещанами и 9 – крестьянами. Цифры позволяют говорить о том, что в БО входили социально активные  элементы каждого сословия, то есть почти всех социальных слоев населения Российской империи.
         Образовательный уровень членов БО выглядит так: 9 человек имели высшее образование, 41 – незаконченное высшее, 32 – среднее, и 9 – начальное.

Статистические данные выявляют достаточно высокую пропорцию образованных лиц, принявших участие в террористической борьбе.
Возраст лиц, вступавших в БО, был таковым: 3 человека вошли в состав БО в возрасте от 50 до 60 лет, 1 – от 40 до 50 лет, 16 – от 30 до 40, 66 – от 20 до 30 и 5 – до 20 лет. На основании приведенных цифр можно констатировать, что в начале 20 века в БО рекрутировались в подавляющем большинстве представители нового поколения террористов, а процент лиц, принявших участие еще в народовольческом движении, был в боевых организациях сравнительно невысок.
         Национальный состав БО за весь период ее существования сложился следующим образом: 60 русских, 24 еврея, 4 поляка, 2 украинца и 1 латыш. Эти данные, несомненно, указывают на то, что основной костяк БО составляли представители самой многочисленной и коренной нации Российской империи  русской. 
         Мотив самопожертвования, сопровождавший теракты, привел некоторых исследователей к мысли, что некоторые террористы имели психические отклонения, и их участие в террористической борьбе объяснялось тягой к смерти. Не решаясь покончить самоубийством, они нашли для себя такой нестандартный способ рассчитаться с жизнью, да еще громко хлопнув при этом дверью. Для тех террористов, которые были воспитаны в христианской традиции, расценивающей самоубийство как грех, подобный выход становился едва ли не единственным.

Последний террористический акт, совершенный членом боевой организации считается тот который был совершен Каплан 30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы на митинге где  выступал В.Ленин. После митинга во дворе завода он был ранен несколькими выстрелами. Каплан была арестована тут же, на трамвайной остановке, на Большой Серпуховской улице. Во время допросов заявила, что это она стреляла в Ленина, которого считает предателем революции. На вопрос, по чьему приказанию, она ответила: «По предложению социалистов-революционеров. Я исполнила свой долг с доблестью и помру с доблестью». Фанни Каплан была расстреляна без суда и следствия 3 сентября 1918 года по устному указанию председателя ВЦИК Якова Свердлова. Последний  руководитель боевой организации левых эсеров Мария Спиридонова была расстреляна 11 сентября 1941, в Медведском лесу вблизи Орла, таким образом, как показал мировой опыт все  революции всегда пожирают рожденных ими же  детей.